Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия психолога в средней группе детского сада

Занятие для детей среднего дошкольного возраста на тему «Какой Я?»
Автор: Дзинзус Ольга Ильинична, практический психолог, Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское дошкольное образовательное учреждение – ясли-сад комбинированного вида №121№»
Описание материала: дошкольное детство, как известно, особо ответственный период в развитии ребенка, период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребенка возникает первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о себе, о своих возможностях. На каждой возрастной ступени имеется свое центральное новообразование. Одним из основных новообразований психического развития детей старшего дошкольного возраста является формирование самосознания. К концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает постепенно осознавать свое место среди людей и свои переживания, у него формируется устойчивая самооценка. Для того, чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка, ему необходимо познавать себя, размышлять над своими чувствами, переживаниями, оценивать свои положительные качества, осознавать свою самоценность. Ведь от самооценки ребенка будет зависеть его отношение к успеху и неудачам в любой деятельности. Предлагаемое занятие направлено на формирование у ребенка умения оценивать себя, находить положительные стороны своего характера, осознание своей индивидуальности и,одновременно, сопричастности к общему миру.
Цель занятия: формировать осознание самоценности и неповторимости каждого человека, обучать детей саморефлексии.
Задачи занятия:
- способствовать самопознанию ребенка;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости;
- формировать умение подчинять свои действия правилам;
- снятие психоэмоционального напряжения.
Продолжительность занятия - 30 минут.
Целевая аудитория: дети среднего дошкольного возраста.
Оборудование: мягкая игрушка дракончик, разноцветный воздушный пластилин, разноцветные разрезанные цветы (3 лепестка и серединка) по числу участников занятия (Приложение 1), плакат А3 с изображением полянки (Приложение 2), плакат формата А4 с изображением дракончика Тимошки (Приложение 3), маркер зеленого цвета, запись веселой детской мелодии , устройство для воспроизведения музыки, магнитная доска.
Ход занятия
Вступительная часть.
Психолог: сегодня мы отправимся в волшебную страну. Хозяин этой страны - дракончик по имени Дракоша. В путешествие мы отправимся на лошадях. Дети садятся на коврик на колени.
Упражнение «Конная прогулка»(2 минуты).
Цель: эмоциональный настрой и активизация детей на совместную работу, развитие координации движений
Психолог дает инструкцию: «Сейчас мы отправляемся в путешествие на конях. Садимся на коней (дети и психолог садятся на ковер, на колени)
- Кони, на старт! (Кладем руки на пол ладонями вниз).
- Поскакали! (Стучим ладонями по полу, имитируя стук копыт.)
- По травке! (Поглаживаем пол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)
- По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)
- По пыльной дорожке! (Хлопаем ладошками по коленям)
- По камушкам! (Стучим по полу кулачками.)
- По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)
- По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)
- Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по полу.)».

Психолог: а вот и Дракоша (мягкая игрушка дракончик). В волшебной стране люди больше узнают о себе. Но сначала давайте поздороваемся. Дракоша покажет, как здороваются в его стране, а мы повторим.

Упражнение «Давайте поздороваемся» (3 минуты).
Цель: снятие эмоционального напряжения, эмоциональный настрой на совместную работу.
- поздороваемся словами - «здравствуй, Дракоша» (дети повторяют хором),
- поздороваемся, как индейцы (поднять одну руку вверх),
- поздороваемся, как зайцы (присесть и быстро простучать по полу руками),
- поздороваемся, как собачки (повилять воображаемым хвостом),
- поздороваемся, как птицы (дети машут руками, имитируя взмахи крыльев, и кружатся вокруг себя).

Основная часть.
Психолог: наше путешествие начнется на волшебной поляне, где всегда светит солнце и дует легкий ветерок.
Упражнение «Дует, дует ветер»( 2 минуты)[/i].
Цель: развитие общей моторики, координации движения.
Дует, дует ветер (дети сидят на корточках в кругу).
Дует, задувает (дуют, вытягивая губы «трубочкой»).
Яркие листочки (встают, поднимают руки кверху)
Он с цветов срывает (выполняют с поднятыми руками наклоны влево, вправо),
И летят листочки
Над лесной дорожкой (бегут по кругу).
Падают листочки
Прямо нам под ножки (останавливаются, садятся на корточки.)
Во время выполнения упражнения психолог разбрасывает лепестки цветов на ковре.

Игра «Собери цветочек» (3 минуты).
Цель: развитие сенсомоторных умений.
Дракоша обращается к детям с просьбой собрать лепестки, которые разбросал ветерок. Каждому ребенку предлагается серединка цветка определенного цвета, нужно собрать по 3 лепестка такого же цвета, как и серединка.

Упражнение «Цветочная полянка» (10 минут).
Цель: формирование умения понять себя, оценить свои положительные качества, вербализировать их.
На магнитной доске висит заготовка поляны, но нет цветов (Приложение 2.)
Психолог: дети, давайте посадим красивые цветы на полянку?
Мы будем по очереди приклеивать цветы на полянку при помощи пластилина. Но цветы наши не обычные, приклеивая каждый лепесток, нужно что-то сказать о себе, а Дракоша к каждому цветку дорисует стебель. Если ребенок испытывает затруднение при выполнении задания, можно задавать наводящие вопросы. Что ты можешь сказать о себе?, что ты любишь? и т.д.

Психолог: какая красивая полянка у нас получилась! Вот сколько о себе мы рассказали.

Упражнение «Разные, но похожие» (5 минут)
Цель: развитие аналитических способностей, развитие самосознания, самоидентификации, внимания.
Психолог говорит:
- Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают те, кто в брюках. У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове. Кто любит мороженое, погладит себя по животу. Кому нравится танцевать, попрыгают. У кого длинные волосы, присядут. Кто сегодня в тапочках, поднимут руки вверх.
По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

Упражнение «Шаловливая минутка» (1-2 минуты).
Цель: развитие саморегуляции, формирование умения действовать по правилам, эмоциональная разгрузка.
Психолог говорит:
- Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать. Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Психолог включает веселую детскую музыку .

Психолог: как же с вами весело Дракоше. Он будет за нами скучать. А давайте Дракоше подарим друга Тимошку, он тоже дракончик. На доску крепится плакат с изображением дракончика Тимоши (Приложение3).

Упражнение «Тимошка» (5 минут).
Цель: воспитание способности к согласованному взаимодействию, анализ собственных личностных качеств, воспитание осознания самоценности, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Каждому из вас я даю в руки кусочек пластилина. Мы «закрасим» пластилином Тимошку. Закрашивая Тимошку, нужно дарить ему частичку чего-то хорошего, что есть у вас. Например - я дарю тебе частичку своей смелости, доброты и т.д. Психолог помогает детям искать в себе хорошие качества.

Заключительный этап.
Психолог: ну вот и все, пора прощаться с Дракошей. А мы возвращаемся домой. Дракоша поможет нам побыстрее вернуться домой при помощи волшебства. «Покружились - покружились и домой из волшебной страны возвратились».

Упражнение «Что запомнилось» (3 минуты).
Цель: рефлексия занятия.
Понравилось вам в волшебной стране? Что запомнилось больше всего (дети по очереди отвечают на вопрос).

Литература:
1. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми.- М.: Книголюб, 2004.
2. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет./ Под ред. Н. Ю. Куражевой.- СПб.: Речь, 2016.

Приложения к занятию


Рекомендуем посмотреть:

Психолого-педагогическая гостиная в детском саду Конспект занятия по развитию мышления для детей подготовительной группы Конспект занятия с элементами арт-терапии в старшей группе детского сада Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Конспект занятия педагога психолога в средней группе с родителями

Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта у старших дошкольников
Опубликовано: 1428 дней назад (8 декабря 2020)
Просмотров: 6755
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!