Мини-музей в ДОУ, как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста
Одна из задач воспитательного процесса - это создание такой развивающей среды, в которой ребенок может максимально развиваться, устанавливать собственные отношения с окружающим миром, историей и культурой. Именно такой средой и являются мини – музеи, созданные в ДОУ.
«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»
Ф. Дзери
Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Проблему решает создание мини музеев в ДОУ, т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в МДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Музейная педагогика является инновационной формой работы в дошкольном учреждении. В детском саду в каждой возрастной группе можно оформить мини-музеи и разнообразные коллекции: мини-музеи часов, кукол, фантиков, оригами, камней, морских и речных ракушек, динозавров, марок, полезных ископаемых, «Русская изба», «От свечи до лампы» и другие.
Всё начинается с пробуждения и укрепления устойчивых и специальных интересов. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Что лучше коллекционировать в детском саду? Главное, чтобы союзники в выборе были дети. Роль педагога - поддержание интереса к коллекционированию (открытки, камни, значки, марки, фантики на темы сказок...)
Мини-музеи в группах позволят сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.
Экспонаты можно использовать для проведения различных видов образовательной и совместно-партнёрской деятельности. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора, что способствует расширению знаний детей об окружающем мире.
Педагогические функции музеев:
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса; - просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, дети старшего дошкольного возраста проводить экскурсии для младших, посещать мини-музеи в других группах, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не простое, как может показаться на первый взгляд. Задача педагога помочь ребёнку в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры дошкольника.
Благодаря музейной педагогике с дошкольного возраста у детей можно развивать: коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития.
Рекомендуем посмотреть:
Музейная педагогика в ДОУ
Мини-музей в детском саду по сказкам
Мини-музей в детском саду
Организация мини-музея в ДОУ. Из опыта работы