Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация по логопедии для педагогов ДОУ

Консультация для педагогов детского сада. Логоневроз
Логоневроз – нарушение речи, которое проявляется повторением одних и тех же слов, произнесением отдельных звуков, разговорными паузами и прерывающейся речью. Логоневроз (заикание) является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

В зависимости от разновидности судорог определяют:
- тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
- клоническое заикание с кратковременными, но частыми сбоями работы мышц;
- смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов.

Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:
- голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи;
- дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
- артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

Кроме того, выделяют типы заикания по причине их возникновения.
Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют: укреплению мышц; регуляции дыхательного ритма, расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма. В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию. При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее.

Артикуляционную и дыхательную гимнастику запрещено проводить при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости (при ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить).

Заниматься необходимо при соблюдении следующих условий:
- в хорошо проветренном помещении;
- не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
- прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
- в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.

В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента.
Дыхательная гимнастика
«Цветочный магазин»
Ребенок представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку. Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед. После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

«Свеча»
Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Ребенку необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

«Певец»
Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

«Ладошки»
При выполнении ребенок может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты. На резком вдохе следует совершить движение кистями, имитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох. Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

«Погончики»
Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

«Насос»
Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.
Артикуляционная гимнастика
Укрепление мышц нижней челюсти:
- широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок;
- движение челюстью вперед-назад;
- движение челюстью влево-вправо.

Зарядка для губ:
- растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет;
- вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии;
- растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.

Укрепления мышц языка:
- улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя»;
- щелчки языком от неба, имитируя цоканье копыт лошади;
- широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней;
- улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы.
Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
- немного растянув губы и приоткрыв рот, погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.
Речевые игры
Игры-молчанки
Цели. Снятие чрезмерной возбудимости. Исключить привычку ускоренной и неправильной речи. Подготовить нервную систему детей к формированию правильного речевого навыка. Воспитание терпения и усидчивости. Игры-молчанки помогают создать охранительный режим и делают его для детей менее обременительным.

«Молчанка»
Взрослый ставит на видное место песочные часы и объявляет: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первый заговорит, с того – фант». В течение определённого времени ребёнку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой, собиранием пазлов и т.д. Проигравший ребёнок, по предварительному уговору, должен отдать любимую игрушку или значок и т.д. Взрослый прячет фант, а потом выдаёт его как выигрыш в следующей игре.

«Спит добрый волшебник»
Условия игры лаются в виде сказки: «…Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всём городе соблюдают тишину, никто не разговаривает. Вот и вы не будите его, играйте молча в игрушки, построите город из кубиков. Займитесь конструктором. Нарисуйте этого доброго великана, каким вы его себе представляете…». В поощрение детям можно присвоить звание «Почётного стража» или наградить «Волшебным жезлом» (заранее приготовленной красивой «волшебной» палочкой).

«В театре»
Взрослый предлагает ребёнку другие условия игры- молчанки: «…Теперь мы отправимся в театр. В зрительном зале полагается сидеть спокойно, не разговаривать, чтобы не мешать другим…» В это время ребёнок смотрит сам или показывает своим куклам картинки. В конце игры присваивается звание «Лучший зритель».

«В библиотеке»
Взрослый рассказывает о библиотеке и сообщает условия игры: «…В читальном зале все люди молча читают. Разговаривать нельзя, чтобы не мешать другим…» Ребёнку можно посоветовать устроить библиотеку для своих игрушек.Перед каждым положить книжку, которую обязательно нужно прочитать (просмотреть).В конце игры ребёнок получает звание «Отличный читатель».

«Аквалангист»
«…В морях, на разной глубине, очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы… Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, молча изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – иначе можно захлебнуться…».К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить водоросли, рыб, подводных жителей или предложить всё это нарисовать и вырезать. В конце игры ребёнок получает звание «Лучший аквалангист».

«Фотоохота»
Взрослые рассказывают ребёнку о фотоохоте и знакомят с правилами игры: «…Есть особые охотники – они приходят в лес не с ружьём, а фотоаппаратом. Они делают снимки диких животных. Для этого надо совсем тихо подойти к животному. Надо уметь молча, спокойно сидеть в укрытии, ожидая, когда появится интересная птица. Нельзя сейчас разговаривать – начинается фотоохота…» Можно изготовить фотоаппарат, посмотреть иллюстрации книг и журналов. Рассказать о повадках диких животных. Ребёнок может сделать фотоальбом «Моя охота», т. е. срисовать на отдельные листы бумаги животных. В конце игры ребёнок награждается званием «Умелый Фотострелок».

«В горах»
«…Путешественники идут по горным тропам. Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные места. Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться нависшие шапки снега, начнётся обвал. В горах на трудных переходах всегда соблюдают полную тишину…».Здесь можно использовать рюкзак, палку, компас, спортивную обувь. На «привале» можно спеть песни, послушать чёткое чтение (рассказ) взрослого. В конце игры ребёнку присваивается звание «Отважный турист».

«В больнице»
«…Давай посмотрим, все ли твои игрушки здоровы. Вот у мишки отрывается лапа. У зайца, кажется, болят уши. Надо их подлечить. Кто же может это сделать? Ты? Хорошо! Значит, ты – доктор! Твои игрушки заболели – теперь им нужна тишина…» Доктор спокойно лечит игрушки. В конце игры ребёнок получает звание «Добрый Айболит».

«Рыболов»
Перед началом игры взрослый рассказывает: «Рано утром на берегу реки сидит с удочкой рыболов. Насадит червячка на крючок, забросит в воду леску. Тихо сидят, чтобы рыб не распугать, и смотрит на поплавок. Как рыбка начнёт клевать червячка, поплавок зашевелится и уйдёт под воду. Тогда рыбак вытаскивает удочку и на крючке награда за молчание и терпение – серебристая рыбка. Ты, рыбак, молча и спокойно полови рыбку, а в конце игры мы вместе подсчитаем твой улов и рассмотрим пойманных рыб».
Молчаливые игры можно проводить по сюжетам литературных произведений, которые прочитывает взрослый. Ребёнок молча слушает, изображает действие персонажа, и произносят отдельные слова или звукоподражания. Молча рисует или мастерит поделки по теме прослушанного.

Рекомендуем посмотреть:

Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи Опыт работы учителя логопеда в ДОУ Автоматизация свистящих и шипящих звуков у детей в картинках Работа логопеда с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС. Коррекция нарушений речи
Консультация для родителей в детском саду "Знакомство с буквами" | Использование чистоговорок в логопедической работе в ДОУ
Опубликовано: 598 дней назад (5 мая 2023)
Просмотров: 277
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!