Игровой самомассаж бельевыми прищепками для развития речи, мелкой моторики пальцев рук
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменным явно видны недостаткам развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков.
У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая.
Игровой самомассаж бельевыми прищепками для развития речи, мелкой моторики пальцев рук, повышения иммунитета детей.
Игра «Пальчики»
Мы весёлые прищепки,
Коль поймам держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой) Указательный поймаем
(Ловим указательный палец левой руки и качаем)
И немного покачаем!
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)
Игра «Пчела» повтори скороговорку.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги скороговорки:
Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,
Лы-лы-лы – жало у пчелы.
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.
Исходное положение для каждого упражнения : согнутая в локте рука стоит на столе.
Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Упражнение «Лиса»
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста. Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
Упражнение «Угостим Жучку»
Оборудование: прищепки, вырезанные из картона косточки не менее 15 см длиной
(по количеству детей), миска.
Детям предлагается взять из миски по одной косточке левой рукой. В правой руке у каждого ребенка прищепка-«Жучка». Правая рука подносится к левой, прищепка захватывает косточку.
После ужина убрались,
В миске косточки остались.
Косточки мы соберем и собачке отнесем
Жучка косточку схватила,
В уголочек утащила.
Упражнение «Глупая ворона»
Оборудование: прищепки темного цвета, сложенные в виде конфет фантики
(по количеству детей).
Перед каждым ребенком на столе лежит фантик. Взрослый наклоняет кисть руки к столу и захватывает прищепкой фантик. Затем кисть руки возвращается в исходное положение.
Увидела бумагу
— Да как ее ухватит.
Думала конфета,
Оказалось., фантик!
Лягушонок “Квак-квак!”,
А Утенок “Кряк-кряк!”,
Все сказали, все спросили…
Хорошо поговорили!
Сенсорные игровые упражнения
с использованием прищепок.
Игра «Цвет»
Такая игра подойдет для самых маленьких.
Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой.
Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую.
Игра «Мамины помощники»
Натяните веревку. Возьмите несколько разноцветных платочков
(можно носочков, что угодно). Скажите ребенку, что они выпачкались. Поиграйте сначала в стирку. Потом развесьте белье на веревку, закрепляя его прищепками
(веревку надо натянуть на уровне, удобном для ребенка).
Можно подбирать по цветам: синий платочек закрепляем синей прищепкой, красный – красной и т. д.
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки прицеплю.
Игра «Коробочки»
Цель: обучать детей сличению предметов по цвету.
Оборудование: четыре картонные коробочки с приклеенными на дно кружками красного, желтого, зеленого и синего цвета, четыре прищепки такого же цвета.
Рекомендуем посмотреть:
Приемы массажа и самомассажа для детей
НОД по закаливанию и коррекции осанки в средней группе
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе
Игровой самомассаж для дошкольников