Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры с цветом для дошкольников

Игры с цветом для детей
Данный материал будет полезен родителям и педагогам, работающим с дошкольниками
Уроки для самых маленьких (до 3-х лет). «Какие могут быть уроки для таких крох?» - удивитесь вы. Самые настоящие! Ведь урок – это передача ребёнку полезных и нужных знаний. В раннем детстве малыш получает их отовсюду, но важнейшим источником информации для него являются родители.

Ведущая роль игры в развитии дошкольника объясняется тем, что его память и внимание пока носят непроизвольный характер, и он не в состоянии заставить себя надолго сосредоточиться на том, что ему не интересно. Поэтому малыша надо увлечь, и лучше всего это сделать в процессе занятной игры. Тогда нужная информация запомнится безо всяких усилий со стороны ребёнка. В этом возрасте ребёнок открыт всему новому и запоминает массу вещей, хотя и неосознанно. Пусть информация, которую малыш получает от взрослых, на данном этапе только откладывается у него в голове, но придёт время, и она начнёт «работать», активно участвуя в процессе мышления, влияя на умственное развитие.

С чего начать? Конечно с общения. Все знают, что с ребёнком надо разговаривать с момента его появления на свет. Рассказывая малышу о мире вокруг, комментируя свои действия, показывая картинки в книжках и игрушки, не забывайте включать в свою речь цветовые характеристики (Смотри, какой красный шарик. Давай наденем жёлтые носочки.) Учитывая, что восприятие и память малыша несовершенны, не стоит его перегружать большим количеством названий цветов и оттенков. Знакомство лучше начинать с двух основных цветов (красный, жёлтый), затем добавляя ещё два (синий и зелёный). Постепенно можно вводить и другие цвета.

Сейчас в продаже много различных развивающих игр, позволяющих изучать цвета, но наиболее эффективными остаются пирамидки и кубики. Чтобы игры приносили пользу, следует играть в них вместе с ребёнком. Например, предлагать найти кубик того или иного цвета («Найди такой»), собрать кубики или шарики определённого цвета («Собери такие»). Следите за порядком слов в предложении. Обращая внимание ребёнка на какой-либо цветной предмет, например на кубик, мы обычно произносим: «Вот синий кубик», что для крохи звучит как одно слово – «синий кубик» - и воспринимается как название конкретного предмета. Поэтому строить фразу следует следующим образом; «Это кубик, он синий. А это мячик. Он тоже синий». Таким образом ребёнок научится разграничивать предметы по их свойствам. И рано или поздно сделает для себя открытие: синими могут быть и шарик, и кубик, и машинка, и скамейка во дворе.

Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его темперамент. Чересчур активные дети не могут и пяти минут усидеть на месте, сосредоточившись на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Необходимо по мере роста развивать у ребёнка усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит. Со спокойными, старательными малышами заниматься проще, и занятия будут длиннее. Детские психологи советуют заниматься в утренние часы, когда малыш ещё не устал и его мозг не перегружен дневными впечатлениями, или же после дневного сна.

Продолжительность занятий: до года – 2-5 минут, от года до двух лет – до 10 минут, от 2 до 3 лет – 10-20 минут.

В 3-4 года детей начинает интересовать цвет игрушек («Не хочу зелёную машинку, хочу красную!»), они с удовольствием рассматривают цветные картинки в книжках, радуются цветной одежде. Малыши с огромным интересом рисуют, но ещё мало значения придают цвету своих рисунков. На первом месте для него - форма предмета. Раскрашивают рисунки редко, чаще по просьбе взрослых, используя при этом яркие цвета, и не всегда используют тот цвет, который предмет имеет в действительности. В этом возрасте целесообразно начинать активные игры с цветом, уделять внимание цветовым характеристикам предметов и изменениям их окраски. У детей данного возраста преобладает конкретное, образное мышление. Для определения и запоминания цветов ребёнок называет предметы, для которых этот цвет характерен. Например: «зелёный, как травка», «красный, как ягодка» и т.д. Цветовые эталоны следует вводить постепенно, знакомя малыша с оттенками разных цветов.
Игры на развитие цветовосприятия
Игра «Разноцветные полянки»
Постелите на пол коврик (салфетку, пелёнку или лист цветной бумаги) красного, синего, жёлтого и зелёного цвета. Это будет полянка. Попросите малыша найти и принести игрушки соответствующего цвета. Можно устроить соревнование – кто больше принесёт игрушек нужного цвета. Не забывайте предлагать малышу называть цвет предметов. Если он затрудняется, не настаивайте, просто называйте сами. Комментарии к игре: сначала выкладывайте коврик одного цвета, затем добавляйте второй коврик другого цвета, далее – третий, и четвёртый. Таким образом, через определённое время, полянка станет большой (состоящая из четырех цветов).

Игра «Цветы и бабочки»
Вырезав из цветной бумаги красные, синие, жёлтые и зелёные цветы, приклейте их на белый лист бумаги. Попросите ребёнка назвать цвета. Если малыш хорошо ориентируется в этих цветах, можно добавить оранжевый и фиолетовый. Вместе с ребёнком карандашами или фломастерами нарисуйте травку. Затем из бумаги тех же цветов вырежьте бабочек. Попросите малыша посадить бабочек на цветы соответствующего цвета: «Бабочки прилетели на полянку. Помоги им найти свои цветочки».

Игра «Аквариум»
На белый лист бумаги наклейте несколько разноцветных рыбок. Затем вырежьте маленьких рыбок такого же цвета. Большие рыбки будут мамами, а маленькие – детишками. Предложите малышу найти маму для каждой рыбки и приклеить её рядом с ней. Затем предложите дорисовать песок, камушки и водоросли, используя коричневый, жёлтый и зелёный карандаши. Получится настоящая картина!

В 5-7 лет отношение к цвету становится осознанным. Дети уделяют внимание выбору красок для своих рисунков. Раньше дети раскрашивали свои рисунки, чтобы было красиво, теперь – чтобы было похоже. Можно поиграть в игру «Что не так?»: взяв книжки-раскраски, со знакомыми ребёнку предметами, раскрасьте их неправильно (используйте нехарактерные для этих предметов цвета). Спросите ребёнка о том, правильно ли всё нарисовано. Что не так? Как должно быть? Комментарии к игре: можно попросить неправильно раскрасить и самого ребёнка, а потом рассказать о том, какие краски надо было использовать, чтобы рисунок получился правильным.

Игра «Разноцветный городок»
Можно играть с ребёнком и на улице, и отдыхая на диване, специально подготовив материал. Надо вырезать из цветной бумаги разноцветные домики и наклеить их на белый лист бумаги (можно нарисовать). Взрослый называет цвет домика, а ребёнок называет предметы такого цвета. Это могут быть цветы и ягоды, фрукты и игрушки или, например, шапочка и шарфик. Если ребёнку будет трудно, помогите ему, дайте образец: «В этом домике будет жить жёлтый лимон (красная ягодка, зелёная груша и т.д.).

Наш мир удивителен и ярок именно из-за многообразия цветов и оттенков. Умение видеть это многообразие не только наполнит жизнь ребёнка красками, но и будет способствовать развитию его восприятия, интеллекта и творческих способностей.
Успехов Вам и Вашим детям!

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорное воспитание в образовательном процессе детского сада Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы Конспект образовательной деятельности по математике для детей второй младшей группы Тематической занятие для старших дошкольников. Сенсорное воспитание

Похожие статьи:

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игр

Рекомендации родителям будущих первоклассников от психолога | Как научить ребёнка отгадывать загадки
Опубликовано: 1420 дней назад (4 февраля 2021)
Просмотров: 1019
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Светлана # 4 февраля 2021 в 17:44 0
Хоть и действительно много развивающего материала про цвета, но в полянку и городки поиграли с удовольствием! Остальные игры тоже возьмём на вооружение. Спасибо автору за идеи!
Галина # 4 февраля 2021 в 19:08 0
Очень полезная и нужная информация и для родителей, и для педагогов. Спасибо.
Анна # 5 февраля 2021 в 10:16 0
Я в восторге от информации, многие родители совершенно не знают, как занять своего малыша( особенно если он гиперактивный). Чудесные , развивающие, интересные и веселые игры для разного возраста! Спасибо!
Василиса # 5 февраля 2021 в 11:57 0
Очень интересный подход к развитию творческой фантазии и восприятию цвета у ребёнка. Увлекательные задания! Игры с цветом - это отличное времяпрепровождение с детьми! Очень понравилась статья, спасибо большое!
Елена # 6 февраля 2021 в 18:03 0
Очень полезная и нужная информация. Особая благодарность за подборку игр. Очень просто, интересно и познавательно.