Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта у старших дошкольников

Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта.
Автор: Дзинзус Ольга Ильинична, практический психолог, Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское дошкольное образовательное учреждение – ясли - сад комбинированного вида №121№»
Актуальность.
В современном обществе все чаще насаждается культ рационального отношения к жизни, который воплощается в образе несгибаемого и лишенного эмоций супергероя. Родители активно «развивают» дошкольников: учат читать, говорить на иностранном языке и т.д. Но, может быть, для ребенка в этом возрасте важнее душевная теплота, внимание, чтобы его спросили о том, что он переживал и чувствовал в течение дня, а не какие академические премудрости усвоил.
Становление личности ребенка, его социальная компетентность напрямую зависят от уровня развития его эмоционального интеллекта.
Дошкольник живет в «мире эмоций», его эмоциональная сфера пластична. В дошкольном возрасте начинают закладываться ключевые понятия о собственных чувствах, эмоциях, социально приемлемых формах выражения эмоций, представления о добре и зле, честности, сопереживании и т.д. Основные направления формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста ориентированы на развитие умения различать эмоции и состояния человека, понимать свои эмоции и эмоции окружающих людей. Именно на это ориентировано предлагаемое занятие.
Цель: развитие эмоционального интеллекта, сохранение психического здоровья ребенка.
Задачи:
• познакомить детей с эмоциями и их выражением;
• развивать восприятие;
• снять психоэмоциональное напряжение;
• развивать саморефлексию;
• развивать коммуникативные способности;
• формировать интерес к собственному эмоциональному миру.
Оборудование и материалы: планшет, изображения картин природы (Приложение 1.1,1.2,1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7), ламинированные бланки с контурами лиц (Приложение 2.1, 2.2), фломастеры на водной основе, влажные и сухие салфетки, цветные карандаши, бланки с таблицей « смайликов» и изображением контурных фигур (Приложение 3).
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Ход занятия
I. Вступительная часть.
Упражнение «Будильник» (2 минуты)
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, активизация работы в начале занятия.
Дети встают в круг. «Заводят будильник» — сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим — дети слегка ударяют ладошкой по голове.

Упражнение « Море волнуется…» (3 минуты)
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снятие телесных зажимов, развитие воображения.
Дети интенсивно двигаются по комнате, принимая позы животных, о которых говорит психолог после произнесения считалки:
- Море волнуется - раз!
- Море волнуется - два!
- Море волнуется - три!
Фигура зайца на месте замри (фигура лягушки на месте замри, фигура черепахи на месте замри)
Дети замирают в одной из поз. По команде «отомри» упражнение продолжается.
Психолог отмечает наиболее выразительные позы у детей.
II. Основная часть.
Беседа «Мир эмоций» (4 минуты)
Цель: психологическое просвещение, актуализация имеющихся знаний.
Дети, что такое эмоции? какие вы знаете эмоции? Что влияет на наши эмоции? (ответы детей)
Сейчас мы попробуем изобразить и рассмотреть, как наше лицо выражает те или иные эмоции.
Упражнение «Театр масок» (6 минут)
Цель: развитие умения понимать эмоции окружающих через проигрывание эмоционального состояния.
Мы посетим театр масок. Вы будите актеры, а я – фотограф. Я буду просить вас показать различные выражения лиц сказочных героев, а вы будите их показывать. По команде : « Замрите, фотографирую!» вы замрете, и я сфотографирую вас на планшет, мы с вами вместе посмотрим, у какого выразительнее получилась эмоция.
Психолог говорит:
Покажите, как выглядит злая Баба Яга. Замрите, фотографирую!
Покажите, как испугалась бабушка из сказки про Красную Шапочку, когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с волком. Замрите, фотографирую!
Покажите, как хитро улыбается лиса, которой понравился колобок. Замрите, фотографирую.
После каждого снимка обсуждаем фото.
Мы увидели, как изменяется выражение нашего лица при той или иной эмоции, а теперь попробуем нарисовать эмоцию.
Упражнение «Картина природы»(6 минут)
Цель: саморефлексия эмоционального состояния.
Перед вами контуры лица (Приложение 2.1, 2.2) и фломастер. Я буду показывать вам картины природы (Приложение 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7), а вы нарисуете ту эмоцию, которая возникла у вас при просмотре этой картины (Обсуждение выборочно).
Перед просмотром следующей картинки вытираем влажной салфеткой нарисованную эмоцию, затем протираем контур лица сухой салфеткой .
Какие цвета вызывают эмоции радости (грусти, страха…)
Работа за столами.
Упражнение « Настроение и цвет»(8 минут)
Цель: саморефлексия эмоционального состояния.
Детям предлагается бланк с таблицей «смайликов» и контурным изображением фигуры. (Приложение 3). Задача детей разукрасить овал напротив «смайлика» таким цветом, с которым у них ассоциируется данная эмоция. Затем детям предлагается разукрасить контурное изображение в тот цвет, который совпадает с их настроением в данный момент.
Упражнение на ковре
Упражнение « Воздушный шарик»(3 минуты)
Цель: снятие мышечных зажимов, релаксация, развитие саморегуляции.
Представьте, что вы сдутый воздушный шарик, который лежит на ковре (дети лежат на спине в расслабленном состоянии). Я буду надувать воображаемым насосом шарики со звуком «С-С-С». Как только вы услышите звук «С-С-С», начинайте подтягивать согнутые колени к груди и обхватите их руками, Прижмите колени к груди с усилием. Когда я хлопну в ладоши - шарик лопнул, со звуком «Ш-Ш-Ш» опускайте ноги в исходное положение. Расслабьтесь. Повторить упражнение несколько раз.

III. Заключительная часть.
Упражнение «Что мне запомнилось» (3 минуты)
Цель: рефлексия занятия, развитие коммуникативных навыков.
Дети садятся в круг и по очереди рассказывают, что им запомнилось из занятия.

Использованная литература:
Лютова К.К. , Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.- 2000.
Приложения
Приложение 1.1

Приложение 1.2

Приложение 1.3

Приложение 1.4

Приложение 1.5

Приложение 1.6

Приложение 1.7

Приложение 2.1

Приложение 2.2

Приложение 3

Рекомендуем посмотреть:

Психолого-педагогическая гостиная в детском саду Конспект занятия по развитию мышления для детей подготовительной группы Конспект занятия с элементами арт-терапии в старшей группе детского сада Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду для детей 5-7 лет
Участник №1 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 ноября 2021 года по 30 января 2022 года
Конспект занятия психолога в средней группе детского сада
Опубликовано: 34 дня назад (3 ноября 2021)
Просмотров: 512
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!