Тема урока: Экологические группы птиц
Цели урока
образовательные:
- расширить представления учащихся о многообразии птиц;
-раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп;
-показать на конкретных примерах приспособленность птиц к среде обитания и образу жизни.
воспитательные:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- формировать экологическую культуру школьников
- воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной работе
Задачи:
• обобщить знания учащихся о среде обитания, приспособленности к ней;
• раскрыть особенности приспособленности птиц к среде обитания.
Оборудование:
• таблицы, с изображением птиц разных экологических групп;
• компьютерный класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний и умений.
Презентация
1. Фронтальный опрос.
• Какие особенности внешнего строения отличают птиц от других наземных позвоночных животных?
• Перечислите признаки птиц характерные для полета.
• Чем выводковые птенцы отличаются от гнездовых? Приведите примеры.
• От какого класса произошли птицы?
• Перечислите признаки, характерные для класса пресмыкающиеся и класса птиц.
• Вспомните, какова численность животных класса Птицы? Более 8000 видов.
• Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.
• Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология.
• А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.
2. Проверочная работа по вариантам. Посмотрите на экран (слайд 1).
Вам нужно подписать обозначения и ответить на 2 вопроса. Первый вариант “Строение сердца птицы”, второй вариант “Строение головного мозга птицы”.
Взаимопроверка заданий по выполнению (слайд 2). (Работа в парах)
Для 1-го варианта “Строение сердца птицы”:
1. левое предсердие;
2. левый желудочек;
3. правое предсердие;
4. правый желудочек
Вопрос: Назовите особенности дыхательной системы птиц. (голосовой аппарат и воздушные мешки)
Для 2-го варианта “Строение головного мозга птицы”:
1. большие полушария;
2. мозжечок;
3. продолговатый мозг;
4. средний мозг.
Вопрос: Назовите особенности строения желудка птиц ( два отдела: железистый и мускульный).
Оценивание выполнения работы (слайд 3).
0 ошибок – оценка “5”
1 ошибка – оценка “4”
2 ошибки – оценка “3”
3 ошибки – оценка “2”
- Ребята, возьмите «Оценочный лист», подпишите его, и поставьте друг другу оценку за первое задание.
Актуализация. (Проблемный диалог)
Показ видеофрагмента о пингвинах.
Учитель: Ребята, кого вы увидели в этом фильме? (пингвин)
- Как вы думаете, к какому классу относится пингвин? (Класс птицы)
- Дайте определение слову «птицы». (Птицы – это животные, одним из наиболее характерных признаков которых является покров из перьев, играющий важную роль при полёте.)
На левой части доски открывается высказывание(поднимаем экран): Пингвин – птица. А с правой стороны: Птицы – это животные, одним из наиболее характерных признаков которых является покров из перьев, играющий важную роль при полёте.
- Сделайте умозаключение из этих двух утверждений. (Пингвин летает)
- А как на самом деле? (Пингвин не летает)
- Получается противоречие?
Какой вопрос возникает? (Почему пингвин - птица, но при этом не летает?) (Проблемный вопрос на слайде)
- Какие у вас есть гипотезы ответа на этот вопрос? (Это следствие того, что он живет в воде, питается рыбой, живет в холодных условиях…..) ГИПОТЕЗЫ ФИКСИРУЮТСЯ НА 3-Й ДОСКЕ.
- Как называются определенные условия среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм? (Экологический фактор)
- Что же мы будем изучать сегодня на уроке? ( Как экологические факторы влияют на приспособления птиц к данным условиям среды)
- Если птицы живут в одинаковых условиях среды, значит и приспособления у них должны быть какие? (Одинаковые)
- Как это будет сказываться на их внешнем облике? (Внешнее строение их будет иметь общие черты)
- Значит, какие группы птиц мы будем сегодня изучать, если на них влияют экологические факторы? (Экологические группы птиц)
- Значит, тема урока сегодня какая? (Экологические группы птиц)
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Значит, какая цель будет нашего урока? – на слайде 5.
Изучение нового материала
- Ребята, вы сегодня разделены на 5 групп. Давайте повторим правила работы в группе. (Слайд 6)
Учитель. Ребята, давайте, и вы на несколько минут побудете учеными. Глядя на внешний облик птиц, попробуйте распределить птиц на группы.
Работа в группах 1. Учащиеся получают набор карточек с изображением птиц разных экологических групп. В течение 3-4 минут группы учащихся из 4 – 5 человек распределяют птиц по группам.
Учитель: сколько групп у вас получилось, по каким признакам производился отбор?
( По месту обитания)
- Что называют экологической группой животных? (Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения).
Проблемный диалог:
- Одна из гипотез, почему пингвин не летает – потому что он питается рыбами. А есть ли еще другие виды птиц, которые питаются рыбами? ( Да, например: баклан, пеликан…)
- Давайте предположим: по какому признаку можно разделить всех птиц на экологические группы, исходя из этих ваших ответов? (По типу питания)
- Давайте предположим: какие экологические группы птиц можно выделить по типу питания? (растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, падалееды) - Открывается левая доска.
- По кому еще признаку можно разделить птиц на экологические группы? (По местам обитания)
- Какие экологические группы птиц можно выделить по этому признаку? (Водоплавающие, птицы леса, птицы степей и пустынь, птицы побережий водоемов и болот, птицы открытых воздушных пространств) - Открывается правая доска.
По типу питания:
По местам обитания:
Растительноядные птицы
Водоплавающие птицы
Насекомоядные птицы
Птицы побережий водоемов и болот
Хищные птицы
Птицы открытых пространств
Всеядные птицы
Птицы степей и пустынь
Падалееды
Птицы леса
Работа в группах 2. Распределить названия птиц по экологическим группам на листках. Спикер выходит отвечать к доске. Берет название птицы с 3-й доски и прикрепляет его магнитом в соответствующую часть таблицы на доске.
1-я группа: 1-я строчка, 2-я группа: 2-я строчка, 3-я группа:3-я строчка, 4-я группа:4-я строчка, 5-я группа: 5-я строчка.
Проверка по слайду 6.
Поставьте себе 2-ю оценку.
Работа в группах 3. Работая с учебником на стр. 218 – 223 составьте таблицу (клей-карандаш):
Задание. Перед вами лежит карточка №1 с заданием. Разложите карточки с изображением птиц по местам их обитания. Из цветных карточек выберите описание образа жизни птиц и приспособления к месту их обитания.
Инструктивная карточка.
1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.
2.Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.
3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.
Карточка № 1
Экологическая группа птиц по месту обитания
Виды
Образ жизни и приспособления к месту обитания
Птицы леса
Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари
Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями. Крепкие ноги у куриных, тонкие лапки с острыми коготками у синиц, крепкий хвост у дятла.
По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные.
Птицы степей и пустынь
Дрофа, журавли, страусы
Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов.
Растительноядные,
насекомоядные
Болотные птицы
Аисты, цапли, кулики
Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники
Птицы водоемов и побережий
Утки, гуси, лебеди
Форма тела удлиненная, обтекаемая, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны.
Птицы открытых воздушных пространств
Ласточки, стрижи
Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенный хвост-руль при полете. Насекомоядные.
После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.
Поставьте себе 3-ю оценку.
Работа в группах 4.
Работа с дополнительной информацией.(распечатана на каждую парту)
Составьте в тетради схему, характеризующую разные группы птиц в зависимости от того, как птицы перемещениями реагируют на времена года
Основные группы птиц. В зависимости от того, как птицы перемещениями реагируют на времена года, среди них выделяют три основные группы (слайд 6):
I группа – оседлые птицы весь год живут в одной и той же местности, делают небольшие запасы на зиму (воробьи, голуби, поползни);
II группа – кочующие птицы, небольшими стаями откочевывают на юг, но не имеют постоянных мест зимовки (снегири, синицы грачи);
III группа – перелетные птицы осенью улетают из холодных мест в теплые страны (утки, соловьи, лебеди).
Учитель кратко знакомит учащихся о причинах перелета птиц, как птицы ориентируются в пространстве.
В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов.
Проверка задания. Поставьте себе 4-ю оценку.
Закрепление
Задание Распределите птиц по экологическим группам
1. Лесные птицы.
2. Водоплавающие птицы.
3. Птицы открытых пространств.
4. Птицы побережий водоемов и болот.
5. Птицы, добывающие корм в воздухе.
а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.
Отдайте листок другой группе для проверки.
(Правильные ответы вывешены на доске)
Проверка. Поставьте себе 5-ю оценку.
Выводы:
1. Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.
2. Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.
3. Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.
V. Домашнее задание: (5 минут)
1. Параграф 49
2. Приготовьте сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу Астраханской области, в виде творческой работы.
3. Самые усердные из вас могут приготовить буклет, куда войдут стихи, поговорки, пословицы, загадки о птицах.
4. ОЦЕНКИ!!!!
Когда заканчивается тема – мне немного грустно, потому что, то что мы узнали на уроке – лишь малая часть того интересного, что известно о птицах и, вообще, о природе.
Рефлексия
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2) Больше всего мне понравилось_________ .
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял____________
7) Сегодня я научился_________
Сегодня я задумался_________
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
Урок мне хочется закончить словами К. Г. Гарина-Михайловского: «Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать», Что мы с вами и будем делать на каждом последующем уроке.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока биологии для 7 класса
Конспект урока биологии, 7 класс. Папоротники
Конспект урока биологии для 7 класса на тему: «5 животных Типа Инфузории»
Стихотворение «Ода осьминогу» к уроку биологии в 7 классе «Тип Моллюски»
Похожие статьи:
Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса
Конспект открытого урока биологии в 7 классе
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Конспект урока биологии для 7 класса
Урок – конференция по биологии в 7 классе