Роль логоритмики в коррекционной работе логопеда
Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Кому полезна логопедическая ритмика? Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.
Задачи:
1.
Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия и т.д.).
2.
Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.).
3.
Воспитательные (воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).
4.
Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.
Условия проведения:
- Занятия проводятся 1 раз в неделю после познавательного и логопедического;
- Продолжительность – 20-25 минут;
- Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы.
- Речевой материал не выучивается;
- Все упражнения выполняются по подражанию;
На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности. Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.
Наиболее благоприятным для занятий является проведение их одним специалистом – логопедом, владеющим инструментом или использующим магнитофонную запись музыкального сопровождения, возможно и взаимодействие двух специалистов – логопеда и музыкального руководителя. Присутствие воспитателя группы является обязательным.
Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными.
При проведении логоритмических занятий с детьми старшего возраста с ОНР III уровня возрастает доля учебных заданий связанных с развитием чувства музыкального ритма, метра, темпа в сочетании с разнообразными движениями. Значительно увеличивается число игр по расширению словарного запаса детей, уточнению значения слов, формированию обобщающих понятий, а также развитию у дошкольников грамматического строя речи, умению связно излагать свои мысли.
Структура занятия
I. Вводная часть:
Музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), дыхательные упражнения.
II. Основная часть:
Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики, мимики.
III. Оркестр, пение, игры, танец.
IV. Заключительная часть.
Слушание – релаксация
Особую роль в логоритмических занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.
Основной акцент ставим на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:
Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.
Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.
Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).
Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.
Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.
Использование элементов логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в младшей группе по логоритмике
Музыкальное занятие в старшей группы «Весенние мелодии и звуки»
Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Осень"
Логоритмические занятия в детском саду в старшей группе по лексической теме "Зима"