Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие в старшей группе. Мир природы

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Мир природы нашего города» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование основ экологической культуры.
Задачи:
• расширять представления детей о природе родного города; воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, способствовать формированию у детей убеждения, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
• Воспитывать чувство гордости, что в нашем родном городе люди берегут, охраняют уголки природы.
• Расширять представления о свойствах воздуха.
• Развивать у детей устойчивый интерес к исследовательской деятельности, любознательность, наблюдательность.
• Развивать эстетическое восприятие окружающего.
• Способствовать развитию умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, рассуждать.
• Совершенствовать умение отражать свои впечатления, знания об окружающем в рисунках.
Предварительная работа: сезонные экскурсии парковую зону «Губайлово»; чтение произведений художественной литературы о природе; наблюдения за объектами живой и неживой природы; работа с дидактическим материалом «Береги природу».
Материалы и оборудование: видео презентация «Мой Красногорск» (слайды), мультимедийная установка, игровой дидактический материал «Береги природу», картины художника Н. Смирнова с изображением пейзажей Красногорска; аудиозапись цикла «Времена года» П.И. Чайковского (Апрель «Подснежник», Март «Песня жаворонка», Май «Белые ночи»), аудиозапись шума ветра, материалы и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности (стаканчики с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакетики, бумажные салфетки – на каждого ребёнка), музыкальный центр, материалы и оборудование для художественного творчества.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное направление развития», «Речевое направление развития», «Социально-коммуникативное направление развития», «Физическое направление развития», «Художественно-эстетическое направление развития».
Ход ООД
I. Воспитатель. Ребята, предлагаю вам сегодня поговорить об окружающей нас природе. Вы согласны? Устраивайтесь поудобнее.
Воспитатель читает стихотворение, чтение сопровождается видео презентацией «Мой Красногорск».
Мой Красногорск.
Мой Красногорск.... Люблю тебя я.
Горжусь тобой и, прославляя,
Хочу в стихах тебя воспеть,
Всё о тебе сказать успеть.
Люблю тебя за юный возраст,
За близость к центру и надежность.
За то, что в городе своем,
Спокойно, мирно мы живем.
Люблю зеленый твой наряд,
Садов и парков нежный взгляд.
Люблю прекрасные пруды,
Где утки дивной красоты.
Люблю каскад больших домов,
Уютность маленьких дворов.
И каждый раз смотрю с любовью
На Дом Культуры «Подмосковье».
Мой милый сердцу городок,
Прекрасный, чистый уголок
За все тебя благодарю –
«Спасибо!» - нежно я шепчу... (В. Арсентьева «Мой Красногорск».)

Воспитатель. О каком городе говорилось в стихотворении? (Ответы детей.)
Воспитатель. Чем любуется автор этого стихотворения? (Ответы детей.)
Воспитатель. Красногорск - необыкновенно красивый город, расположенный в пойме Москвы-реки, в лесопарковом защитном поясе.
Окрестности Красногорска имеют свою неповторимую красоту природы.
А что же составляет мир природы нашего города? (Ответы детей.)

Воспитатель. Природа города имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут ваши ответы на мои загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце.)

Воспитатель. Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? Почему? (Ответы детей).

Пальчиковая гимнастика «Яркое солнышко»
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало.
(Поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, делаем вращательные движения кистями рук.)
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли.
(Соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения.)
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
(Поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево.)
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают. (Снова поднимаем руки вверх и разгибаем пальцы-«лучи».)

II. Воспитатель. Следующая загадка:
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он - невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Воспитатель. Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.
Воспитатель. Ребята, а вы видите воздух? (Ответы детей.)
Воспитатель. Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?
Дети. Мы видим сквозь воздух, воздух прозрачный.
Воспитатель. Правильно, первое свойство воздуха – прозрачность. Воздух мы не видим, зато мы его можем ощутить. Хотите проверить это предположение, ощутить воздух? Тогда давайте поиграем с воздухом. Первая игра – опыт «Помашем ладошкой в лицо». (Дети выполняют упражнение.)
Воспитатель. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется.)
Воспитатель. Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать. Хотите попробовать? Тогда возьмите полиэтиленовый пакетик, и наполните его воздухом. Что вы видите?
Дети. Пакетик стал выпуклым, твёрдым, упругим.
Воспитатель. Почему пакетик стал упругим? (Ответы детей.)
Воспитатель. Следовательно, воздух упругий. Это ещё одно свойство воздуха – упругость.
А какого цвета воздух? (Бесцветный.)
Воспитатель. Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (Безвкусный.)
Воспитатель. Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха).
Воспитатель. Но воздух может доносить различные запахи. Как вы думаете, когда так бывает? (Цветение растений, запах духов, запах свежей выпечки и тд.)
Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
А как вы думаете, можно ли воздух услышать? (Ответы детей.)
Когда его можно услышать? (Дует ветер.)
Воспитатель. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра.)
Воспитатель. Ветер – движение воздуха. Воздух способен двигать предметы. А правда это или нет, мы выясним с помощью следующего опыта. Возьмите, пожалуйста со стола салфетку, салфетка на столе, подуйте на неё. Что случилось с салфеткой? (Ответы детей.)

Воспитатель. А сейчас мы поиграем.
Упражнение на развитие дыхания «Дует, дует ветер...».
(Дети произносят звук с-с-с в разном темпе, с разной силой голоса.)

Воспитатель. Ребята, а есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей.)
Воспитатель. Давайте проверим. Подойдите, пожалуйста, к столам, возьмите коктейльные трубочки и стаканчики с водой. Опустите коктейльную палочку в воду, подуйте в неё. Что происходит? (Ответы детей.)
Воспитатель. Мы дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.
Воспитатель. Можем мы прожить без воздуха? Какой воздух нужен всему живому? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель. Молодцы! И ещё одна загадка:
Меня пьют,
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто такая? (Вода.)

Воспитатель. Где мы можем встретить воду? (Ответы детей.)
Воспитатель. А что же ещё мы относим к природе? (Растения, животные, птицы, насекомые, рыбы и др.)
Воспитатель. Мир природы разнообразный и неповторимый. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красоты природы? (Ответы детей: люди сажают леса, оберегают животных, подкармливают птиц, очищают водоёмы и др.)

III. Раздается стук в дверь, появляется Ёжик, который хочет узнать, что ребята знают ещё о природе Красногорска. Незнайка принёс в подарок картины художника Н. Смирнова с изображением пейзажей Красногорска. (Звучит музыка из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.)

Ёжик. Ребята, вы узнали, что изображено на картинках? (Парк, который расположен рядом с детским садом, пруды.)
Ёжик. Чем отличаются эти пейзажи? (Природа изображена в разные времена года.)
Ёжик. Что общего на всех этих картинах? (Изображён парк района «Губайлово».)
Ёжик. Почему вы считаете, что это - парк? (Есть места, отведенные для отдыха, дорожки, скамейки, фонари.)
Ёжик сообщает детям, что он знает, что ребята ходили в парк к прудам на экскурсию и хочет проверить, были ли ребята внимательны на экскурсии, что они запомнили.
Ёжик. Задает вопросы: кто был в парке?
Что видели там?
Что растет в парке?
Какие животные, птицы живут в парке? (Ответы детей.)
Ёжик. Молодцы! А сейчас - физкультурная минутка.

Физкультминутка «Вместе по парку идём»
Вместе в парке идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на лужок, (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Ёжик просит ребят отгадать, какие деревья встречались на пути прогулки в парке.
Ёжик. Вышли вы из детского сада, шли по тротуару, перешли по пешеходному переходу дорогу, вошли в парк и первым увидели это дерево. Загадываю загадку, если ответ правильный, то на экране появится картинка-ответ.
Никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина.)

Шли дальше и встретили:
Ее всегда в бору найдем
Пойдем гулять - и встретим
Стоит высокая, прямая,
Ствол - смоляной,
Иголки только наверху. (Сосна.)

А между двумя прудами росло красивое могучее дерево:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

Ёжик. Какие еще деревья и кустарники вы встретили в парке? (Береза, рябина, клен, бузина - показ слайдов.)
Ёжик сообщает, что такие леса, которые состоят из разных деревьев, называются смешанные, просит детей запомнить слово.
Ёжик. В смешанном лесу, парке под деревьями растут кустарники, еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустарнички, грибы. (Показ слайдов.)
Ёжик.
В чаще леса, вдали тропинок
Он стоит среди осинок.
Шляпка есть, но нет пальто.
Отгадайте это кто? (Подосиновик.)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных, собирай,
Не мешкай – это…. (Сыроежки.)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый…. (Мухомор.)

На полянке у дорожки
Красивые горошины.
Кто мимо пройдет,
Всяк в рот к себе кладет. (Земляника.)

Ёжик. Молодцы, ребята! А что украшает наш парк? (Пруды).
Ёжик. Если в воде отражаются деревья, кустарники, травы, люди, то на что они похожи пруды? (На зеркало.)
Ёжик. Кто живет в воде? Кто высиживает птенцов в камышах? (Утки.). Каких птиц Вы видели и слышали в парке? (Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, я вижу, что Ёжик. доволен вашими ответами. Вы бывали у наших прудов в парке, многое там видели и запомнили.
А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормит птиц, очищает реки, устанавливают очистительные сооружения и т.д.).
Воспитатель. А всегда ли человек помогает природе? Может ли человек губить природу? (Загрязняет водоемы, вырубает деревья, отлавливает животных и т.д.). Ребята, как вы думаете, почему надо беречь природу? (Ответы детей.)
Воспитатель. Леса, парки нужно беречь и ценить, они красивы во все времена года. Тот, кто чувствует красоту природы и бережёт её, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи, художники, очарованные красотой, пишут картины.

IV. Ёжик предлагает ребятам сформулировать правила охраны природы и подобрать картинки – знаки «Правила поведения в природе».

Проводится дидактическая игра «Береги живое!»
Дети называют правила, выбирают картинку:
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев и кустарников.
4. Не топтать травы, цветы.
5. Не кричать в парке, лесу, не включать громко музыку.
6. Не ловить насекомых.
7. Не разорять птичьих гнёзд.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не ломать паутинки.
11. Не разжигать костров.
12. Не разорять муравейники.
13. Не мыть в водоёмах велосипед.
14. Не рвать водные цветы.

Воспитатель предлагает выразить свои впечатления о встрече с Ёжиком, воспоминания о прогулках к прудам, в парк в своих рисунках. В процессе рисования индивидуальная работа по уточнению замысла, исполнению работы. Рисование проходит под музыкальное сопровождение (П.И.Чайковский, цикл «Времена года»).

По мере выполнения работ, рисунки выставляются детьми работы размещаются на выставочном стенде.

Воспитатель. Нам повезло, мы здесь родились,
Нам повезло, мы здесь живем.
Настой цветов густой и сильный,
Наш Красногорский воздух пьем!

Дети дарят свои рисунки Ёжику.
Ёжик благодарит детей и дарит им дары парка (шишки, веточки, плоды, листья) для поделок.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство» Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада

Похожие статьи:

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Мини-музей в детском саду, как средство воспитания и образования дошкольников
Опубликовано: 1418 дней назад (4 января 2021)
Просмотров: 2501
Рубрика: Мир природы
0
Голосов: 0
Ирина Николаевна Назаренко # 4 января 2021 в 16:08 +1
Валентина Николаевна,очень интересное построение вашего занятия,яркое начало - стихотворение о Красноярске с презентацией, которое сразу заинтересует детей. Все части занятия органически связаны между собой. Много используете методических приемов (загадки,игра,появление героя-ежика, музыка). Я думаю,что все задачи, поставленные в занятии, сумеете решить. Содержание занятия соответствует старшему возрасту.Желаю удачи!Голос!)