Конспект НОД в подготовительной группе «Страна азбука»

Автор: Ржавская Олеся Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 75 «Гвоздичка» город Набережные Челны Республики Татарстан

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Страна азбука». Данный материал будет полезен  воспитателям подготовительной группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Страна азбука»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».

Цель: закрепить умение звуко-слогового анализа слов.

Задачи:

Образовательные: Способствовать развитию умений говорения и слушания, формированию опыта чтения слогов. Содействовать обогащению активного и пассивного словаря; развитию грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка; развитию фонематического слуха, совершенствованию звуковой культуры речи детей.

Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: звук, буква, твердый, мягкий, глухой, звонкий, шипящий, свистящий; согласный, гласный, красный, зеленый, синий.

Воспитательные: Тренировать мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, внимание.

Демонстрационный материал: ряды букв на доске, иллюстрации в тетради.

Методические приемы:

Физкульминутка «Буквы», игровые приемы, беседа-диалог.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, а в какое вы сейчас узнаете. Хотите попутешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Для этого вам нужно открыть свои тетради на стр. 58. Расскажите, что изображено на рисунке.

Дети: Ежик, Лисенок и Мудрая Сова едут на поезде в страну Азбуку.

Воспитатель: А вы желаете отправиться вместе с ними?

Дети: Да!

Воспитатель: Вход в волшебную страну охраняют два стражника - вопросительный и восклицательный знаки. Они преградили игрушкам путь и сказали, что в Азбуку может попасть только тот, кто правильно ответит на все их вопросы. Готовы ли вы вместе с нашими друзьями пройти это испытание?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда послушайте вопросы стражников и ответьте на них. Чем буквы отличаются от звуков?

Дети: Звуки слышим, а буквы видим и пишем.

Воспитатель: О чем это говорится (о звуках или о буквах): их можно читать, слышать, видеть, штриховать, петь, раскрашивать, шептать.

Дети: О буквах и звуках.

Воспитатель: Назовите гласные буквы.

Дети: У, О, А, Э, Ы, И, Ю, Е, Я.

Воспитатель: Чем гласные буквы отличаются от согласных?

Дети: Гласные буквы можно пропеть.

Воспитатель:  назовите свистящие согласные звуки.

Дети: С, 3, Ц.

Воспитатель: Перечислите шипящие согласные звуки.

Дети: Ж, Ш, Щ, Ч.

Воспитатель: Вы справились с этим испытанием, наши путешественники тоже. И теперь ворота в волшебную страну открыты для всех. Посмотрите на рисунок и скажите какие буквы увидели игрушки?

Дети: угадывают буквы по выступающим из-за кубиков фрагментам.

Воспитатель: Раскрасьте красным цветом гласные буквы, синим цветом - согласные, которые обозначают один твердые звук, зеленым - согласные, которые обозначают один мягкий звук, наполовину синим, наполовину зеленым - согласные, обозначающие два звука - твердый и мягкий.

Дети работают цветными карандашами в тетради.

Воспитатель: А теперь буквы хотят поиграть с вами. Назовите буквы в каждом ряду, отгадайте какая из них лишняя и объясните почему.

(на доске заранее написаны четыре ряда букв)

Д Л А 3 В ( А -гласная среди согласных )

А О У Й Ы ( Ы - согласная среди гласных )

Ч  Ш Ц Ж ( Ц - свистящая среди шипящих )

С 3 Ц Ч ( Ч - шипящая среди свистящих )

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка «Буквы»

В старом дереве дупло, это домик буквы О.

Рядом с нею на суку примастилась буква У.

В гости к нам издалека прибежала буква А.

Прилетела буква Я на спине у воробья.

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться,

То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки,

То присядут, отдохнут, то опять плясать начнут.

Воспитатель: Какие буквы веселились?

Дети: Я, У, О, А.

Воспитатель: Как эти буквы назвать одним словом?

Дети: Гласные.

Воспитатель: А сейчас, дети, отгадайте загадки:

1. Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква ... (А);

2. Эта буква широка

И похожа на жука,

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук. ( Ж );

3. Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

Три! А какая буква ? ... ( И );

4. Эта буква, как игрушка

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка. ( X );

5. Букв Е передохнула,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнуло-  

Получилась буква ... ( Е );

6. На эту букву посмотри

Она совсем не цифра три. ( 3 );

7. Посмотри на колесо,

А увидишь букву ... ( О );

8. Дрожу от страха до сих пор!

Воскликнуло полено -

Похожа буква на топор!

Расколит непременно! ( Р );

9. Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква ... ( Ю );

10. Хорошо известно всем,

Где метро, там буква ... ( М ).

Воспитатель: О каких буквах были загадки?

Дети: М, Ю, О,Ж, А, И, X, Е, 3, Р.

Воспитатель: Какие из этих букв гласные, а какие согласные?

Дети: М, Ж, X, 3, Р - согласные, Ю, О, А, И, Е - гласные

Воспитатель: Посмотрите на рисунок на стр.60. Буквы играют вами в прятки. Попробуйте их отыскать на рисунке.

(Называя букву, дети указывают соответствующий фрагмент рисунка. Например, буквы Е и Е - пешеходный переход и т. д.)

Воспитатель: Сколько букв Ю можно найти на рисунке?

Дети: Две.

Воспитатель: Сколько букв Т ( О, И, Д, С ) на рисунке?

Воспитатель: В какой стране вы сегодня побывали вместе с игрушками? Кто там живет? В какие игры вы играли с буквами?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы справлялись с заданиями: Султан, Лиза и Динара правильно отвечали на вопросы стражников; Алина, Диана и Ваня быстро отгадывали загадки; Рената, Лиза и Андрей очень аккуратно раскрасили буквы. Вам понравилось в стране букв?

Дети: Да!

Воспитатель: Ежику, Лисенку и Мудрой Сове тоже понравилось в стране Азбуке. Они решили здесь немного погостить. Поэтому друзья-игрушки прощаются с вами. Они желают вам успехов и радостных открытий во время вашего путешествия по страницам Азбуки. Пусть оно будет для вас интересным и увлекательным, а сама Азбука - вашей любимой книгой.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы

Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Ольга Михайловна Подгорных # 10 января 2014 в 12:05 0
интересный конспект.а по каким прописям Вы работаете? как я поняла, все занятие построено с опорой на героев из этих прописей или нет?
Елизавета Степановна Тихонова # 17 августа 2014 в 12:48 0
Замечательное занятие. Введены герои для заинтересованности детей. Очень понравилось!
Анна Сергеевна Тришанина # 6 октября 2014 в 06:16 0
Здравствуйте, занятие очень познавательно и одновременно интересно!Спасибо за материал!
Ирина Николаевна Лещенко # 14 октября 2014 в 20:02 0
Занятие очень интересное. Дети всегда с удовольствием путешествуют, особенно если ещё и герои с ними. Спасибо за материал!
Рита Расиховна Якупова # 31 января 2015 в 15:43 0
Здравствуйте, Олеся Александровна! Мы с вами земляки, очень приятно с вами познакомиться заочно и прочитать ваш конспект занятия. Я работаю в начальных классах и очень рада, что дети знают гласные и согласные буквы, свистящие и шипящие согласные звуки и т.д. Значит в школе им будет учиться легко. Спасибо Вам!
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 22:54 0
интересное познавательное занятие в виде путешествия, дети всегда любят выполнять чьи -то задания, учить сказочных героев, показывать, что знают сами. Задания интересные, нацелены на дальнейшее изучение материала.
Светлана Аркадьевна Ромашина # 30 сентября 2015 в 15:50 0
Здравствуйте!Очень замечательное и интересное занятие!Многое можно взять себе на заметку!Спасибо!Творческих Вам успехов!
Юлия Геннадьевна Бойцова # 4 ноября 2015 в 17:57 0
здравствуйте, хорошее занятие, спасибо.
Елена Владимировна Елясина # 19 декабря 2015 в 16:10 0
Здравствуйте,в целом,Ваше занятие очень интересное.Только в начале у Вас небольшая путаница.Вы спрашиваете у детей,о том,чем отличаются гласные буквы от согласных?Дети Вам отвечают,что гласные буквы можно пропеть.Но пропеваем мы звуки,а не буквы.
Елена Вячеславовна Карпенко # 3 февраля 2016 в 22:10 0
Огромное спасибо за занятие.задания интересные, обязательно буду использовать их в своей работе!!
Наталья Викторовна Бощенко # 17 марта 2016 в 10:28 0
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ БОЛЬШЕ НА УРОК, ДЕТИ МАЛО ПОДВИЖНЫ. БЫЛО МНОГО ЗАГАДОК, И ПОТОМ НУЖНО БЫЛО СРАЗУ МНОГО ЗАПОМНИТЬ БУКВ ,ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ЗАГАДКАХ.
Ирина Владимировна Каткова # 28 марта 2016 в 21:25 0
Замечательное занятие.Очень интересно. Голосую.
Марина Вениаминовна Протопопова # 22 августа 2016 в 15:25 0
Интересное и насыщенное заданиями занятие. Дети многое знают и умеют. Спасибо за материал!
Екатерина Борисовна Нагайко # 8 декабря 2016 в 03:50 0
Занятие можно добавить к себе в педагогическую копилку. А на счёт смены видов деятельности, я согласна, можно было бы и разнообразить.
Алдынай Кара-ооловна Делбиш # 30 января 2017 в 09:19 0
Грамотно составлен ход занятия, в виде путешествия! интегрировано много областей! Наверно детям было очень интересно. Спасибо!