Консультация для педагогов ДОУ на тему "Познавательно-исследовательская деятельность как средство речевого развития дошкольников"
По мнению Л.С. Выготского, «индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях — по сравнению с другими детьми».
Совершенствование познавательной деятельности дошкольников — одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.
Познавательно-исследовательская деятельность направлена на:
- развитие речи;
- получение новых знаний, их усвоение;
- овладение необходимыми умениями и навыками;
- появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.
Одной из задач воспитательно - образовательной работы дошкольного учреждения является развитие культуры речи дошкольников, формирование коммуникативной компетентности воспитанников. Детский сад является средой общения, первой ступенькой к освоению детьми "азбуки общения". Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Речевое развитие через познавательно-исследовательскую деятельность предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в исследовании. Здесь очень важно владеть синонимами, уметь различать значения смысловых оттенков слова. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Познавательно исследовательская деятельность – это один из самых, часто применяющихся методов в работе с детьми(после игровой деятельности). Мы даже не всегда осознаём, как часто мы применяем познавательно исследовательскую деятельность в повседневной жизни. С самого утра, начиная с наблюдений в уголке природы, мы экспериментируем, исследуем, увеличиваем объём знаний, умений навыков, развиваем речь и познавательную активность. На каждом занятии мы что — то исследуем. Например, занятия по ИЗО. Вода для кисточек прозрачная, она не имеет цвета, но, когда мы промываем кисточку, она окрашивается.
Экспериментирование в дошкольном возрасте имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Детское экспериментирование, как метод в педагогической работе, является высокоэффективным и незаменимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков и конечно развитию речи.
Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно - речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.
Опыт «Превращение снега в воду»
Принесли с улицы ведерко со снегом. Вспомнили о том, что происходит со снегом в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает — его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Наблюдения на прогулке: мороз - снег скрипит под ногами, оттепель - снег липкий. Поймать снежинку на варежку, рассмотреть. Можно вынести лупу. Затем, поймать снежинку на ладошку, что с ней произойдёт? Почему на варежке снежинка не тает, а на ладошке тает? Когда отчётливо видны следы на снегу? Почему зимой снег проваливается в сугробах, а ближе к весне нет? Когда и почему образуется наст? Почему появляются сосульки. Дети формулируют свои ответы, выстраивают предложения, высказывая свои мнения.
Исследование на тему «Вулкан»
Дети просили рассказать им о вулканах, после того, когда им прочитали книгу, Алдониной Риммы Петровны «Вулканы ужасные и манящие». Дети рассмотрели иллюстрации в книге, рассмотрели иллюстрации в энциклопедии «Почемучки», узнали много интересного. В группе может появиться макет вулкана, вместе с детьми нужно выяснить, что: «Вулкан похож на конус, из него извергается лава, вулканы бывают спящие, потухшие, действующие. Люди, которые занимаются изучением вулканов – называются вулканологами». Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
В этом исследовании наглядно прослеживается, что познавательно-исследовательская деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, умения обобщать, и анализировать.
Основное значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по — настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалоги используются для обсуждения детьми полученного нового опыта вовремя исследовательских занятий.
Опыт «Влияние воды на бумагу»
Нужно взять разные виды бумаги, которые есть под рукой: салфетки столовые; альбомный лист; обложку журнала; бумажные платочки; картон. Отрезать примерно равные по размеру кусочки и положить их в контейнер с небольшим количеством воды. Наглядно видно, что гофрированная бумага, салфетки, бумажные платочки, газета впитывают воду очень хорошо, а впоследствии и совсем расползаются в лотке. Картон, альбомный лист впитывают воду чуть хуже, так как являются более плотными.
После этого опыта нужно связать свойство бумаги рваться с ее свойством быстро или медленно размокать в воде, дети очень быстро делают вывод, что те виды бумаги, которые вода размачивает быстрее, и рвутся значительно легче. А вот обложка журнала, картон, обои рвутся сложнее. Делая выводы и формулируя свои ответы, дети учатся правильно строить предложения, активизируется словарь, развивается связная речь, совершенствуется грамматический строй речи.
Ну и сейчас мы будем создавать «
огород на окне». Это тоже познавательно - исследовательская деятельность. Почему мы всегда садим горох, или бобы? Потому что лучше всего проследить, как происходит процесс. Горошина очень твёрдая, сморщенная, дети трогают горошину, ощущают её на ощупь. Затем замачиваем для проращивания. Горошина набухает, становится гладкая, мягкая, а самое главное в ней очень хорошо виден росток. Дети всё это видят, понимают, как прорастает росточек. Потом сажаем в землю и ждём всходы.
Очень важно для развития речи в познавательно - исследовательской деятельности использовать художественное слово. Например, «На гряде морковь родится». Вырастут конфеты или нет? Почему? А откуда тогда берутся конфеты? Из чего их делают? А откуда берётся сахар? Шоколад?
Цель исследовательской деятельности - коллекционирования (классификация) заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов).
В зависимости от темы это могут быть реальные предметы, например образцы минералов, или вырезки-картинки (изображения животных, транспорта и т.д.). С помощью вопросов определяем сходство и различия между объектами, возможность мыслить, доказывать свои суждения. При ознакомлении с однородными предметами упражняем детей правильно и логично излагать свои мысли, согласовывать существительные с прилагательными.
Исследовательская деятельность, как стержневая, может быть «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:
1. Чтение небольшого художественного произведения, водящего в конкретную тему - затем собственно исследовательская деятельность.
2. Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.
3. Исследовательская деятельность - затем сюжетно - ролевая игра.
Вывод: В каждом виде исследовательской деятельности должно быть предусмотрено решение речевых задач: подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок, развитие диалогической и монологической речи. Дети учатся правильно строить свои высказывания в соответствии с услышанным и увиденным.
Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность являются ведущими в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важной задачей воспитания является формирование у детей мышления, правильной речи, умение выражать свои мысли вслух, а также стремления к познанию. Богатейшее поле для языкового развития детей, их потребности к новым знаниям представляет познавательно-исследовательская деятельность.
Рекомендуем посмотреть:
Влияние художественного слова на развитие дошкольников
Консультация-диалог для воспитателей детского сада
Что нельзя говорить ребёнку
Профилактика и разрешение конфликтов в детском коллективе
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников