Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие «Толерантность и мы» с презентацией, 8 класс

Круглый стол «Толерантность и мы» (7-8 классы)
Цели: развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; эмоционального состояния партнеров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.
Оборудование: презентация, с использованием репродукций картин, передающих различное эмоциональное состояние людей.
Задачи:
• дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
• развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
• воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция учащимися сценки “Перед вами две дороги”).
Ход мероприятия
1. Чтение эпиграфов к мероприятию. (слайд 1)
В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать крас¬ками. Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бег¬ло и торопливо.
К.Г. Паустовский

2. Ученик читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко. (слайд 2: во время чтения стихотворения на экране возникают репродукции картин с портретами людей)
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
(слайд 3)
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
(слайд 4)
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знаем, в сущности, о них?
(слайд 5)
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего мы,
Зная все, не знаем ничего.
(слайд 6)
Уходят люди. Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.

(слайд 7)
- Какова его основная мысль? ( Поэт говорит о самоценности любого человека). О том, что очень часто людям не хватает внимания и понимания со стороны окружающих его людей, не хватает терпимости и уважении по отношению друг к другу.) Теперь это понятие носит название «толерантность»

3. Сегодня наш разговор посвящён толерантности. (слайд 8)
16 ноября отмечается Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности, группы, общества в целом.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

- Как это слово определяется на разных языках земного шара?
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
(слайд 9, слайд 10, слайд 11)

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
• в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
• во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
• в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
• в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
• в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
• в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
- Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
- А что же объединяет эти определения? (Ответы).
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

- Подберите синонимы к слову «толерантность» (сострадание, прощение, принятие другого таким, какой он есть, сотрудничество, милосердие, уважение человеческого достоинства, прав других).
(слайд 12)
Делаем вывод, что толерантность (слайд 13) – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

4. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
- Почему молодой человек отказался помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
- Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
(слайд 14)
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
(слайд 15)
Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.
(слайд 16)
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
(слайд 17)
5. А теперь вам нужно распределить слова в 2 колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
(слайд 18)

6. А теперь подумаем, в чем причина одиночества людей, написавших следующие письма: (слайд_________
«Мне было очень трудно. Иногда не могла сдержать слез, иногда подавляла слезы, просто отворачиваясь, чтобы не видеть счастливые лица своих одноклассников. Я им вовсе не нужна. Я не могла подойти к ним. Если и обращалась за чем-нибудь, то мне казалось, что я им навязываюсь»,
«Одиночество я почувствовал сразу и остро. Обычная тема разговора наших ребят не выходит за обсуждение глупых вы¬ходок. Я понял, что не могу продолжать эти бессмысленные разговоры, что я далек от этих тем. Я хочу к людям. Мне нужно с кем-то общаться, с кем-то дружить… Я по характеру робкий, да и к тому же краснею по пустякам…»
Вопросы для обсуждения:
1. Что бы вы ответили авторам писем?
2. В чем причина одиночества ребят?
3. Как им можно помочь?
(слайд 19)
- Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

7. Анализ эпиграфов, которые были в самом начале. (слайд 20)
В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить.
Сократ


Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать крас¬ками. Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бег¬ло и торопливо.
К.Г. Паустовский


- Давайте обсудим эти высказывания. Согласны ли вы с по¬добными мнениями?
- В чем смысл каждого высказывания в отдельности?
- Есть ли среди высказываний то, с которым вы не согласны? Почему?
- Так что же такое толерантность? Скажите одним словом. (слайд 21)
(слайд 22)

8. Рефлексия (высказывания учащихся о своем отношении к часу общения)
Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого–то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому–то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
(слайд 23)
Ведущий:
«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: «О, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?»
Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»

Ведущий: Ребята, все в ваших руках, не завидуйте другим и дорожите дружбой, настоящей и будущей.

(слайд 24)
Школа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
(слайд 25)
Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяем, про то, что человек становится Человеком, только благодаря другому Человеку.

В конце мне хочется попросить вас выполнить одно задание.

Задание “Солнышко толерантности”
- Пожалуйста, возьмите каждый по лучику солнца и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более доброжелательными, открытыми.
(Ученики на листочках бумаги в форме лучика солнца пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок солнышка, и он вывешивается в классе.)
- Спасибо всем за активное участие в нашей дискуссии! Всего вам доброго!
- До новых встреч!

Ресурсы Интернет:
• Панкратова М.А. «Мы выбираем толерантность», 2010 г.
• Модонова О.В. «Урок толерантности», 2009 г.
• Александрова З.В. «Планета Толерантности», 2009 г.
• Презентации «Толерантность и мы», «Беседа о толерантности» и другие.
Презентация на тему: Толерантность и мы

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно - игровая программа для 5 класса на тему: Толерантность Внеклассное мероприятие в 8 классе с презентацией. Правильное питание человека Классный час на тему: Толерантность, 7 класс Урок толерантности, 5 класс

Похожие статьи:

Классный час для 7-8 классов на тему: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

Внеклассное мероприятие 9 -10 класс. Беседа психолога со старшеклассниками

Классный час: Толерантность, 8 класс

Занятие школы актива по теме "Виды и формы КТД"
Опубликовано: 1490 дней назад (23 ноября 2020)
Просмотров: 4334
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!