Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе детского сада

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе на тему «Липовый мед – в подарок для медвежонка»
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей 5-6 лет. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей старшей группы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно–исследовательская, коммуникативная.
Цель: формирование представлений о разновидностях полезного для человека продукта жизнедеятельности пчел – меда.
Задачи:
- Расширять представления детей о разновидностях меда.
- Развивать логическое мышление (умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, соотносить полученную словесную информацию со зрительным образом). Пополнять словарный запас детей посредством употребления в речи прилагательных (липовый, гречишный, подсолнечный).
- Воспитывать уважительное отношение к профессии пчеловода.
Методы и приёмы педагогической деятельности:, словесные (беседа, вопросы, обсуждение, пояснения, рассказ педагога (пчеловода) о разных видах меда с их демонстрацией, о своей профессии), наглядные (демонстрация презентации, рассматривание карточек – схем при планировании работы, демонстрация наглядных пособий – иллюстраций животных), практические (упражнения и задания по классификации животных, подбору и наклеиванию этикеток на банки с медом), сюрпризный момент. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический) и проблемный методы.
Используемые формы организации деятельности детей: групповая, подгрупповая.
Оборудование и материалы: мультимедийная техника - проектор, экран, два ноутбука с подключенной программой - Skype (скайп), аудиозапись жужжания пчелы; мольберт, столы (в зависимости от количества детей). Иллюстрации с изображением зайца, волка, бабочки, божьей коровки, дятла, совы, карточка – схема с изображением пчел на пасеке, карточка – схема с изображением разных видов меда и липового меда. Для каждого воспитанника (или на подгруппу) изображения банок с медом различного цвета (светло – желтого, темно – коричневого, ярко – желтого), этикетки с изображением гречихи, липы, подсолнечника (на них двухсторонний скотч для приклеивания на банки). Баночки меда разного вида для пчеловода, костюм пчеловода, баночка с липовым медом для медвежонка в подарок.
Предварительная работа: Беседы с детьми о насекомых, просмотр презентаций «На пасеке», «Как появляется мед», мультфильмов «Винни Пух», «Пчелка Майя», «Медовый заговор». Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Цветущие травы», К. Ушинский «Пчелки на разведке», башкирской народной сказки «Медведь и пчелы», «Сказка про мед», стихотворений, пословиц и поговорок, загадывание загадок. Сюжетно – ролевая игра «Магазин», «Пчеловод», подвижная игра «Медведь и пчелы».
Ход образовательной ситуации
Организационный этап.
Воспитатель приглашает детей.
Воспитатель: Ребята, любите ли вы ходить в гости?
Дети: Да
Воспитатель: Почему вам это нравится?
Дети: В гостях угощают, весело, интересно.
Воспитатель: К кому вы ходите в гости?
Дети: К бабушке, к друзьям.
Воспитатель: Ребята, а сегодня вечером нас в гости пригласил медвежонок.
Как вы думаете, ходят ли в гости с пустыми руками? (Нет.)
Воспитатель: А чем мы можем порадовать медвежонка?
Что мы можем принести медвежонку?
Дети: Сладости, подарок.
Воспитатель: Что медвежонок любит больше всего?
Дети: Мед.
Воспитатель: А где можно взять мед?
Дети: В магазине, у бабушки.
Воспитатель: А как вы думаете, как мед мог попасть в магазин, к бабушке? (Ответы детей.)
Воспитатель обращает внимание детей на мультимедиаэкран с изображением того, как мед попал в магазин и предлагает детям рассказать о том, как мед «попал» в магазин.

Мотивационный этап.
Воспитатель: Чтобы порадовать медвежонка, нужен свежий желательно липовый мед. Лучше всего взять его на пасеке у добрых Пчелок. Хотите сходить на пасеку к Пчелке и попросить у нее в подарок липовый мед для медвежонка? (Ответы детей.)
Воспитатель: Куда мы сегодня отправимся?
Дети: На пасеку к пчелам.
Воспитатель выкладывает на магнитную доску карточку-схему с изображением пчел на пасеке.
Воспитатель: А знаем ли мы как отличить липовый мед от других видов меда? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что мы должны узнать?
Дети: Какие виды меда существуют.
Воспитатель выкладывает на магнитную доску карточку-схему с изображением разных видов меда.
Воспитатель: А для того, чтобы найти липовый мед, надо узнать, как отличить липовый мед от других видов меда.
Воспитатель выкладывает на магнитную доску карточку-схему с изображением липового меда.
Воспитатель: Давайте повторим, что мы будем делать?
Дети рассказывают о плане действий, опираясь на карточки-схемы, предложенные воспитателем.

Операциональный этап.
Воспитатель: Сначала давайте вспомним, кто такая Пчелка?
Дети подходят к магнитной доске (или столу), на которой расположены иллюстрации с изображением зайца, волка, бабочки, божьей коровки, дятла, совы.
Воспитатель: Ребята, на полянке нас встречают животные, попробуйте их разделить на три группы. Как называются животные первой (второй, третьей) групп.
Дети: Звери, птицы, насекомые.
Воспитатель: А была ли среди них Пчела?
Дети: Нет.
Воспитатель: По каким признакам мы узнаем пчелу?
Дети: По цвету и форме брюшка.
Воспитатель: Посмотрите, она вышла нас встречать.
Воспитатель демонстрирует на слайде изображение пчелы, слышно жужжание.
Воспитатель: Как вы считаете, кто такая пчела – птица или зверь?
Дети: Насекомое.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Потому что у пчел шесть лапок и тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка. Давайте с пчелкой поиграем!

Физкультминутка.
Цель: организовать активный отдых детей.
Пчелка трудится весь день (руками вокруг себя)
И работать ей не лень (пальцем в знак отрицания)
От цветка летит к цветку (взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения по животу)
Хоботком нектар сосет (наклониться)
За день много соберет (раскрыть все пальцы перед собой)
Унесет нектар тот в улей (полет)
И назад вернется пулей
В сотах утрамбует мед (топанье)
Скоро ведь зима придет (поеживание)
Будет пчелкам чем питаться (имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться (накладывание меда в соты).
Воспитатель: Пчелка предлагает нам несколько банок меда, а этикетки от банок потерялись. Давайте поможем пчелке наклеить этикетки на банки.
Дети садятся (или стоя) за столы. Перед каждым (или для подгруппы) из них лежат изображения банок с медом различного цвета светло-желтого, темно-коричневого, ярко-желтого и этикетки с изображением гречихи, липы, подсолнечника.
Воспитатель: Как вы считаете, сможете ли помочь пчелке? (Ответы детей.)
Воспитатель: Предлагаю попробовать подобрать нужную этикетку к каждой баночке.
Дети прикладывают этикетки на банки в произвольном порядке.
Воспитатель: Ребята, а вы уверены, что этикетки на банках совпадают с тем, что находится в банках? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на экран. Пчелка сомневается, ей кажется, что у нее этикетки были расположены по-другому.
Воспитатель демонстрирует на мультимедиаэкране изображение недовольной пчелки.
Воспитатель: Смогли мы помочь Пчелке верно наклеить этикетки на банки с медом?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему не смогли?
Дети: Потому что пока не знаем, по каким признакам различать мед.
Воспитатель: Как это можно сделать?
Дети: Спросить у взрослого, посмотреть в энциклопедии…
Воспитатель: Я предлагаю спросить у того, кто наверняка знает. А как называется человек, чья профессия связана с разведением пчел?
Дети: Пчеловод (или пасечник).
Воспитатель: Давайте позвоним ему по скайпу.
Дети вместе с воспитателем набирают номер пчеловода и воспитатель помогает детям сформулировать вопрос:
Дети: По каким признакам можно отличить один вид меда от другого?
Пчеловод: Здравствуйте, ребята. Я расскажу вам о разных видах меда. Мед бывает разным в зависимости от того, где пчелы собирали сладкий нектар. Цветы липы дают пчелам липовый мед, цветы гречихи – гречишный, цветы подсолнечника дают пчелам нектар для создания подсолнечного меда. Виды меда отличаются друг от друга цветом, запахом, густотой.
Гречишный – он темный, густой и пахнет гречневой крупой, после того, как постоит некоторое время – загустевает, появляются кусочки, как будто сахара.
Липовый мед или майский – обычно самый первый мед, светло – желтый как цветки липы, запах как у цветков липы, круглый год жидкий, можно свободно перелить из банки в банку.
Подсолнечный – ярко желтый как солнце, как сам цветок подсолнуха, пахнет семечками, после того, как постоит некоторое время – загустевает, появляются кусочки, как будто сахар.
Пчеловод показывает детям баночки с медом разного вида.
Воспитатель: Спасибо, уважаемый пчеловод! Скажите, пожалуйста, трудно ли быть пчеловодом?
Пчеловод: Моя профессия трудная, но интересная и очень важная. Нужно знать характер и особенности пчел, чтобы они не покусали. Если относиться к пчелам по-доброму, заботиться о пчелах, регулярно чистить их домики, то и они ответят добром – принесут много меда.
Дети вместе с воспитателем благодарят пчеловода за помощь.
Воспитатель: Спасибо, уважаемый пчеловод, вы нам очень помогли. А сейчас я предлагаю вам рассмотреть мед и определить вид меда по цвету. Будьте, пожалуйста, внимательны и правильно наклейте этикетки на банки с медом.
Дети приклеивают этикетки на банки.
Воспитатель: Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на экран. Посмотрите, пчеловод прислал правильное расположение этикеток на банках. Давайте сверим свою работу с образцом.
Воспитатель обращает внимание детей на мультимедиаэкран, где показано верное расположение этикеток на банках. Дети сверяют выполненную работу с образцом.
На мультимедиаэкране появляется изображение веселой пчелы.
Воспитатель: Пчелка говорит вам большое спасибо за помощь и дарит мед.
Воспитатель: Ну вот, теперь у нас есть сладкий подарок для мишутки. И вечером мы попьем чай с медом вместе с медвежонком. Согласны? (Ответы детей.)

Рефлексивный этап.
Воспитатель: Что мы с вами сегодня делали? (Ответы детей.)
Воспитатель: Все ли мы сделали, что планировали? (Ответы детей.)
Воспитатель обращает внимание детей на план действий.
Воспитатель: Кому помогали? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.)
Воспитатель: Большое вам спасибо за помощь!

Используемая литература и интернет-ресурсы
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.,2014.
• Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. Москва: Мозаика – Синтез, 2016.
• Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Москва: Мозаика – Синтез, 2012.
• Т.А. Шорыгина. Насекомые. Какие они? Москва: Издательство «Гном», 2008.
• В. А. Темнов. Технология продуктов пчеловодства. Москва: Издательство «Колос», 1967.
• Ф.Х. Никулина. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет. Развивающие игровые занятия. ТЦ «Учитель», 2016.
• Т.М. Бондаренко. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009. – 190 с.

Рекомендуем посмотреть:

План – конспект образовательной деятельности для дошкольников старшей группы: В стране сказок Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе Конспект ОД в старшей группе. Что за зернышко такое, не простое - золотое Конспект ОД в старшей группы на тему: Незнайка и его друзья
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» для детей средней группы ДОУ | Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста. Котёнок
Опубликовано: 2332 дня назад (4 декабря 2017)
Просмотров: 1919
Рубрика: НОД
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!