Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование современных образовательных технологий в школе. Из опыта работы

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, СБО, ИЗО, путём использования современных образовательных технологий, программ и методов
Обобщение педагогического опыта
В педагогической науке познавательная активность определяется как «качество деятельности обучающегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к результативному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в привлечении нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».

Наблюдения за учебной деятельностью учащихся с ОВЗ показывают, что на занятиях у них отсутствует потребность в самопроверке, связанной с выполняемой работой. Кроме того, следует отметить низкий уровень развития навыков самоконтроля — как в процессе деятельности, так и по ее окончании. Например, у такого школьника быстро угасает непосредственный интерес к заданию, требующему терпения и вдумчивости, он не проявляет активности в учебной работе, не стремиться улучшить свой результат, преодолевать возникающие трудности. К допущенным ошибкам учащиеся относятся безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять причину своей неудачи. Все это приводят к тому, что такие школьники не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию. Все это, вместе взятое, тормозит накопление разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии.

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. В последнее время у школьников наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. А, известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий.

Повышение познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
Обоснование выбора темы по самообразованию: повышение познавательной активности обучающихся– это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Цель: повышение качества уровня образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий, программ и методов.

Задачи:
- повысить качество преподавания уроков на основе внедрения новых технологий активного обучения;
- продолжить изучать литературу и материалы сети Интернет о методах повышения познавательной активности учащихся;
- посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- провести самоанализ и самооценку собственных уроков.

Ожидаемые результаты:
- повышение качества знаний и уровня обученности учащихся.
Я считаю, что современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.

На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Большую помощь в этом деле оказывает применение современных педагогических технологий.

В своей работе использую следующие методы повышения активизации познавательной активности учащихся:
- Групповая работа. Школьники учатся работать друг с другом, договариваться, контролировать выполнение задания. Например, «Нарисуй и опиши земноводное» (биология: первый учащийся рисует, а другой составляет описание), «Восстанови развитие и докажи» (по рисунку, в разделе «Насекомые»), «Продолжи диалог» (СБО. «Правила поведения транспорте» т.д.), «Посев семян однолетников» (цветоводство), «1-я помощь при травмах» (прочитай ситуацию, инсценируй, определи травму, окажи помощь. Учащиеся в подгруппах выполняли задание). Открытые уроки я выставляю на сайт школы, делюсь опытом в интернете:

- Обучение творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие, на уроках ИЗО, и внеурочное время открываем новые техники выполнения работ, поделок. Участвуем в конкурсах разного уровня, занимаем призовые места.

- Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Проблемный вопрос, ситуацию я создаю на каждом уроке. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную для него ты получаешь возможность “растормозить” механизм его мышления, зажечь в нём огонёк интереса и включить в активную деятельность на уроке. Например, «Почему крокодилы не живут в наших озёрах?», «Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему?», «Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?»

Ещё один приём «противоречивая информация», например, я предъявляю классу несколько противоречивых фактов по изучаемой теме. Например, при изучении темы «Бактерии», ставлю учащихся перед двумя фактами: вы знаете, что бактерии– причины многих опасных заболеваний, но учёные считают, что некоторые бактерии просто необходимы для поддержания здоровья. Затем в ходе изучения материала ребята стараются опровергнуть или аргументировать каждое из утверждений.

- Эвристический метод обучения должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.

- Здоровьесберегающие технологии.
С целью здоровьесбережения на уроках равномерно распределяю различные виды заданий, чередую мыслительную деятельность с практической, дозирую учебную нагрузку, строю урок с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, нормативно применяю технические средства обучения. На уроке «Кровообращение» (учащиеся выступали в роли крови) 1- группа была малым кругом кровообращения, 2- группа большим кругом кровообращения. Задача: выполнить кровообращение не сталкиваясь группами.
- участвовала в конкурсе «Лучший урок по здоровьесбережению»
- свидетельство о публикации в сборнике «Эффективные формы, методы, приёмы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы» «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии» (29.12.19)

Учитывая психологические особенности учащихся, настроение, уровень тревожности, корректирую формы организации учебной деятельности и стиль общения с детьми. Перед выполнением заданий, снимаю напряжение, «страх» перед предстоящей деятельностью, чтобы ученикам удалось преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела. Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на уроках создаю с помощью таких приемов:
• снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься, зная свойство…»);
• скрытая инструкция («Ты же помнишь, что …»);
• педагогическое внушение («Я знаю, что ты умеешь»);
• авансирование («У тебя получится, так как …»);
• усиление мотива («Нам это так нужно»);
• высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается!»).

На отдельных этапах урока настраиваю учащихся на ситуацию успеха, используя сигнальные карточки:
1. «Я знаю!» –активизация знаний, проверка домашнего задания;
2. «Я еще не знаю!» –переход к изучению новой темы, сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
3. «Я должен узнать!» –изучение новой темы,
4. «Я научился!» –воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
5. «Я узнал! Я молодец!» –рефлексия, ученик говорит себе, что он молодец и объясняет почему, т.е. я узнал или я научился.

- Технология дифференцированного обучения отечественными педагогами рассматривается как принцип совершенствования (реформирования) системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ; содержания и методов образования в соответствии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Одной из целевых ориентаций дифференцированного обучения является обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей.
Для дифференцированной работы использую карточки, тесты, дидактический материал различных авторов или составляю сама, ранжируя задания по уровням сложности. Иногда предлагаю выполнить продуктивные задания всем ученикам. Выбор заданий может быть предоставлен самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

- Применение информационно-коммуникативных технологий способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения. В настоящее время увеличивается влияние медиа- технологий на жизнь человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, или посидит перед компьютером, чем прочитает книгу. Применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, компьютерных игр оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. И, учитывая современные реалии, учитель должен внедрять в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа средств. Поэтому, я считаю, что использование мультимедийного оборудования на уроках как никогда актуально.
- Проектная деятельность. Участвовали с обучающимися в конкурсепроектов
- «День науки и творчества» (очно, сертификат).
- медиа-проектов ««Влияние окружающей среды на здоровье человека» (заочно, сертификат).

Игровые технологии обучения. Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер.Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому я использую на уроках игровые моменты или формой проведения обобщающих уроков выбираю игру. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, то есть реализуются подходы гуманистической педагогики. Игровые моменты я применяю как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий.

Использую биологические задачи.
- Задачи, способствующие развитию логического мышления.
- Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
- Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
- Задачи, связанные с самонаблюдением.
- Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.
Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно - методическая деятельность.

Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах повышения квалификации. Делюсь своим педагогическим опытом: провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия. Выступаю с докладами на МО и педсоветах. Провожу предметные недели, активно участвую в конкурсах, конференция, олимпиадах разного уровня. Участвую в вебинарах Мобильное Электронное Образование, имею сертификат участника.
Таким образом, разнообразие существующих методов и технологий обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Список используемых источников:
1. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы: сборник. М.: ВЛАДОС, 2013. 224 с.
2. Горбунова А. И. «Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся»
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. с134.
4. Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении»
5. Калмыкова З. И. «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении»
6. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009. - №4 (34)
7. Сенько В.О. "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла"
8. Стребелева Е. А.Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр, пособие для учителя М.: Владос, 2007. 256 с.

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Характеристика современного урока

Система посещения уроков

Опубликовано: 1202 дня назад (9 января 2021)
Просмотров: 622
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!