Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогическое взаимодействие с детьми с ОВЗ в ДОУ

Консультация для воспитателей детского сада «Педагогическое взаимодействие в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Проблема коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Это связано с наличием множественных патологий развития , которые могут быть у ребёнка, и с возросшим за последние годы количеством детей, рождающихся с отклонениями в развитии. К одной из таких групп можно отнести детей с нарушениями зрения и речи.
У таких детей отмечаются не только изменения остроты зрения, но и нарушение зрительного восприятия в целом, что обусловлено проблемами с анализом изображения воспринимаемого объекта на уровне зрительного центра мозга. Это приводит к формированию неточных или ошибочных представлений, что затрудняет развитие наглядно-образного мышления, а оно ведущее в дошкольном возрасте. Поэтому правомерно говорить о том, что дети с нарушениями зрения испытывают сенсорную депривацию, ведь «зрение даёт нам наиболее совершенное, подлинное восприятию предметов.
Зрительные ощущения наиболее отдифференцированы от аффективности, в них особенно силён момент чувственного созерцания.
Зрительные восприятия - наиболее «опредмеченные», объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия».
По мнению ведущих психологов, нарушения зрения приводят не только к сенсорной депривации, но и к эмоциональной и социальной депривации. Ведь зрительная депривация обусловливает нарушения мако-и микроориентировки, что объясняет трудности при усвоении простанственно-временных отношений и предложно-падежных конструкций; осложнение усвоения лексико-грамматических категорий, замедляет формирование связной речи, что приводит к отстованию от сверстников по показателям речевого развития, и, как следствие,к трудностям в социальной адаптации.
Широкая распространённость зрительных нарушений у детей побуждает к поиску новых подходов к оказанию им всесторонней помощи и поддержки.
Нечёткость узнавания предметов, их форм, внешних признаков создают изначально неблагоприятные условия для формирования речи. Специфические трудности в соотнесении слова и образа затрудняют накопление словаря, формирование обобщающих понятий и в большинстве случаев приводят к нарушению всех структурных компонентов языка.
Представления ребёнка об окружающем мире начинают носить фрагментарный характер, что в свою очередь, порождает трудности образования причинно-следственных связей. Зрительный дефект, таким образом, становится первичным, влияющим на развитие речевых и неречевых функций.
Нарушение зрения обычно сопровождается вторичными наслоениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и становление общего речевого статуса.
Таким образом, в связи с множественном указанных аномалий работы с данной категорией детей требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, спецпсихологии, логопедии.
Наиболее оптимальным вариантом является наличие в таких группах логопеда-дефектолога. Но, учитывая отсутствие подобной возможности, реализовать коррекционную программу может любой учитель-логопед при наличии сложившийся системы взаимодействия всех заинтересованных сторон: учителя-логопеда, окулиста, учителя-дефектолога, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, родителей.
Вся эта сложная конструкция работает в рамках коррекции и компенсации множественных дефектов у детей. Приоритетным направлением деятельности всех звеньев системы является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушениями развитие зрительного восприятия. Это обязательное условие, каркас, на котором устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в среду здоровых сверстников.
Цель образовательной деятельности, стимулирующей повышение эффективности лечебно-коррекционной работы - создание и апробация модели взаимодействия специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре.
Задачи:
- Создать модель взаимодействия специалистов дошкольной организации как условие успешной коррекционно-развивающей деятельности.
- Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
- Разработать систему работы и формы взаимодействия специалистов в условиях дошкольной образовательной среды, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребёнка и коррекции нарушения зрения.

Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:
- Системность. Развитие ребёнка-процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать одну функцию, необходима системная работа по развитию ребёнка.
- Комплексность (взаимодополняемось). Развитие ребёнка- комплексный подход, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная коррекционная программа работы с ребёнком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учётом факторов риска и особенностями зрительного дефекта.
- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых, ребёнку в процессе занятий и повышению эффективности и даёт опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитных функций.
- Постепенность и систематичность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу коррекционной работы только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Реализуя главный принцип коррекционной педагогики «не навредить», учитель-логопед на своём занятии должен решать две категории коррекционных задач: исправление речевых нарушений и коррекция зрения за счёт работы над развитием зрительных функций.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ
Взаимодействие логопеда и психолога в коррекционной работе ДОУ | Развивающая игра по математике для детей старшей группы «Зашифрованная фигура»
Опубликовано: 303 дня назад (5 июля 2023)
Просмотров: 266
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!