Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для воспитателей. Изучение алфавита с дошкольниками

Последовательность изучения букв русского алфавита и правила их написания
На определенном этапе обучения грамоте дети переходят от собственно звукового анализа к звуко–буквенному. При данном переходе необходимо соблюдать определенную последовательность введения каждой новой буквы.

Способ обозначения твердости-мягкости согласных звуков зависит от позиции, которую занимает данный звук: перед гласной или не перед гласной. В первой из названных позиций твердость или мягкость согласного звука обозначается гласной буквой, во второй – мягким знаком или его отсутствием.

Одной из важных задач обучения детей звуко–буквенному анализу является формирование умения обозначать твердость–мягкость с помощью гласных букв. Дети должны усвоить, что буквы А, О, У, Ы, Э пишутся после твердых согласных, а буквы Я, Е, Ё, Ю, И – после мягких согласных. В связи с этим изучение букв должно начинаться с гласных. Буквы обозначающие один и тот же гласный звук изучаются парами А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. это необходимо для того, чтобы дети усвоили: один гласный звук, например [а], может обозначаться буквой «А», если звук [а] находится после твердого согласного, и буквой «Я», если звук [а] находится после мягкого согласного. Звук [и] в русском языке всегда находится после мягких согласных, поэтому и буква «И» пишется только после мягких согласных звуков. Звук [ы] наоборот всегда находится после твердых согласных, значит и буква «Ы» пишется после твердых согласных звуков. Изученные гласные буквы вводятся в звуковую модель слова, т.е. постанавливаются вместо соответствующих им звуков. Причем сначала детьми полностью выполняется звуковой анализ слова и, лишь затем, звуки обозначаются изученными буквами. Например, после изучения букв «А» и «Я», звуко – буквенный анализ слова «Ваня» будет иметь вид:
А ....................... Я

Такой подход к обозначению звуков позволяет осознать знаковую природу букв, а главное – уяснить позиционный принцип русской графики. На схеме ребенок четко видит, что буква «А» стоит после синей фишки (согласного твердого звука), а буква «Я» после зеленой фишки (согласного мягкого звука).

Итогом изучения гласных букв является противопоставление двух групп «А, У, О, Ы, Э» и «Я, Ю, Ё, И, Е». Гласные из первой группы пишутся после твердых согласных, а гласные из второй группы – после мягких.

В дальнейшем, когда дети познакомятся с согласными буквами и будут читать слоги, эти две группы гласных букв будут противопоставляться по обозначению твердости (мягкости согласных звуков.). детям можно сказать, что гласные буквы выполняют два очень важных дела: обозначают гласные звуки и командуют согласными буквами, которые находятся перед ними. Буквы А, О, У, Ы, Э дают команду «Читай твердо!», а буквы Я, Ё, Ю, И, Е – «Читай мягко!»

Значит, чтобы прочитать слог, сначала нужно посмотреть на гласную букву и «послушать» (вспомнить) ее команду. А затем прочитать слог с согласным твердым или согласным мягким звуком.

Знакомство с обозначением твердости – мягкости согласных звуков в конце слов и перед согласными с помощью буквы «Ь» происходит после того, как дети уже узнают несколько согласных букв. Дети уже знают, что мягкость согласных обозначается гласными буквами. Но что же делать, если после мягкого согласного нет гласного звука и мы, поэтому, не можем написать «командира». Для этого есть специальная буква «Ь», которая не обозначает никакого звука, у этой буквы только одно «важное дело» - командовать: «Читай мягко!»

Способ передачи на письме согласного мягкого звука [й] так же, как и обозначение твердости – мягкости согласных определяется местом звука в слове: в позиции не перед гласным он обозначается своей буквой «Й», а перед гласными – буквами последующих гласных – Я, Е , Ё, Ю. иными словами звук [й] в русском языке обозначается пятью разными буквами. Как объяснить этот сложный способ обозначения ребенку дошкольного возраста?

Основой ознакомления с обозначением звука [й] перед гласными является звуковой анализ слов: «яма», «юла», «ёжик», «ель» и др. Например, анализируя слово «яма», дети говорят что 1-й звук [й]- согласный мягкий, 2-й звук [а] – гласный, 3-й звук [м] – согласный твердый и 4-й звук [а] – гласный. Все звуки они последовательно обозначают соответствующими фишками:

При этом дети убеждаются, что в заданном слове 4 звука. После этого воспитатель предлагает послушать, как произносятся два первых звука вместе: [йа]. Дети вспоминают, что есть буква с таким названием. Воспитатель объясняет, что если в слове слышится слог [йа], то он обозначается буквой «Я». На схеме появляется буква «Я», которая кладется сразу на две фишки:
Я ....................... А

Вместе с воспитателем дети формируют вывод: если буква «Я» написана после согласной буквы, то она обозначает 1 звук - [а] и обозначает мягкость предшествующего согласного звука, если буква «Я» написана в начале слова или после гласной буквы – она обозначает 2 звука [й] и [а].

Таким же образом дети узнают, что и буквы Е, Ю, Ё могут обозначать в словах два звука.

Обязательным условием успешного овладения этой задачей является краткое название воспитателем и детьми звука [й].

Иногда в этот период обучения дети начинают путать звуки и буквы. Например, при анализе слова «Юра» ребенок не называет вслух последовательность звуков: [й], [у], [р], [а], а молча выкладывает слово: буквы Ю, Р, А. На вопрос «Какой первый звук в этом слове?» возможен ответ – «Ю», т.е. название буквы используется вместо названия звука. Нужно каждый раз обращать внимание детей на то, что звуков здесь два - [й] и [у], а буква одна – «Ю».

У некоторых педагогов существует опасение, что такое акцентирование внимания на звуке [й] при анализе слов с йотированными гласными может привести к ошибкам в написании слов «юла» (йула), «ёлка» (йолка) и т.п. Что дети выделяя отдельно два звука и обозначать их будут двумя буквами «Й» и соответствующей гласной? Подобные ошибки действительно имеют место. Но это происходит лишь в том случае, если обозначение звука [й] буквой «Й» изучается раньше чем обозначение этого звука буквами Я, Ё, Е, Ю. Поэтому сначала необходимо познакомить детей со способом обозначения звука [й] с помощью гласных букв, закрепить это умение, и лишь затем переходить к изучению буквы «Й».

Большинство согласных букв русского алфавита обозначают два звука (согласный твердый и согласный мягкий). Сначала дети знакомятся именно с такими согласными буквами. С ними составляют слоги – слияния и закрепляют умение обозначать твердость – мягкость согласного с помощью гласной буквы.

При знакомстве с буквами обозначающими один твердый звук ([ц], [ж], [ш]) и один согласный мягкий звук ([ч], [щ], [й]), дети узнают, что эти буквы «не слушают команды гласных букв», что это «капризные» буквы. И поэтому после «чу» и «щу» мы пишем с буквой «У», хотя всегда после мягких согласных писали букву «Ю». также слоги «ча» и «ща». А «жи» и «ши» пишутся с буквой «И», хотя слышим звук [ы]. Если при чтении слов со слогами «жи», «ши», «же», «ше» ребенок по привычке старается «смягчить» твердые звуки [ж] и [ш], следует напомнить, что «капризные» буквы не слышат «команд» и хотя гласные буквы «И», «Е» говорят «читайте мягко», буквы «ж» и «ш» их не слышат. Они обозначают только твердые звуки, у которых нет парных мягких.

С разделительной функцией твердого и мягкого знаков следует ознакомить детей только тогда, когда они узнают все буквы алфавита.

Разделительная функция мягкого знака вводится на сравнении двух слов, например «Коля» и «колья». Дети анализируют эти слова друг за другом, сначала на уровне букв. При этом, как правило, пишут оба слова одинаково: «Коля». Если же выложить эти слова с помощью фишек, сразу становится ясной разница в звуковом составе этих слов. Если слово «Коля» дети выкладывают, ставя синюю, красную, зеленую и красную фишки, т.е. фиксируют четыре звука в слове, то при выкладывании слова «колья» (а его лучше выложить непосредственно под словом «Коля»), дети видят, что после мягкого согласного звука [л’] есть еще два звука – мягкий согласный [й] и гласный [а]. Дети обнаруживают, что звуковой состав этих слов различен и что буква «Я» в слове «Коля» обозначает один звук – [а] , а в слове «колья» - два звука - [йа]. Значит, нельзя в слове «колья» поставить сразу после буквы «Л» букву «Я». Получится «Коля». А вот если поставить после буквы «Л» букву «Ь», то она укажет, что букву «Л» нужно прочесть мягко. Стоящая после мягкого знака буква «Я» будет произноситься [йа] – «колья». Далее дети самостоятельно выкладывают слова «братья», «ручьи» и т.д.

Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например, «сел» и «съел». Дети узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв «Е, Ё, Я, Ю», написание которых в другом случае свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко.

Данный порядок изучения букв позволяет наиболее полно раскрыть особенности русской графики, понять соотношение букв и основных звуковых единиц на уровне обобщений, в определенной системе.

Рекомендуем посмотреть:

Азбука в стихах для детей Компьютерная игра для дошкольников. Азбука профессий от А до Я

Похожие статьи:

Игры на изучение алфавита для детей 4-5 лет

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Конспект НОД в подготовительной группе «Страна азбука»

Консультация для родителей. Речевая азбука для родителей младших дошкольников | Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Опубликовано: 777 дней назад (7 ноября 2022)
Просмотров: 1994
0
Голосов: 0
Татьяна Александровна Зданкевич # 17 ноября 2022 в 13:04 0
Здравствуйте, Диана Михайловна, спасибо большое за полезную информацию