Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы

Конспект занятия для детей старшей ортопедической группы по теме
«Использование элементов народной математики в формировании логико-математических представлений»
Автор: Рябченкова Валентина Николаевна, воспитатель второй категории  КДУУ №78 «Пролісок», г. Донецк
Описание материала: предлагаю воспитателям старшей ортопедической группы конспект занятия по математике «Использование элементов народной математики в формировании логико-математических представлений», на котором дети учатся считать «на колодочках», с помощью камешек,  измерять сыпучие народной меркой – жменей, измерять длину  и ширину народной меркой  –  пядью.
Программное содержание:
- познакомить детей с понятием «народная математика», со счетом и письмом в народной математике;
- научить измерять сыпучие народной меркой - жменей, длину - народной меркой - пядью, молоко - глечиком и условной единицей – стаканом;
- закрепить знания о геометрических фигурах,  днях недели, умение пользоваться линейкой;
- воспитывать любовь к своему народу и к его прошлому;
- развивать мышление, память, мелкую моторику рук, любознательность, креативность, находчивость.
Материал: пшено, молоко, глечик, стаканы, мисочки,  метр, линейки,  корригирующие мешочки, салфетки ситцевые 15х15, счетные палочки, отрезки 6х1 с геометрическими фигурами, альбомные листы с изображением змеи, игрушки домашних животных и птиц, домик, ортопедические коврики, листочки в клеточку, ручки, кукла – бабушка, мерный стакан.
Ход занятия
Игровой момент. Воспитатель предлагает детям отправиться в деревню. В деревню дети идут по ортопедической дорожке («травка», «камешки», «мостик», «кочки»). В деревне возле домика детей встречает бабушка. Воспитатель просит бабушку рассказать о народной математике.
Бабушка: Сейчас я вам всё расскажу, слушайте внимательно. Раньше на Украине считали с помощью пальцев, разных предметов (фасоли, гороха, камешков…). Счет на пальцах называли счет «на колодочках». Ребята! Поверните руку к себе ладонью, посмотрите, вы видите, что каждый пальчик поделен на три части, пять пальцев, значит 15 частей, т.е. 15 колодок. Теперь поверните руку другой стороной и опять посчитайте, сколько частей на каждом пальце. Да, тоже 3 части, а всего 15 частей, т.е. 15 колодок. Получается на руке 30 колодок. (Дети считают).
- А сейчас с помощью колодок посчитайте, сколько детей на занятии. (Дети считают).
Бабушка: Рассмотрим следующий способ счета с помощью предметов            (например, камешков). Этот счет люди использовали, когда заготавливали овощи на зиму, в погреб. Вместо погреба у нас будет большой ящик, вместо больших мешков  у нас -  маленькие корригирующие мешочки.
МП/И  «Помоги бабушке заготовить овощи»
(Дети носят мешочки, бросают их в ящик и одновременно кладут камешки в баночку).
Бабушка: Зимой, когда из погреба выносили мешок с овощами, выбрасывали камешек из баночки. Так хозяйка знала, сколько, у неё осталось мешков до конца зимы. Ребята! Я вас познакомила с народными способами счета, а сейчас расскажите мне, как вы умеете считать.
Физкультминутка  с  пальчиками
(прямой и обратный счет)
Пальчики уснули,                   Пальцы правой руки
В кулачок свернулись.              сжаты в кулак.
Один, два, три, четыре, пять       Отогнуть пальцы один за
                                   другим по очереди на счет.
Захотели поиграть!                 Пошевелить всеми пальцами.
Разбудили дом соседей,             Пальцы левой руки сжаты в кулак.
Там  проснулись шесть,             Отогнуть пальцы один за
Семь, восемь, девять, десять       другим по очереди на счет.
Веселятся все.                     Покрутить обеими руками
Но пора обратно всем:              Загнуть пальцы левой
Десять, девять, восемь, семь,      руки один за другим.
Шесть калачиком свернулся,
Пять заснул и отвернулся,           Загнуть пальцы правой
Четыре, три, два, один -            руки один за другим.
Снова в домиках мы спим.            Поднять обе руки, сжатые в кулак.
Бабушка: Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете прямой и обратный счет.
- А знаете ли вы, что раньше ведь и цифр не было?!
- Я вам сейчас расскажу и покажу, как раньше записывали числа. Я буду писать на доске, а вы будете выкладывать числа из счетных палочек.
Один – это черточка одна,
Две черточки – это цифра два,
Три черточки – это цифра три.
Четыре черточки писали –
Цифру четыре так обозначали.
Чтобы написать цифру пять,
Надо нам крышу нарисовать.
Тогда крыша похожа с этим значком,
Когда повернута вверх дном.
А если две палочки крестиком сложить,
То число десять можно получить.

(Работа со счетными палочками).
Бабушка: Молодцы! Все справились с заданием. Теперь вы мне покажите, как вы сейчас записываете числа.
(Дети на листочках в клеточку пишут числа от 1 до10).
Бабушка: Да,  я вижу, что вы справились и с этим заданием.
- Ребята! Посмотрите, какое у меня хозяйство.
(Дети называют домашних птиц)
- Мне надо покормить курочек и петуха. Я хочу познакомить вас с народной меркой – жменей. Раньше не было магазинов, весов, мерных стаканчиков и поэтому сыпучие измеряли жменей (показывает, как это надо делать).
- У меня есть немного пшена, мне надо узнать на сколько дней мне хватит покормить курей. Поможете мне измерять и посчитать?
- Да.
Бабушка: За один раз курочки съедают одну жменю пшена. Кормить их надо 3 раза: утром, днем, вечером. Сколько жменей пшена надо на один день?
- Три.
Задание: насыпьте в каждую мисочку по 3 жмени пшена. Сколько получится мисочек, на столько дней мне хватит кормить курей.
(Дети насыпают пшено, считают, сколько получилось мисочек, отвечают, что получилось семь мисочек).
Бабушка: Значит, пшена мне хватит на 7 дней?
- А как можно сказать по другому?
- На неделю.
- Ребята! Назовите мне дни недели.
(Ответы детей).
Воспитатель предлагает рассказать стихотворение о днях недели.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла пирог,
Весь четверг делала творог,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу суп сварила,
В воскресенье внучёк мой
Пригласил к себе домой.

Бабушка: Да вы, ребята, молодцы, и дни недели знаете. Итак, мы с вами курочек накормили и еще на неделю оставили пшена. Посмотрите, кто у меня есть из домашних животных.
(Дети называют домашних животных).
- Скажите, пожалуйста, какую пользу приносят домашние животные?
(Ответы детей).
Бабушка: Ребята, сейчас я вам расскажу, как раньше определяли количество молока, которое даёт корова. Раньше измеряли только ведром и глечиком. (показывает глечик с молоком). Как узнать, сколько молока в глечике? Для этого выберем условную единицу – стакан. Давайте посчитаем, сколько стаканов молока поместилось в глечик.
(Воспитатель наливает, дети считают).
Бабушка: Вы хорошо считали, я угощаю вас молоком.
(дети благодарят бабушку).
Бабушка: Наступило время узнать, как раньше измеряли длину и ширину предметов с помощью народной математики. Одна из народных мерок длины – это пядь. Пядь – это расстояние между большим и указательным пальцами (показывает пядь).
Задание: Измерять ширину стола пядями.
(Дети измеряют, отвечают).
Бабушка хвалит детей. Воспитатель предлагает детям сделать подарок  бабушке: постельное белье из лоскутиков, лоскутики предварительно надо измерить линейкой.
Дети измеряют, складывают лоскутики так, чтобы получилась простынка, пододеяльник, наволочка. Дарят бабушке подарок.
Физкультминутка «Будем прыгать и скакать»
Раз, два, три, четыре, пять             Прыжки.
Будем прыгать и скакать.
Наклонился правый бок,                  Наклон вправо.
Раз, два, три.
Наклонился левый бок,                   Наклон влево.
Раз, два, три.
А сейчас поднимаем ручки                На носочках, руки вверху.
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожу,                        Садимся на ковер.
Разомнем мы ножку.
Согнем правую ножку,                    Согнули правую ногу.
Раз, два, три.
Согнем левую ножку,                     Согнули левую ногу.
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли                     Держим прямые ноги.
И немного подержали.
Головою покачали                        Качаем головой.
И все дружно вместе встали.             Встаем.

Возвращаемся в группу по ортопедической дорожке. Дети садятся за столы. Воспитатель объясняет, что линейка представляет собой отрезок, счетная палочка – отрезок, полоска картона тоже отрезок. Она предлагает детям выложить геометрические фигуры с помощью счетных палочек. После выполнения этого задания, воспитатель  предлагает сделать подарок нашим гостям. Скоро Новый год – год Змеи. Давайте украсим нарисованную змею отрезками с геометрическими фигурами. Дети украшают, дарят подарок гостям. Занятие окончено.
[/b]ter]Литература
1. Журнал  БВДС  №17-18, сентябрь 2012г.
2. Е.В. Колесникова «Математика для детей 5-6 лет», г. Москва, 2010г.
3. «Азбука физкультминуток для дошкольников», г. Москва, 2008г.
4. Елена Мороз «Математика для дошкольников. Раз – зайчонок, два – зайчонок»,      г. Харьков, 2006г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство» Конспект в старшей группе на тему «Весна в творчестве поэтов и композиторов» Игры по математике с детьми 3-4 лет дома

Похожие статьи:

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по теме: «Путешествие в гости к Математике»

Дидактическая игра по математике для детей 5-7 лет своими руками

Конспект НОД в подготовительной группе «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия по математике во 2 младшей группе по сказке "Колобок"
Опубликовано: 4012 дня назад (28 декабря 2013)
Просмотров: 5489
+2
Голосов: 2
Оксана Александровна Суховецкая # 28 декабря 2013 в 16:08 0
Очень интересный конспект! Возьму на заметку! Мы в следующем году будем старшей группой. Особенно порадовала "народная" математика! Очень познавательно! Спасибо!
Ольга Васильевна Михайловская # 10 января 2015 в 17:47 0
Познавательный материал. Я работаю по теме логическое мышление в математике и ваше занятие мне понравилось Большое спасибо обязательно возьму на заметку.