Конспект урока биологии "5 животных Типа Инфузории»".
Автор: Парукова Людмила Ивановна,учитель биологии МАОУ "СОШ №9" г.Нурлат Республика Татарстан".
Работа предназначена для учителей биологии.
Данный урок- урок изучение нового материала. Урок проводится в быстром темпе с использованием разнообразных видов деятельности.
Аудитория: учащиеся 7 класса
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учениками блока новой учебной информации по теме "Многообразие простейших. Тип инфузории", овладения способами ее получения и переработки.
Цели по содержанию:
Образовательные:
-познакомить учащихся с характерными особенностями и представителями разных классов и родов Типа Инфузорий на базовом уровне в соответствии с образовательным стандартом или повышенном (для тех учеников, которые захотят и смогут)
-ознакомить с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни;
-расширить представления о многообразии одноклеточных, ознакомиться с основными типами (саркожгутиконосцы, споровики, инфузории);
-иметь представление о среде обитания, чертах приспособленности основных представителей каждого из типов к жизни в ней;
-раскрыть роль одноклеточных в природных сообществах, жизни человека.
Развивающие:
- продолжить формирование умений проводить наблюдения, работать с микроскопом, сравнивать одноклеточных между собой, обосновывать принадлежность к тому или иному типу, классу.
-продолжить развивать у учащихся информационную компетентность - умение находить информацию в разных источниках и представлять ее разными способами.
-создать условия для развития интеллектуальной (памяти и мышления) и эмоциональной сфер учеников.
Воспитательные: способствовать воспитанию у школьников позитивного отношения к живой природе и желания ее охранять:
продолжить формирования интереса к предмету, осуществлять эстетическое и экологическое воспитание учащихся при ознакомлении их с разнообразием форм инфузорий и их окраской.
Ожидаемый результат:
ученики узнают: на базовом уровне - признаки Типа Инфузорий, на повышенном уровне - черты приспособленности видов к среде обитания.
ученики закрепят умения: на базовом уровне - использовать средства Microsoft Word, Microsoft Power Point, на повышенном уровне - находить нужную информацию, используя Интернет.
Тип занятия: классно – урочное занятие.
Тип урока: комбинированный.
Вид занятия: урок взаимообучение с элементами исследования.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Методы, используемые на уроке: частично - поисковые, репродуктивные.
Оборудование:Микроскопы,микропрепараты, предметные стекла,пипетки.К
Учебник для 7 класса »Многообразие живых организмов» автор Н.И.Сонин,хрестоматия по зоологии.
Дидактический материал:
•учебник для 7 класса »Многообразие живых организмов» автор Н.И.Сонин, хрестоматия по зоологии.
•информационный лист «За страницами учебника». Приложение№1.
•инструкция для лабораторной работы. Приложение№2.
Предварительная работа: Составить группы учащихся.Распределить так, чтоб в группе были ученики как сильной так и слабые.До занятия учителю необходимо проверить корректность работы всех компонентов курса(обратить внимание на интерактивные модели).Перед уроком необходимо проверить подготовку к работе в ходе урока раздать распечатанные бланки для работы).
Занятие рассчитано на один академический час в кабинете биологии, имеющем рабочие места. Указанное время каждого этапа ориентировочное, т.к. все группы работают в своем темпе, учитель лишь рекомендует переходить от задания к заданию.
Ход урока.
Приветствие.
Организационный момент: - 2 минут.
I.
Актуализация знаний- 5 мин.
II.
Формирование новых понятий- 25 мин.
Лабораторная работа в паре - 10 мин.
Физкультминутка для глаз-1 мин.
Работа в группе. Изучение материала «За страницами учебника»- 6 мин
Взаимообучение -2 мин.
Выступления учащихся- 8 мин.
Физкультминутка.-1 мин.
III.
Формирование навыков и умения – 10мин.
Работа с иллюстрациями – 4 мин
Заполнение таблицы – 4 мин
Итог урока. Оценки -2 мин
Домашнее задание-1мин
Примечание: В течение урока учитель наблюдает за позой учащегося, положительно оценивает школьников за ответы и активное участие “молодец”, “хорошо”, “умница”, “ты сегодня очень хорошо работаешь”, “я рада твоим успехам” и т.д., создавая мотивацию учебного процесса, включая физкультминутки, а также эмоциональную разрядку. Использует разные виды деятельности, чтоб дети не испытывали переутомление.
Р
екомендация использования презентации в ходе урока.Навигация простая по «щелчку», имеются гиперссылки, анимации по времени.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас немного необычный урок. Вы любите экскурсии? Мы сегодня посетим научно исследовательский институт, где занимаются изучением простейших (по латыни protozoa).Вспомните, как называется наука, изучающая простейших? Правильно протозоология. Вы займетесь самостоятельно изучением типа Подцарства одноклеточные. Представьте, что вы протозоология. »Лаборатории» оснащены микроскопом.
Технику безопасности работы в лаборатории надеюсь, вы знаете? Кто не помнит, плакат висит на стене.
Прежде чем вы начнёте работу, как сотрудники НИИ. Необходимо проверить, что вы знаете о простейших?
Новые термины.
Мотивация урока. Первое задание. Отгадай загадку! Загадки о простейших. Приложение1..Молодцы!
Задание №2.Дайте классификацию простейших.
Какой тип мы не изучали?
Подумайте о названии темы урока. Запишите тему урока в тетрадях. Сформируйте самостоятельно цель урока. Спасибо! Посмотрите, что вы должны усвоить. Термины запишите в тетрадях.
Опрос «Учитель – ученик»
Формирование новых понятий:
Жизнь простейших зачастую скрыта от наших глаз. И в ней ещё много неизвестного и неизведанного. Давайте изучим интересный и более организованный тип инфузорий. Я, как старший научный сотрудник лаборатории познакомлю вас с планом работы.Перед вами на слайде имеется инструкция, познакомьтесь с ней, и начинайте работать.
Лабораторная работа. (Парная работа). Слайд №5. Оформление работы в тетрадях. Оцените работу.
Убедились, что мир простейших интересен?
Перерыв в НИИ. Физкультминутка Устали, встаньте, выполняем упражнение для глаз.
Следующее задание, сложное и ответственное.
Работа в группе. Для работы используем учебник, хрестоматию по зоологии, не забудьте посмотреть в Красную Книгу РТ. Определите в группе, кто будет выступать
Самостоятельная работа учащихся в группе с дидактическим материалом «За страницами учебника». Составляем план конспекта.Составление конспектов. Краткие сообщения учащихся. При выступлении используют схему»Тип инфузорий».
Группа №1. Инфузории - туфелька
Группа №2. Инфузория-трубач.
Группа №3. Стилонихия.
Группа №4 .Дидиний - хищник.
Группа №5. Инфузория – сувойка. (
Определите в группе, кто будет выступать. Молодцы, справились с заданием. Проверим, как прошли взаимообучение. Один ученик делает схему по данной теме на доске. Остальные в тетради.
Молодцы! Выполнили план и получаем поощрение в виде оценок.
Учитель обобщает выступлений учащихся.
Закрепление. Назвать органоиды инфузории-туфельки.
Сделать вывод о роли 5 представителей Типа Инфузорий в природе (биоценозе).
Оценка знаний учащихся
Рефлексия.Ваше отношение к уроку. Показываем смайлики. Понравилось ли вам работать в НИИ?
Домашнее задание. Как вы думаете, задают домашнее задание в НИИ?
Записываем задание.
1.Составить цепи питания включая инфузорий (индивидуальная работа).
2.Желающие готовят сообщение о сосущих инфузориях.
3.Задание нарисовать клетку простейших. ( Касается только тех, кто владеет техникой рисования в программе Paint на компьютере).
Спасибо за урок!
Источники:
Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: учебник / И. Х. Шарова. – М. : Владос, 1999. – 590с
Г.И. Лернер Уроки биологии, Тесты, вопросы, задачи, Москва, «Эксмо» 2005 год..
Приложение 1
Простейшие* В.Н.Фросин
“При свете как растение живу,
Во мраке - хищником брожу.
Я похожа на листок,
Но имею я глазок:
И если есть луч света где-то,
Направленье знаю света.
Хроматофоры есть, ядро –
Всегда гаплоидно оно.
Имею “почку” –вакуоль.
Когда делюсь – делюсь я вдоль.
Своим жгутиком верчу,
И как пуля я лечу:
Мой подвижный длинный жгутик,
Словно гибкий тонкий прутик
Совершает цикл вращения,
Обеспечив мне движение.
Я – не синяя как вена,
Я – зеленая эвглена.”
“Я - колония, я – шар,
И размер мой очень мал.
Клетки в слизь погружены,
Мне их жгутики нужны!
Совершаю я движение,
Кувыркаясь при вращении…
Клетки все соединяются
И друг с дружкою “общаются”…
Им чашевидный хлоропласт
Энергию Солнца передаст.
Я – зеленое творение,
Я – животное-растение,
Я – природы парадокс,
Я – “катящийся” – вольвокс!”
“Я развиваюсь в комаре,
Нахожусь в его слюне,
И после комариного укуса
Куда надо доберусь я.
Я в кровь сначала попадаю –
И человека заражаю.
А вот и печень! В клетках я
Размножаюсь, а семья
В эритроциты проникает,
Гемоглобин в них выедает,
И, делясь шизогонией,
Покидает “дом” свой милый.
Спорозоиты и шизонты,
Мерозоиты и гамонты,.....
Протекает цикл мой гладко,
А у жертвы – лихорадка!
Так изменчив я на вид!
Я - опасный паразит
С массой “ножек” – псевдоподий;
Малярийный я плазмодий!”
* Источник – В.Н.Фросин “Биология в моей жизни: воспоминания студента медицинского института” (7-е изд.) – Казань, изд. ООО “Диалог-Компьютерс”, 2006, 54 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока биологии для 7 класса
Конспект урока биологии, 7 класс. Папоротники
Стихотворение «Ода осьминогу» к уроку биологии в 7 классе «Тип Моллюски»
Конспект урок биологии, 7 класс. Экологические группы птиц
Похожие статьи:
Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса
Конспект открытого урока биологии в 7 классе
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Конспект урока биологии для 7 класса
Урок – конференция по биологии в 7 классе