Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка занятия по вокалу в дополнительном образовании

Конспект занятия по вокалу в объединении по интересам с группой второго года обучения
Тема: Работа над дикцией и артикуляцией на занятии объедения по интересам «Студия эстрадного пения «Ассоль» с ребятами второго года обучения.
Автор: Гурщенкова Ольга Александровна, педагог дополнительного образования ГУО "Центр творчества детей и молодёжи Новобелицкого района г.Гомеля", г.Гомель, Беларусь

Предлагаемый конспект занятия адресуется молодым специалистам и творчески работающим педагогам дополнительного образования, ставящим перед собой цель – развивать творческие способности учащихся. Тем педагогам, которые понимают, что проблема музыкального развития ребёнка занимает важное место в формировании разносторонней и гармоничной личности.
ЦЕЛЬ: Развитие артикуляционного аппарата детей через упражнения для отработки правильного произношения слов и звуков во время исполнения музыкального произведения.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- обучение правильному произношению скороговорок;
- обучение пропеванию дикционных оборотов в вокальных упражнениях и при исполнении музыкального произведения;
- познакомить с понятиями: дикция, артикуляция.
Развивающие:
- развитие певческого и артикуляционного аппарат;.
- формирование навыка фразировки в вокальном произведении.
Воспитательные:
- формирование речевой культуры;
- воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду;
- воспитание осознанного подхода к обучению.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение, диалог);
- вокальный показ учителем и повторение услышанного учеником.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- побуждение к самоконтролю;
- проговаривание текста песни «нараспев»;
Оборудование, дидактический материал:
Фортепиано, музыкальная аппаратура, ноты музыкальных произведений.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
2. Объяснение темы.
3. Практическая часть.
4. Заключительный этап. Подведение итогов занятия.
Этапы проведения
I. Организационный момент.
(1 мин.)
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы особое внимание уделим работе над дикцией и артикуляцией. Мы будем работать над развитием нашего речевого аппарата, над четким и правильным произношением звуков и слов во время пения.
II. Объяснение темы.
(4 мин.)
Педагог: Сейчас давайте поговорим о том, что такое «дикция»? Дикция – это чёткое и разборчивое произношение всех звуков. Зависит она от активности мышц лица, губ и язык. На чёткость дикции влияет и умение пользоваться «певческим» дыханием. Речь певца должна быть чёткой, прозвучать должен каждый звук текста, при этом не должно быть никаких дополнительных призвуков.
При произношении человек использует «артикуляционный аппарат». Ребята, как вы думаете, что к нему относится?
Учащиеся отвечают.
Артикуляционный аппарат – это губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
Чтобы дикция была чёткой и все звуки произносились правильно, артикуляционный аппарат должен работать активно: ротик мы открываем широко, мягкое небо приподнимаем, делаем как бы зевок, и обязательно не зажимаем мышцы лица. Ротик открывается свободно, но губки при этом активны.
III. Практическая часть.
1.Распевание (15 мин.)
Педагог: Ребята, прежде чем петь песни, мы всегда делаем упражнения. Как вы думаете, для чего?
Ребята отвечают.
Правильно, нам нужно разогреть мышцы. Как спортсмены перед тренировкой делают разминку, так мы перед пением делаем артикуляционную и дыхательную гимнастику.
1.1 Артикуляционная гимнастика.
а)Упражнение «Птенчик» - широко открываем ротик, как птенчики в гнёздышке. Упражнение выполняем 5 раз.
б) Упражнение «Футбол» - языком поочерёдно упираемся в правую, потом в левую щёку. Как будто забиваем гол в ворота. Упражнение выполняем 5 раз.
в)Упражнение «Уточка улыбается» - делаем губками уточку. Теперь широко улыбаемся, так чтобы были видны верхние и нижние зубы (зубки держим сомкнутыми) Упражнение выполняем 4 – 5 раза

1.2 Дыхательные упражнения из Дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой
а) Упражнение «Ушки».
Ребята, встаём со своих стульчиков, ноги ставим чуть уже плеч. Делаем легкий наклон головы вправо, ушком тянемся к правому плечу , делаем вдох через нос. Тоже делаем к левому плечу (выполняем 2 по 8, в перерыве отдых 3-4 секунды).

б) Упражнение «Ладошки».
Исходное положение — стоя. Стоим прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки смотрят вперед. Делаем короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос. Ладошки резко сжимаем в кулачки на каждый вдох (выполняем 2 по 8, в перерыве отдых 3-4 секунды).

в) Упражнение «Кошка».
Станьте прямо, ножки на расстоянии уже плеч. Чуть-чуть присядьте, повернёмся вправо и сделаем резкий вдох. Теперь сделайте тоже самое движение влево. Коленки слегка согнуты, руки выполняют хватающие движения. Спинку держите прямо (выполняем 2 по 8, в перерыве отдых 3-4 секунды).

г) Упражнение «Обними плечи».
Стоим ровно, спинка прямая. Согните руки в локтях и поднимите на уровень плеч. Делаем резкий вдох через нос и обнимаем себя за плечики. Расслабляем руки и делаем плавный выдох (выполняем 2 по 8, в перерыве отдых 3-4 секунды).

1.3 Упражнение «Надуй шарик».
Педагог: «Надувая шарик» широко разводим руки в стороны, делаем глубокий вдох, затем медленно сводим руки, соединяем ладони перед грудью и с шумом выдуваем воздух – «ссссс…». Воздух набираем в животик. Вдох делаем глубокий, как будто нюхаем цветочек.

1.4 Скороговорки.
Педагог: Ребята, скажите для чего на занятии вокала мы проговариваем скороговорки.
Учащиеся: Чтобы говорить правильно. Чтобы говорить чисто все звуки. Чтобы уметь говорить быстро и чётко.
Педагог: Сейчас все хором проговорим скороговорку на глухие согласные: «От топота копыт пыль по полю летит»
Проговариваем 3 раза на одном дыхании.
Следующая скороговорка поможет нам потренировать звук «л», который говорится только кончиком язычка: «На мели лениво лосося ловили».
Проговариваем 3 раза на одном дыхании.

1.3 Вокальные упражнения
а) Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания

б) Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
в) Распевка «Фокус-покус»
Работа над активным произношением звуков, образующихся при помощи губ.[/i]

2. Работа над произведением «Моя семья» муз. и сл. А.Ермолов. (16 мин.)
Педагог: Давай вспомним песню «Моя семья». И, прежде всего скажите, чем так важна семья для человека, что про неё даже песни сочиняют.
Дети отвечают.
Педагог: Да ребята, семья очень важна для каждого человека. Это места, где тебя любят, поддерживают и заботятся. У нашей песни о семье какое настроение?
Учащиеся: радостная, веселая, солнечная.
Педагог: Молодцы, а чтобы и зрители прочувствовали настроение нашей песни и поняли всё о чём мы поём, очень важно хорошо выговорить все звуки текста. Вот над этим сегодня и будем работать. Ваша задача, говорить слова первого куплета в ритме песни, гласные звуки растягиваем, а согласные звуки произносим коротко.
Проговариваем текст 1-гокуплета вместе и «нараспев»,протягиваем гласные и коротко произносим согласные. Особое внимание уделяем гласным в конце слов. Находим ключевые слова, которые позволяют прочувствовать смысл фразы. Во время пения эти слова будем выделять интонационно. Таким образом отрабатываем правильное произношение текста
Учащиеся: «Ле-жит пе-ре-до-мно-йи-гру-ще-ккуча,
Но все-му-же-да-вны-мда-вно-и-зве-стно. и т.д.»
Затем исполняем 1 куплет и припев в медленном темпе стараясь выполнить все условия, над которыми работали. После этого поём в темпе песни, обращаем внимание на передачу интонацией голоса смысла вокальных фраз..
3. Повторение песни «Светит солнышко» (6 мин)
Муз. А.Ермолов, сл. В.Орлов
IV. Заключительный этап.
Подведение итогов. (3 мин.)
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом в песне «Моя семья». Познакомились с новыми понятиями. Давайте их вспомним. Ребята отвечают.
На следующем занятии мы поработаем над песней «Дети земли» и поработаем над сценическими движениями.
- До свиданья!

Используемая литература.
1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. – № 5.
4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.
5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.
6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – М., 1996.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией. Динамические оттенк Конспект урока сольфеджио в 4 классе ДШИ для пианистов с презентацией Цикл уроков с использованием интерактивной доски. Тема «Жанры камерно-вокальной музыки» Открытый урок «Роль аккомпанемента при работе над метром и пульсом с учащимися баянистами-аккордеон

Похожие статьи:

Конспект открытого занятия по вокалу с детьми 5-7 лет

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Участник №7 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 ноября 2020 года по 30 января 2021 года
Конспект занятия по вокалу педагога дополнительного образования | Новогодние украшения 3d ручкой поэтапно с фото
Опубликовано: 526 дней назад (16 декабря 2020)
Просмотров: 694
+1
Голосов: 1
Ольга Андреевна Зубарь # 26 декабря 2020 в 22:05 +1
Ольга Александровна, добрый вечер!Содержательный конспект, грамотно оформлен. Структура занятия выстроена правильно.Уверена, что Вашими коллегами конспект будет востребован.
Ольга Александровна Гурщенкова # 29 декабря 2020 в 10:25 +1
Спасибо, ОЛьга Андреевна за отзыв.