Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Упражнения в сенсорной комнате для дошкольников

Копилка упражнений и игр в сенсорной комнате, направленных на развитие и коррекцию основных видов восприятия у детей раннего и дошкольного возраста (в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья)
Составитель: Шестова Юлия Владимировна, педагог-психолог «Молодежный центр» города Сарова.
Описание материала: Предлагаю вам учебно-методическую разработку, включающую упражнения и игры с использованием специального оборудования в условиях сенсорной комнаты для проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения в сенсомоторной сфере, а также с детьми, не имеющими подобных отклонений.
Упражнения и игры подходят для детей раннего (1-3 года) и дошкольного возраста (3-7 лет).
Данный материал будет полезен педагогам-психологам.

Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами и находит своё отражение в многообразии свойств отдельных предметов и явлений. Маленькому ребёнку первоначально сложно ориентироваться во внешнем мире, он старается исследовать, познать, изучить всё, что его окружает, и только так получает бесценный опыт и необходимые знания о свойствах предметов и явлений.

Для ориентировки во внешнем мире у человека есть органы чувств и специальные психические процессы: ощущение и восприятие. Ребёнок, находясь в постоянном взаимодействии с окружающими предметами, изучает их частные свойства и характеристики, постепенно формируя общие представления о понятиях, что создаёт предпосылки для становления его собственной картины мира.

В процессе исследования внешнего мира, развивающийся в соответствии с возрастными нормами ребёнок активно использует все органы чувств. Сбой или нарушенная работа любого анализатора, отвечающего за поступление информации из окружающего мира, приводит к неправильной работе процессов ощущения и восприятия в целом. В то же время, учёными давно установлено, что не только нарушения в работе органов чувств и высших психических функций, но и бедный мир сенсорных ощущений приводит к замедлению темпов психического развития. Таким образом, сенсорная депривация (искусственно обеднённая окружающая среда) и нарушения в сенсорно-перцептивной сфере – факторы, тормозящие развитие ребёнка.

Педагогами и психологами подчёркивается значение специально организованного сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте, которое способствует оптимальному развитию познавательной деятельности ребёнка, влияет на успешность школьного обучения, подготавливает ребёнка ко всем видам физической и умственной деятельности.

В связи с этим можно отметить значительную роль сенсорной комнаты в развитии сенсорной сферы ребёнка. Сенсорная комната – целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние.

Особое значение сенсорная комната имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.

Дети с нарушением в работе того или иного анализатора испытывают серьёзные трудности в процессе восприятия. К таким детям с первичным сенсорным дефектом относятся дети с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие), зрения (незрячие, слабовидящие), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когда первичным нарушением являются двигательные расстройства, не позволяющие ребёнку испытывать полноценные тактильные ощущения.

При полном поражении работы анализатора (тотальная слепота, глухота, детский церебральный паралич) недостаток поступающей информации нарушает весь ход психического развития ребёнка. Дефицит сенсорных стимулов оказывается настолько масштабным, что при отсутствии целенаправленной работы по замещению недостающей информации другой от здорового анализатора ребёнок не может сформировать целостного представления об окружающем мире и, соответственно, ориентироваться в нём.

Таким образом, занятия в сенсорной комнате с использованием специального оборудования и грамотно подобранных упражнений и игр, благотворно влияют на развитие и коррекцию нарушенных функций у детей с ОВЗ. Это обусловливает актуальность и значимость данной работы.

В данной работе приведён перечень упражнений и игр, проводимых с детьми в сенсорной комнате, подобранных с учётом нарушения у них того или иного анализатора. Упражнения так же могут иметь профилактический характер и применяться в работе с детьми, не имеющими отклонений в развитии сенсомоторной сферы.
Упражнения и игры на развитие и коррекцию слухового восприятия
«У водопада»
Используемое оборудование: модуль «Волшебный фонтан»; занятие сопровождается музыкальной композицией «Водопад».
Цель: развитие слуха, воображения и коммуникации; общая релаксация.
Ход упражнения.
Дети полукругом размещаются у фонтана, принимают удобное положение и вслушиваются в шум стекающей воды. При этом можно закрыть глаза и включить воображение, для того чтобы оказаться на красивом острове у водопада. Представить, какой водопад, войти в него, поплескаться, почувствовать, какая вода, и пр.
По окончании упражнения проводится обсуждение: кому удалось представить себе водопад? Рассказать, что он там видел, смог ли почувствовать воду.
«Откуда звук?»
Используемое оборудование: колокольчик.
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Педагог-психолог звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребёнок показывает, откуда слышен звук или подходит к источнику звука.
«Тихо – громко!»
Используемое оборудование: бубен, тамбурин.
Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма.
Ход упражнения.
Педагог-психолог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна, дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
«Повтори!»
Используемое оборудование: музыкальные инструменты (барабан, бубен, трещотки, свисток и т.п.)
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Педагог-психолог показывает звучание музыкального инструмента, а ребёнок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещоток, свистка и т.п.).
«Шумящие коробочки»
Используемое оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.)
Цель: активизация слухового восприятия, развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает ребёнку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.
«Поймай звук!»
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Педагог-психолог определяет какой звук должен слушать ребёнок и, услышав его, – хлопнуть в ладоши. Далее называет ряд слов. Если ребёнок слышит нужный звук, то хлопает в ладоши.
«Где звук?»
Цель: развитие слухового восприятия, слухового сосредоточения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог задаёт ребёнку определённый звук. Задача ребёнка определить место заданного звука в слове (начало слова, середина слова, конец слова).
«Капризный звук»
Цель: развитие и коррекция слухового восприятия.
Ход упражнения.
Педагог-психолог: «Жил-был звук (например, «к») в словах. Однажды он закапризничал и сбежал. Нужно звук поймать и поставить на место». Например, ит – кит, аштан – каштан, тульчик – стульчик.
«Различай веселую и грустную музыку»
Используемое оборудование: карточки, раскрашенные в светлые и тёмные тона, аудиозаписи с весёлой и грустной музыкой,
Цель: развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы.
Ход упражнения.
Педагог-психолог выдаёт детям по две карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, весёлые тона, соответствующие весёлой музыке, другая – в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.
«Далеко – близко»
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Среди детей выбирается один водящий. Водящий закрывает глаза или отворачивается от остальных детей в противоположную сторону. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.
«Ветер и птицы»
Используемое оборудование: любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) или музыкальная запись, стулья.
Цель: развитие слухового восприятия, развитие координации движения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог распределяет детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки (или музыки) будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно передвигаться по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнёзда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо),
дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнёзд и порхать.
«Скажи, что звучит?»
Используемое оборудование: стулья, колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Дети сидят на стульях полукругом. Педагог-психолог сначала знакомит их со звучанием каждого предмета, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, металлофон, бубен, погремушку и др.
«Кто в рукавичке живёт?»
Используемое оборудование: рукавица.
Цель: развитие слухового восприятия, звукоподражание.
Ход упражнения.
Один ребёнок (водящий) подходит к рукавичке и спрашивает: «Кто в рукавичке живёт?» Остальные дети отвечают голосом животного. Водящий должен узнать животное.
«Испорченный телефон»
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Ребёнок (водящий) шёпотом говорит слово соседу, который передаёт его дальше, последний проговаривает слово вслух. Если слово сказано неправильно, то выясняют, кто услышал неправильно.
«Коробочки со звуками»
Используемое оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.
Цель: развитие слухового восприятия, тренировка восприятия на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
Ход упражнения.
Необходимо насыпать в небольшие одинаковые баночки разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную крупы (должно быть по две баночки с крупой каждого вида и одинакового количества). Для упражнения можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.
Педагог-психолог трясёт одной из баночек, привлекая внимание ребёнка. Затем предлагает ребёнку найти среди баночек ту, которая издаёт такой же звук. Количество баночек постепенно увеличивается.
«Узнай по звуку»
Используемое оборудование: различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.)
Цель: развитие слухового восприятия, развитие фразовой речи.
Ход упражнения.
Дети садятся спиной к педагогу-психологу. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадался, чем педагог-психолог производит шум, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, мяч; стучать предметом о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать её, разрывать материал, подметать, резать и т. п.
«Радуга мелодий»
Используемое оборудование: пуф-груша, магнитофон.
Цель: развитие слухового восприятия, способности понимать свои чувства, мышечная релаксация.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает ребёнку принять удобное положение в кресле-пуфе и послушать разную музыку. После прослушивания ведётся обсуждение: какие чувства возникали при прослушивании той или иной музыки?
Педагог-психолог отмечает, что разная музыка может вызывать разные чувства.
Упражнения и игры на развитие и коррекцию зрительного восприятия
«На космическом корабле»
Используемое оборудование: панель «Полёт в бесконечность».
Цель: тренировка и укрепление глазных мышц, развитие глазодвигательной координации.
Ход упражнения.
Детям предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотреть на ближайший квадрат, а затем на отдалённый. Ведётся разговор о том, что же дети смогли увидеть.
«Звездочёты»
Используемое оборудование: ковёр «Звёздное небо».
Цель: стимуляция зрительного анализатора, развитие зрительной координации, зрительного удержания объекта, тренировка зоркости.
Ход упражнения.
Детей просят зрительно подсчитать количество звёзд на панно. Если кому-то не удаётся удержать количество звёзд зрительно, могут подойти и сосчитать звёзды пальчиком на самом коврике.
«Золотая рыбка»
Используемое оборудование: воздушно-пузырьковая колонна с рыбками.
Цель: стимуляция зрительного анализатора, развитие цветового восприятия, сплочение детского коллектива, зарядка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, релаксационный эффект.
Ход упражнения.
Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъёмом и опусканием рыбок под воздействием воздуха. Создаётся соревновательная обстановка.
«Поймай взглядом»
Используемое оборудование: модуль «Зеркальный шар».
Цель: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звёзды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звёзд! Заметьте, одна звёздочка улыбается вам. Вот она полетела. Давайте поймаем её глазками, - она хочет с вами поиграть».
Дети ловят взглядом звёздочку.
«Поймай ладошками»
Используемое оборудование: модуль «Зеркальный шар».
Цель: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения.
Педагог-психолог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звёзды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звёзд! Обратите внимание, звёздочки улыбаются вам. Они хотят с вами поиграть. Вот они убегают от нас. Давайте догоним их и поиграем с ними».
Дети ловят звёздочки ладошками, весело бегают за ними, не отрывая ладошек от отражения звёздочек.
«Найди цвет»
Цель: развитие зрительного восприятия, цветовосприятия, кругозора.
Ход упражнения.
Педагог-психолог называет детям определённый цвет и предлагает им найти в сенсорной комнате предметы такого же цвета.
«Отражение»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Ход упражнения.
Упражнение выполняется в парах. Двое детей смотрят друг на друга, один задаёт жесты, а другой должен их повторять как можно точнее и быстрее. Затем дети меняются ролями.
«Много шаров»
Используемое оборудование: сухой бассейн с шарами.
Цель: развитие зрительного восприятия, развитие цветовосприятия и ловкости рук.
Ход упражнения.
Ребёнку предлагается набрать и удержать в руках как можно больше шариков.
Затем собрать только шарики одного цвета.
«Звёздное небо»
Используемое оборудование: потолочная панель «Звёздное небо», мягкий модуль.
Цель: развитие зрительного восприятия; обогащение сенсорного опыта.
Ход упражнения.
Дети и педагог-психолог лежат на мягком модуле, любуясь потолочной панелью «Звёздное небо». Педагог-психолог спрашивает детей, в какое время суток могут гореть звёздочки.
Дети рассматривают небо, определяя цвет, форму, размер звёздочек.
«Куда полетела звезда?»
Используемое оборудование: потолочное панно «Звёздное небо», мягкий модуль.
Цель: развитие зрительного восприятия, плавного прослеживания глазами, ориентировки в пространстве.
Ход упражнения.
Дети и педагог-психолог лежат на мягком модуле, любуясь потолочным панно «Звёздное небо». Педагог-психолог обращает внимание детей на звезду зелёного цвета в центре панно и просит найти такую же: слева, справа, вверху, внизу.
При повторении упражнения, когда дети усвоят материал, педагог-психолог усложняет задания: а)[/i] просит найти звезду в верхнем правом углу, затем в нижнем левом углу и т.д.; б)[/i] постепенно увеличивает количество звёзд, которое нужно найти.
«Где зажёгся огонёк?»
Используемое оборудование: фонарик.
Цель: развитие зрительного восприятия, глазодвигательной координации, плавного прослеживания глазами.
Ход упражнения.
Педагог-психолог включает фонарик в разных частях комнаты, ребёнок должен найти глазами место, куда светит фонарик.
Педагог-психолог перемещает огонёк фонаря на разные предметы в комнате, ребёнок глазами «передвигается» вместе с огоньком.
«Сложи узор»
Используемое оборудование: геометрические фигуры, счётные палочки, кубики, мозаика, конструктор.
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительного удержания объекта, формирование концентрации внимания.
Ход упражнения.
Ребёнок выкладывает по образцу узор, предложенный педагогом-психологом, используя различные геометрические фигуры, счётные палочки, кубики, мозаику, конструктор и т.д.
«Посчитаем пузырьки»
Используемое оборудование: модуль воздушно-пузырьковая колонна с рыбками.
Цель: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения.
Педагог-психолог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну с рыбками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем». Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.
«Верх – низ»
Используемое оборудование: модуль воздушно-пузырьковая колонна с рыбками.
Цель: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации, совершенствование ориентировки в пространстве (верх – низ).
Ход упражнения.
Педагог-психолог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну с рыбками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, куда поплыла эта красная рыбка?». Дети определяют расположение рыбок (верх – низ).
«Какого цвета?»
Используемое оборудование: предметы разной геометрической формы и разные по цвету.
Цель: активизация зрительного восприятия, обучение умению называть цвета предметов, выделяя заданный цвет из нескольких разноцветных объектов.
Ход упражнения.
Педагог-психолог сообщает детям о том, что им предстоит называть цвета предметов, которые будут им предъявлены. После этого педагог-психолог снимает салфетку с предметов, просит детей рассмотреть их, а затем задаёт вопросы, например: «Какого цвета шар?», «Какого цвета треугольник?» и т.д.
В завершении педагог-психолог может предложить детям ответить на следующие вопросы: «Какие предметы красного цвета?», «Какие предметы жёлтого цвета?» и т.д.
«Солнечные зайчики»
Используемое оборудование: зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света.
Цель: развитие и коррекция зрительного восприятия, цветовосприятия, внимания, тактильных ощущений детей, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает детям поиграть с зеркальным шаром с мотором и профессиональным источником света:
- дети рассматривают отображение на потолке, стене;
- дети играют с «солнечными зайчиками», ловят их на своём теле, в пространстве сенсорной комнаты;
- играют с «зайчиками» («солнечные зайчики» двигаются - дети их ловят, «солнечные зайчики» останавливаются – дети замирают, не шевелятся),
- ловят «солнечного зайчика» на ладошку.
«Цветной водопад»
Используемое оборудование: сухой душ, магнитофон.
Цель: формирование восприятия цвета, умения выражать словами свои ощущения, снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального фона.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает ребёнку пройти под «цветным водопадом». Затем спрашивает: «Какого цвета струйки воды?» Выходя из-под водопада, ребёнок делится своими ощущениями, рассказывает, что он чувствовал под струйками воды.
Упражнения и игры на развитие и коррекцию тактильно-двигательного восприятия
«Жгутики»
Используемое оборудование: пучок фибероптических волокон.
Цель: развитие тактильных ощущений, развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета, мелкой моторики.
Ход упражнения.
Педагог-психолог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные т.п.). Обращается к детям: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давайте сделаем из волокон жгутики».
Педагог-психолог показывает детям, как при помощи переплетения волокон друг с другом получается жгутик. Жгутики можно переплетать из двух и более волокон.
«Сжимаем в кулачке»
Используемое оборудование: пучок фибероптических волокон.
Цели: развитие тактильных ощущений, аналитического восприятия свойств и признаков предмета, мелкой моторики.
Ход упражнения.
Педагог-психолог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберём волокно в ручке».
Педагог-психолог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке.
При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включённое в одно задание должно постепенно увеличиваться.
«Наматывание»
Используемое оборудование: пучок фибероптических волокон.
Цель: развитие тактильных ощущений, аналитического восприятия свойств и признаков предмета, мелкой моторики.
Ход упражнения.
Педагог-психолог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на пальцы и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать, например, на пальчик».
Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д.
Педагог-психолог постоянно комментирует свои действия.
«Коса»
Используемое оборудование: пучок фибероптических волокон.
Цель: стимуляция тактильного анализатора, развитие мелкой моторики.
Ход упражнения.
Дети устраиваются рядом с пучком фибероптических волокон и перебирают волокна, заплетают косы.
«Обследование»
Используемое оборудование: сенсорное панно «Морское дно».
Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики; обучение обследованию объектов.
Ход упражнения.
Педагог-психолог показывает детям сенсорное панно «Морское дно». Предлагает им «совершить путешествие» по морским просторам, объясняя, как нужно обследовать объекты на панно: сначала одним пальчиком, затем - ладонью, потом пальчиками другой руки и т.д.
При обследовании объектов педагог-психолог называет их свойства.
«Поймай звезду»
Используемое оборудование: сенсорное панно «Звёздное небо».
Цель: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, крупной моторики, ориентировки в пространстве.
Ход упражнения.
Педагог-психолог обращает внимание детей на сенсорное панно «Звёздное небо», говорит им: «Давайте, представим себе, что звёздочка упала и нужно её поймать. Вот она, звезда, закружилась и полетела».
Каждому ребёнку даётся задание определить, куда полетела звёздочка. Каждый должен в указанном месте «поймать» свою воображаемую звезду, делая хватательные движения, ловя её и т.д.
Когда каждый ребёнок поймает воображаемую звезду, педагог-психолог обращает внимание всех на то, что, к примеру, у Маши звёздочка колючая, у Игоря - мягкая и т.п. Дети должны изобразить ощущения от названной звезды.
При повторении упражнения дети должны сами называть воображаемое качество своей звезды, а педагог-психолог постепенно усложняет задание: просит каждого ребёнка «поймать» не одну, а несколько звёздочек.
«А у тебя какая звезда?»
Используемое оборудование: сенсорное панно «Звёздное небо», мягкий модуль.
Цели: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, ориентировки в структуре собственного тела.
Ход упражнения.
Дети и педагог-психолог лежат на мягком модуле, любуясь панелью «Звёздное небо». Педагог-психолог предлагает им представить звездопад и говорит: «Звёзды посыпались с неба и падают на нас. Толе колючая звезда упала на животик, Наташе на плечико» и т.п. Названный ребёнок, представляя, как колючая звезда колет его животик, должен изобразить это.
К каждому ребёнку во время упражнения «прилетает» по одной звезде.
При повторении упражнения дети должны сами называть воображаемое качество прилетевшей звезды, а педагог-психолог постепенно усложняет задание: просит каждого ребёнка изобразить телесный контакт не с одной, а с несколькими звёздочками.
«Мы звёзды»
Используемое оборудование: ковёр «Звёздное небо»
Цель: развитие кинестетического анализатора, самовосприятия, эмоциональной сферы.
Ход упражнения.
Педагог-психолог обращает внимание детей на ковёр «Звёздное небо», говоря: «Какое оно загадочно красивое! Какие интересные звёзды живут на небе». Затем педагог-психолог предлагает детям самим стать звёздочками: «Катя, ты будешь маленькой, пушистой, весёлой звёздочкой. Вася, ты будешь большой, шершавой, злой звездой...» и т.п.
Звучат определённые музыкальные отрывки, под которые каждая «звезда» изображает себя. При повторении упражнения дети сами выбирают, какой будет звезда, которую каждый из них собирается изображать.
«Цветные шарики»
Используемое оборудование: шершавые парные фигуры, набор тактильных шариков, тактильный куб из 6 панелей с различным рифлением, сухой бассейн
Цели: развитие и коррекция тактильных ощущений, цветовосприятия.
Ход упражнения.
Дети с педагогом-психологом рассматривают шершавые парные фигуры, находят одинаковые поверхности на ощупь.
Различными шариками из набора тактильных шариков делают массаж себе и своим друзьям, повторяя движения за ведущим.
Дети «ныряют» в сухой бассейн, закапываются в шарах, играют в бассейне в прятки с игрушками (один ребёнок прячет в шарах игрушку, остальные ищут).
«Разведчик»
Используемое оборудование: сухой бассейн с шарами.
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, пространственного восприятия и ощущений, воображения, снятие мышечного напряжения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает ребёнку представить себя разведчиком и, преодолевая препятствия, скрываться от преследователей. Ребёнок располагается в сухом бассейне с шарами лёжа на животе, затем, крадётся по бассейну на четвереньках, «плывёт в воде», далее ползёт, «ныряет» в шарики и т.п.
«Отпечаток»
Используемое оборудование: модуль световой стол для рисования песком.
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, воображения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог показывает детям различные варианты оставления следов на песке, обращая внимание на детали. Далее педагог-психолог предлагает детям положить руки на поверхность, при этом стараться сильно не нажимать, чтобы остался отпечаток руки. Затем он предлагает детям дорисовать детали к этому отпечатку для того, чтобы он был на что-то похож. После этого дети называют, что у них получилось или можно предложить остальным детям угадать что получилось.
«Найди»
Используемое оборудование: сухой бассейн с шарами.
Цель: развитие тактильной ориентировки, пространственного восприятия и ощущений, внимания, снятие мышечного напряжения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает ребёнку найти в сухом бассейне шар, отличающийся от других (шар может быть мягче, больше или меньше остальных и т.д.)
«Ловкие ножки»
Используемое оборудование: сухой бассейн с шарами.
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, снятие мышечного напряжения, развитие координации, укрепление мышц ног.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает детям сесть на бортик бассейна и попробовать ногами поднять шарики; затем поднять только шарики указанного цвета; далее поднять определённое количество шариков.
«Ленточки»
Используемое оборудование: сухой душ, палочки.
Цель: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, развитие самоконтроля.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает детям «наперегонки» друг с другом намотать на палочки ленты выбранного цвета, предварительно выбрав определённую длину.
«Ручками, ножками»
Используемое оборудование: сенсорные тропы.
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, координации движений.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает детям по очереди пройти по тропинке, следя сначала за тем, чтобы каждая рука побывала на каждой части тропы, далее за каждой ногой, а затем за руками и ногами вместе. Желательно, чтобы дети в итоге смогли пройти тропинку, наступив руками и ногами на каждую часть тропы.
«Поздоровайся с песком»
Используемое оборудование: песочница с подсветкой.
Цель: развитие тактильного восприятия, умение описывать свои ощущения, регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает детям «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:
- дотрагиваться поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- легко/с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;
- дотрагиваться до песка внутренней и тыльной стороной ладони поочередно;
- перетирать песок между пальцами, ладонями.
После выполнения упражнения ведётся обсуждение чувств, которые испытывали дети, дотрагиваясь до песка.
«Песочный дождик»
Используемое оборудование: песочница с подсветкой.
Цель: развитие тактильного восприятия, регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает ребёнку сначала медленно, а затем быстро сыпать песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь педагога-психолога, на свою ладонь.
«Быстро – медленно»
Используемое оборудование: сенсорная дорожка.
Цель: развитие внимания, умение передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошвы ног.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает детям босиком медленно идти по дорожкам и на каждом квадрате говорить о том, что ощущают их ноги. Далее дети выполняют аналогичное задание, изменяя темп.
«Почувствуй»
Используемое оборудование: песочница с подсветкой.
Цель: развитие тактильного восприятия, снятие мышечного напряжения.
Ход упражнения.
Ребёнок закрывает глаза и кладёт на песок ладонь с расставленными пальчиками. Педагог-психолог сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец. Затем меняются ролями. Упражнение дети могут выполнять в парах друг с другом.
«Следы»
Используемое оборудование: песочница с подсветкой.
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает детям показать на песке следы животных:
- «идут медвежата» - дети кулачками и ладонями с силой надавливают на песок;
- «прыгают зайцы» - кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
- «ползут змейки» - дети расслабленными/напряжёнными пальцами рук (ладонями) делают поверхность песка волнистой (в разных направлениях);
- «бегут жучки» - дети двигают всеми пальцами, имитируя движения насекомых
- можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом;
- можно предложить детям представить своё фантастическое животное и оставить на песке самые разнообразные следы.
«Сокровища»
Используемое оборудование: песочница с подсветкой, камушки.
Цель: развитие тактильной чувствительности, внимания, воображения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог закапывает в песочнице один, или несколько камушков-сокровищ и предлагает ребёнку найти их.
«Солнце»
Используемое оборудование: световой стол для рисования песком.
Цель: развитие тактильного восприятия, внимания, воображения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог рисует на песке круг, говорит, что это солнце, и солнышко радостное, рисует ему глазки и улыбку. Затем вместе с ребёнком рисуют лучики солнцу. Далее педагог-психолог рассказывает, что выглянула туча, пошёл дождь, и предлагает ребёнку посыпать солнышко дождём, пока оно не исчезнет. Затем педагог-психолог говорит, что дождь закончился, и солнце выглянуло из-за туч, снова рисуют вместе с ребёнком радостное солнце.

Сенсорное развитие является важной задачей в раннем и дошкольном возрасте, ведь источником знаний ребёнка данного возраста является чувственный опыт. Чем совершеннее ребёнок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и эффективнее он развивается.
Сенсорная комната со специальным оборудованием и рационально подобранными упражнениями являются мощным инструментом для расширения и развития сенсомоторных и познавательных навыков ребёнка; стимуляции ослабленных и нарушенных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развития двигательных функций, нормализации психоэмоционального состояния. Упражнения позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребёнка, в том числе у детей с ОВЗ, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социум.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей от 1 до 3 лет Дидактические игры для детей раннего возраста своими руками Словесные игры для детей раннего возраста в детском саду Игровое занятие по гендерному воспитанию для детей группы раннего возраста

Похожие статьи:

Сюжетно-ролевая игра в раннем дошкольном возрасте

Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»

Игры на развитие внимания у детей раннего возраста

Опубликовано: 1186 дней назад (25 января 2021)
Просмотров: 4619
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!