Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока биологии, 7 класс. Особенности внешнего и внутреннего строения, размножения земноводных, пресмыкающихся и птиц

Урок по теме «Особенности внешнего и внутреннего строения, размножения земноводных, пресмыкающихся и птиц»
Цель: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса.
Задачи:
- Учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложнения организации животных в связи со средой обитания в процессе их исторического развития;
- Учет и контроль знаний по теме.
Оборудование: влажные препараты «Внутреннее строение лягушки», «Развитие лягушки», «Тритон с личинкой», «Развитие курицы», «Гадюка»; раздаточный материал по скелету лягушки, по скелету птиц; скелет лягушки, скелет птицы, чучело крачки речной.
Ход урока
1. Постановка целей урока перед учащимися
При изучении тем по классам: «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы» - мы подробно рассмотрели особенности строения и жизнедеятельности животных. Сегодня мы систематизируем знания, проследим усложнение строения в связи с изменением среды обитания и образа жизни животных в процессе исторического развития.

Для работы вы имеете наглядные пособия, опорный конспект-таблицу «Сравнительная характеристика основных классов типа хордовых», вопросы для обсуждения в группах, вопросы повышенной трудности, ребусы. Все это распечатано для каждой группы. Каждая группа получает общую оценку за работу с вопросами для обсуждения, каждый учащийся получает отметку за тест, может ответить на вопросы повышенной трудности, разгадать загадки.
Учет ведет консультант в листке учета знаний, который выдается каждой группе. (В группе 3-4 человека в зависимости от наполняемости класса, возможна работа в парах.)

1. Вопросы для обсуждения:
1. Какие особенности внешнего строения наблюдаются у земноводных, пресмыкающихся, птиц в связи со средой обитания?
2. Сравнить особенности строения скелета этих классов. В чем причина изменения строения скелета?
3. Проследить усложнение пищеварительной системы у птиц по сравнению с пресмыкающимися и земноводными.
4. Проследить усложнение в строении дыхательной, кровеносной систем у пресмыкающихся, земноводных, птиц.
5. В чем проявляются особенности земноводных, как первых наземных животных? Показать приспособленность земноводных двум средам обитания.
6. Проследить зависимость поведения птиц, пресмыкающихся, земноводных от размеров, строения головного мозга и органов чувств.
7. В чем выражается приспособленность к среде обитания в период размножения земноводных, пресмыкающихся, птиц?
8. Какие взаимосвязи и взаимоотношения между птицами, земноводных, пресмыкающимися проявляются в природе?

2. Дополнительные вопросы:
1. Как взаимосвязаны строение кровеносной, дыхательной систем и обмен веществ у земноводных, пресмыкающихся, птиц?
2. В чем проявляется приспособленность птиц к полету?
3. Какие особенности строения рептилии обеспечивают их приспособленность к среде обитания-суше?
Примечание: При ответе учащиеся используют таблицу «Сравнительная характеристика основных классов типа хордовых» (см. Приложение)

3. Тест по теме «Земноводные, пресмыкающиеся, птицы»
1. Кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками.
2. Животные имеют перьевой покров.
3. Кожа влажная, выделяется слизь, проницаема для воды, газов.
4. Конические зубы срослись с челюстями.
5. Челюсти одеты роговым чехлом, образуют клюв.
6. Челюсти без зубов, длинный липкий язык.
7. Передние и задние конечности имеют одинаковое количество пальцев.
8. Передние конечности четырехпалые, задние пятипалые с перепонкой.
9. Верхние и нижние конечности неодинаковы, пальцы, кисти и стопа видоизменены.
10. Дыхание кожное и легочное.
11. Скелет легкий, прочный, кости сросшиеся, внутри их имеются воздушные полости.
12. Животные способны заглатывать большую добычу, благодаря эластичным связкам, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти.
13. Животные питаются редко.
14. Животные постоянно находятся в поиске корма, съедают его больше массы собственного тела.
15. Температура тела постоянная.
16. Температура тела зависит от температуры окружающей среды.
17. В пищеварительной системе появляется зоб, два отдела желудка.
18. Дыхание легочное.
19. Воздушные мешки заполняют все пространство между внутренними органами.
20. Газообмен в легких происходит как при вдохе, так и при выдохе.
21. У животных замкнутая кровеносная система.
22. Имеется два круга кровообращения.
23. Сердце трехкамерное, с развивающейся перегородкой в желудке.
24. Сердце трехкамерное.
25. Сердце четырехкамерное, кровь не смешивается.
26. По большому кругу кровообращения к органам передвигается смешанная кровь.
27. В большой круг кровообращения из левого желудочного сердца выбрасывается артериальная кровь.
28. Передний мозг имеет вытянутую форму.
29. хорошо развиты большие полушария головного мозга.
30. Хорошо развит мозжечок, ориентация в пространстве.
31. Пищеварительная, выделительная, половая системы открываются в клоаку.
32. Размножаются животные яйцами, имеющими пергаментную, иногда известковую кожистую оболочку, забота о потомстве- редко.
33. Оплодотворение внутреннее.
34. Размножаются яйцами с известковой оболочкой, строят гнездо, заботятся о потомстве.
35. Оплодотворение наружное, в воде.
36. Развитие с превращением (метаморфозом).
37. Прямое развитие.
38. Нервная система расположена на спинной стороне тела.
39. Личинка дышит жабрами, у нее один круг кровообращения.
40. Способны к регенерации органов.

Ответы к тесту:
Нормы оценок:
56-50 оценка 5
42-49 оценка 4
32-41 оценка 3
Менее 32 - оценка 2

4. Вопросы повышенной трудности:
1. Почему утки, гуси могут выходить сухими из воды?
2. Чем крыло летающего ящера отличается от крыла птицы?
3. Почему тритона относят к земноводным, а крокодила к пресмыкающимся?
4. Почему крокодил никогда не высовывает язык? (Приращен ко дну рта.)
5. Как кричит крокодил? (Лай, рев.)
6. Почему змея часто высовывает язык? (Орган вкуса, обоняния, осязания.)
7. Чем змея шипит? (Трение чешуи друг о друга на брюхе.)
8. Как устроен панцирь черепах? (Расширенные отростки позвонков, ребра, кожные окостенения, роговые пластинки, брюшной-ключица, грудина.)
9. Это животное черно-оранжевое, хвостатое, похоже на ящерицу, но не пресмыкающиеся.Весной живет в воде, но не лягушка. К зиме уходит из пруда в лес и спит, зарывшись в сырой мох. О каком животном идет речь? (Саламандра.)

2. Проверка знаний учащихся
Учитель предлагает загадки по теме "Птицы".

Загадки "Птицы"
1. Название утки подсемейства нырковых и фамилия великого русского писателя одинаковы. Назовите их. (Гоголь.)
2. Каким образом дрова превратить в оседлую птицу, обитающую в степях и полупустынях? (Дрова - дрофа.)
3. Переставьте буквы в названии комнатной собаки так, чтобы получилась птица из отряда куликов, семейства бекасовых. (Дупель - пудель.)
4. Чтобы узнать, какую птицу из отряда воробьиных нарисовал художник, прибавьте букву к назва-нию русской реки. (Иволга.)
5. Лесная певчая птица и рыба имеют одинаковое название. Какое? (Лесной конек - морской ко-нек.)
6. Смените букву в названии хищного млекопитающего с ценным мехом, и вы превратите его в домашнюю птицу. (Куница - курица)
7. Одинаково названы жук семейства пластинчатоусых, птица отряда удодов и млекопитающее отряда непарнокопытных. Как именно? (Носорог)
8. Птица отряда воробьиных и млекопитающее из отряда грызунов называются одинаково. Как? (Пищуха)
9. Птицу, мясо которой непригодно в пищу, называют так же, как несъедобный шляпочный гриб. Как? (Поганка - чемга, бледная поганка-гриб)
10. Юного зоолога спросили, как его зовут. Он ответил, что его зовут, как птицу отряда воробьиных, но надо отбросить пятую букву. (Славка - Слава)
11. Трехмачтовое парусное судно XVIII-XIX веков и птица называются одинаково. Как? (Фрегат)
12. В названии маленькой отдельной частицы жидкости округлой формы смените букву так, чтобы получилось название птицы из отряда аистообразных. (Капля - цапля)
13. Какую букву в названии промысловой рыбы надо сменить, чтобы получилась морская птица? (Сайка - чайка)
14. Лесная птица отряда воробьиных называется так же, как и детская заводная игрушка. Как? (Юла-лесной жаворонок.)
15. Приставив букву к названию птицы из семейства вьюрковых, вы получите птицу из отряда ку-ликов. (Щегол - щеголь.)

3. Подведение итогов урока
Выставление оценок, комментарии ответов, результатов работы, оценка урока учащимися.
Приложение. Сравнительная характеристика основных классов типа хордовых

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии для 7 класса на тему: «5 животных Типа Инфузории» Стихотворение «Ода осьминогу» к уроку биологии в 7 классе «Тип Моллюски» Конспект урок биологии, 7 класс. Экологические группы птиц

Похожие статьи:

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Конспект открытого урока биологии в 7 классе

Эссе учителя биологии и географии
Опубликовано: 338 дней назад (20 января 2024)
Просмотров: 303
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!