Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока "Культура речи", 8 класс

Культура речи. Использование неполных предложений в диалоге. Русский язык 8 класс
Тема. Культура речи. Использование неполных предложений в диалоге.
Цель: продолжить работу над темой «Неполные предложения»; формировать умения находить полные и неполные предложения в тексте, употреблять их в речи; развивать умения и навыки работы с таблицей, артистические способности; воспитывать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
Один говорит — красно, двое говорят — пестро.
Народная мудрость

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Ученики зачитывают составленные дома сочинения-описания.)
2. Сообщения учащихся.
Несколько учеников рассказывают о видах односоставных предложений по схеме. Другие учащиеся задают подготовленные дома вопросы.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа в парах. Разыгрывание диалогов.
— Прочитайте и разыграйте два диалога.
— Чем они отличаются?
Диалог 1
— Где ты был в воскресенье?
— В кино.
— Что смотрел?
— «Гарри Поттер и кубок огня»
— Понравилось?
— Очень.
Диалог 2
— Где ты был в воскресенье?
— Я был в кино.
— Что ты смотрел?
— Я смотрел фильм «Гарри Поттер и кубок огня».
— Тебе понравился этот фильм?
— Мне очень понравился этот фильм.

2. Объяснение учителя.
(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)
Неполные предложения — это предложения, в которых пропущен какой-либо член — главный или второстепенный.
Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям.
Неполные предложения часто употребляются в диалоге. Неполные предложения также встречаются во второй части сложных предложений. Алеша смотрел на них, а они — на него (опущено сказуемое).
Пропуск члена предложения может в произношении быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой — поздно.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Лингвистическое исследование.
— Выпишите неполные предложения, определите, какой член предложения пропущен.
— Выделите грамматическую основу этих предложений.
1) Она его не замечает, как он не бейся, хоть умри. Свободно дома принимает, в гостях с ним молвит слова три. Порой одним поклоном встретит, порою вовсе не заметит.
2) Говорили они долго: бабушка — тихо и жалобно, дед — крикливо, сердито.
3) Служи так народу, чтобы за него в огонь и в воду.
4) На земле дорог без счета, встреч немало на пути, а у нас одна забота: мир и счастье впереди.
5) Вы — вперед, а я — в обход.

2. Творческое реконструирование.
— Сделайте выделенные предложения неполными.
— Укажите, какие члены предложения вы опустили.
1) Мы так и не увиделись, потому что мы плохо договорились о месте встречи.
2) Товарищи ждали меня у театральных касс, а я их ждал на троллейбусной остановке.

3. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

4. Творческая работа.
(Можно задействовать одновременно четырех учащихся.)
— Составьте диалоги по образцу, приведенному выше, с использованием неполных предложений и параллельного «расширения» с использованием полных предложений.
— Докажите стилистическое преимущество в диалоге неполных предложений.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
1) Какие предложения называются полными?
2) Какие предложения называются неполными?
3) Могут ли быть двусоставные предложения неполными?
4) Где часто употребляются неполные предложения? Почему?
Вывод. Неполными могут быть и двусоставные и односоставные предложения. Употребление неполных предложений обусловлено требованиями экономной речи, это позволяет избежать повторов. Часто неполные предложения употребляются в диалоге.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина» Конспект урока русского языка для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами

Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения

Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе

Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения

Опубликовано: 246 дней назад (20 января 2021)
Просмотров: 159
Рубрика: Конспекты
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!