Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Знакомство детей дошкольников с книжной культурой в ДОУ

Консультация для педагогов ДОУ. Тема «Знакомство дошкольников с книжной культурой»
В «Концепции Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» говорится: «Чтение – первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством … Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, имеет первостепенное значение. Оно является самым мощным механизмом сохранения ядра национальной культуры».

Однако общемировой тенденцией, причины которой еще в должной мере не выявлены, является падения интереса к чтению (особенно традиционному, книжному). Изменяются функции библиотек, а в организации чтения все большее место занимают электронные технологии и ресурсы. Все сказанное относится и к подрастающему поколению. Одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что дети мало читают, предпочитая книге другие виды деятельности.

Проблема формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна во все времена. Особенно в наш век компьютерных технологий, дети чаще обращаются к электронным текстам, чем к обычным книгам.

В отечественной науке детское чтение рассматривается, как важнейшее средство познания окружающего мира. Вместе с тем в настоящее время просматривается глубокий дефицит чтения у детей, выход из которого не возможен без решения проблем раннего приобщения ребёнка к книге и чтению.

Дошкольный возраст - самый активный для включения ребёнка в читательскую деятельность, потому что именно в эти годы у него формируется интерес к книге и закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Формирование книжной культуры в рамках литературного образования детей дошкольного возраста регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
В рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» предусматривается овладение детьми речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, детской литературой, а в художественно-эстетическом развитии – восприятие художественной литературы и фольклора.

Однако на практике ознакомление с книжной культурой часто заменяется лишь чтением художественной литературы. Дошкольникам не показывают книгу как предмет культуры, не знакомят с ее частями, не объясняют, как в ней ориентироваться. Это объясняется недостаточной методической разработанностью процесса ознакомления с книжной культурой.

Книжная культура – понятие настолько широкое, что в научной литературе не существует единого подхода к его определению.

Культура – «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

Книжная культура (общее понятие) включает в себя три составляющих:
- культуру книги (издательская культура, искусство книги, типографское искусство, искусство переплета),
- культуру распространения книги в обществе,
- культуру чтения.

Книжная культура (как педагогическое явление) включает в себя такие элементы:
- круг чтения;
- отношение к книге;
- читательские интересы, предпочтения, потребности и их удовлетворение;
- мотивы и частота чтения;
- понимание и осознание прочитанного;
- усвоение через него культурного наследия.

Чаще всего по отношению к дошкольному возрасту употребляются термины:
«литературное развитие»,
«читательская деятельность»,
«читательская культура»,
«читательское развитие»,
«читательская компетентность».

Литературное развитие - процесс, направленный на формирование личности, обладающей определенным читательским опытом, отличающейся развитым интересом к чтению, не только умеющей воспринимать и понимать художественное произведение в соответствии с возрастными возможностями, но и способной к самовыражению в разных видах художественно-речевой деятельности.

Читательская деятельность – это структура, состоящая из трех этапов: предчтения, процесса чтения, послечтения.

Читательская культура - определенный уровень развития: культуры общения ребёнка с книгой (наличие представлений о книге и её назначении, ценностное отношение к книге, сформированные умения наблюдать, исследовать книгу, выбирать интересующую книгу); культуры восприятия прочитанного (эмоциональная реакция на прочитанное, включение воображения в процессе чтения, эстетическое восприятие художественного текста, умение находить в прочитанном ценностные и познавательные смыслы); наличие возрастосообразных теоретико-литературных знаний.

Читательское развитие - длительный, непрерывный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книги, направленный не только на приобретение навыков (слушание, говорение, анализ текста и т.п.), но и на развитие интеллектуальных, творческих способностей, познавательных процессов (мышление, память, воображение, восприятие мира и т.п.), эмоциональной сферы, а также нравственных основ личности ребенка.

Читательская компетентность детей дошкольного возраста:
- интерес к книге и чтению,
- содействие и сопереживание герою,
- способность к преодолению разнообразных текстовых проблемных ситуаций,
- способность к диалогу с автором, роль которого в этот период выполняет взрослый.

Основные качества, которыми должен обладать ребенок дошкольного возраста, способный стать «талантливым» читателем: любовь к книге, постоянное стремление к общению с ней, способность наслаждаться чтением (слушанием). Формируется такой читатель в процессе правильно организованной, систематической работы с книгой. В своем развитии он проходит два этапа: пассивный – когда ребенок выступает слушателем предлагаемых взрослыми произведений, активный – который начинается с того момента, когда у ребенка появляется круг собственный любимых произведений, которые он помнит, может пересказать, использует их сюжеты в играх.

Организация работы по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста определяется следующими особенностями:
- возрастными особенностями восприятия детьми книг;
- программными задачами;
- владением педагогами методикой работы.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны:
- зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;
- установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
- в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
- эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
- наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. Также на пятом году жизни появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком смысла произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Таким образом, организация работы по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста определяется следующими особенностями:
- возрастными особенностями восприятия детьми произведений художественной литературы;
- особенностями произведений разных жанров, составляющих «круг детского чтения»;
- программными задачами ознакомления с художественной литературой детей в разных возрастных группах.

Эффективность формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих условий:
1) создание речевой развивающей среды, способствующей формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста;
2) повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста;
3) взаимодействие с родителями воспитанников по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста.

Речевая развивающая среда состоит из материального и духовного компонентов.
В материальный компонент входит: центр речевой активности и его наполнение (речевые игры, книги, картотека сюжетно-ролевых игр по сюжетам сказок и др.), а в духовный компонент – речь воспитателей (правильная, грамотная, идеальная), личностные особенности речи (тембр, темп, интонация), характер общения с окружающими (правила общения со взрослыми и сверстниками).

Профессиональная компетентность педагога по формированию книжной культуры включает в себя профессиональные знания и педагогические умения. В которые входят: знание частных методик развития речи детей, индивидуальность подхода в обучении и воспитании детей, стремление к социализации детей в формировании книжной культуры, а также коммуникативные умения педагога и другие составляющие.

Взаимодействие с родителями помогает семье в формировании книжной культуры у детей дошкольного возраста, способствует передаче передового педагогического опыта, а также просвещению родителей в отношении книжной культуры детей:
- непосредственное (посещение занятий, дней открытых дверей, в гостях на «сладком часе», занятия с родителями);
- опосредованное (информация на стендах, в папках - передвижках, информационных блоках по теме, обмен книгами).
«Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга» (С. Маршак).

Рекомендуем посмотреть:

Методическая работа в детском саду Информационный буклет ДОУ Проект в ДОУ: Воспитание интереса к физической культуре через нетрадиционные формы физкультурных зан Анализ работы ДОУ за 2015-2016 учебный год в соответствии с ФГОС
Работа с деревом в детском саду | Методическая неделя в ДОУ по речевому развитию
Опубликовано: 1011 день назад (18 марта 2022)
Просмотров: 1700
+1
Голосов: 1
Лариса Александровна Кантеева # 18 марта 2022 в 22:16 0
для дошкольников слишком серьезно