Конкурсы

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе

Изучение правил дорожного движения с дошкольниками

Автор: Павлова Ирина Викторовна, воспитатель МК ДОУ общеразвивающего вида детский сад № 7 «Чебурашка» города Мирного Архангельской области

Образовательная деятельность по ОБЖ

Занятие в подготовительной группе «Приключения в сказочном городе Светофорске»

Пояснительная записка. Мчатся по дорогам наших городов машины – грузовые,  легковые. И с каждым годом их становится всё больше и больше. Делается всё возможное для того, чтобы дороги были безопасными: постоянно обновляется их покрытие, они оснащаются знаками.

Однако статистика свидетельствует, что количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма неуклонно возрастает. Маленькие дети играют на проезжей части, перебегают дорогу в неположенных местах.

Незнание детьми элементарных правил дорожного движения, равнодушное отношение к их поведению со стороны взрослых, недостаточная воспитательная работа – вот что является причинами дорожно-транспортных происшествий.

В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.

Цель: формировать навыки безопасного поведения на улицах города.

Программное содержание:

1. Закрепить  знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.

2. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, дорожных знаках.

3. Способствовать развитию познавательного интереса.

4. Упражнять в правильном построении предложений, обогащать  словарный запас.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.

6. Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости с помощью плана-карты, схем, словесной установки.

7. Совершенствовать координацию движений,  помочь снять мышечное напряжение.

8. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия

Словарная работа:

1. Существительные: транспорт - трамвай, грузовик, поезд, троллейбус, экскаватор, автобус, подъёмный кран, пожарная машина, велосипед, машина

2. Прилагательные: пассажирский, грузовой, легковой, специальный, красный, жёлтый, зелёный.

3.  Глаголы: ехать, идти, стоять, переходить, ждать, бегать.

Методы и приёмы: игровой момент, сюрпризный момент, вопросы и ответы детей, наглядный материал, метод отрицания, эксперимент.

Предварительная работа:

Работа с наглядными материалами;

Работа со схемами;

Дидактические игры «Доскажи словечко», «Найди пару», «Найди свой гараж», «Угадай знак»;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций;

Беседы с детьми (индивидуальные, коллективные);

Прогулки и экскурсии по городу.

Оборудование: обруч, гимнастические палки – 4 штуки, иллюстрации «транспорт», иллюстрации «неприятные истории», карточки с дорожными знаками, «пешеходный переход» и светофор, карта – план, 10 квадратов с машинками, цветы из бумаги с дорожными знаками по количеству детей, письмо в конверте, чудесная коробочка с машинками, 18 магнитов, блок «Дьенеша», схема., обозначения на подставках («автобус», «загадка», знак «остановка», «неприятности», «гараж», «цветок»).

Ход:

Дети входят в группу

Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться с ними.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, к нам в д.с. пришло письмо от нашего друга старшего инспектора Светофора Светофоровича, который живёт в городе Светофорске. Он нам пишет: «Здравствуйте, дорогие ребята, знатоки дорожных правил! Приглашаю вас посетить наш город Светофорск. Я сам не смогу вас встретить, у меня много работы, поэтому присылаю план - карту, по которой вы сможете ориентироваться в городе ». Ребята, если вы внимательно посмотрите вокруг, то непременно догадаетесь, на каком именно транспорте мы с вами отправимся в Светофорск. (стоит знак «автобус»). Догадались? Как? Молодцы!

Воспитатель: Но наши автобусы не совсем обычные, они представляют собой геометрические фигуры. А теперь – задание: девочки садятся не в синий, и не круглый (квадрат жёлтый), а мальчики не в жёлтый, и не квадратный (круг синий). Все заняли свои места в автобусах? Девочки, ваш автобус имеет какую форму? (квадрат). Мальчики, а ваш автобус какой формы? (круг). Как вас теперь можно назвать? (пассажирами).

Воспитатель: Культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте. Пока едем, поиграем в речевую игру, будьте внимательны. Я начну фразу – вы закончите:

Ехать зайцем, как известно….(запрещается)

Уступить старушке место….(разрешается)

Всех расталкивать, кричать…(запрещается)

А тихонечко стоять…         ….(разрешается)

Брать мороженое в автобус…(запрещается)

Ну а яблоки в пакете…       ….(разрешается)

В мяч играть на остановке…(запрещается)

Обходить автобус сзади….….(разрешается)

 Ну а спереди, конечно….. (запрещается)

Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете правила культурного и безопасного поведения. Вот мы и приехали в Светофорск. Выходите из автобуса Город  незнакомый, а чтобы нам не заблудиться - будем пользоваться картой. Я предлагаю выбрать хранителя карты, с помощью волчка. И поможет мне в этом  Полина. Давайте посмотрим, куда нам идти  (дети рассматривают карту). Наш путь лежит на улицу Загадок.

Улица «Загадок»                                     

Воспитатель: Здесь находятся разные виды транспорта. Я буду вам загадывать загадку, если вы отгадаете, то на экране появиться иллюстрация транспорта.

Загадки:

1. Не летает, но жужжит -                                                      

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (автомобиль)

 

2. Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём!

Ноги, обувь – из резины

И питается бензином (автобус)

 

3. Носит хобот, а не слон,

Но слона сильнее он,

Сотни рук он заменяет:

Без лопаты, а копает (экскаватор)

 

4. Их видно повсюду, их видно из окон,            

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы -

Кирпич и железо, зерно и арбузы (грузовик)

 

5. Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина (пожарная машина)

 

6. Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут – положу,

Человеку я служу (подъёмный кран)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Чудесная коробочка». В коробке находится  транспорт, который вам нужно разделить на три группы: легковой, грузовой и специальный. Каждый подходит, берёт по одной машинке и находит для неё нужное место. Давайте посмотрим, куда теперь лежит наш путь?

Улица «Дорожные знаки»

Игра «Найди пару».

Воспитатель: Ребята, здесь у нас находятся дорожные знаки. Не совещаясь, друг с другом, каждый должен взять знак и найти себе партнера, то есть пару с такой же картинкой.

Пары берутся за руки и становятся в круг (выполнение задания).

Воспитатель: А теперь посовещайтесь друг с другом и решите, кто будет рассказывать о своем знаке.

Физкультурная минутка: «Машина»

На улице нашей машины, машины - (идут по кругу, останавливаются)

Машины – малютки (приседают)

Машины – большие (встают, поднимают руки вверх)

Эй, машины, полный ход (быстро идут по кругу, останавливаются)

Я – примерный пешеход: (прижимают ладони к груди)

Торопиться не люблю (поворачивают голову вправо - влево)

Вам дорогу уступлю (разводят руки в стороны, наклоняясь вперёд)

Улица «Неприятностей»

Воспитатель: Здесь изображены дети, которые не знают правил дорожного движения и поэтому с ними могут произойти неприятности. Что дети делают неправильно? (ответы детей)

Заходит грустный Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл? (Незнайка). А почему ты такой грустный, невесёлый.

Незнайка: Сегодня меня все ругают, кричат. А я не пойму, почему?

Воспитатель: Незнайка, расскажи нам с ребятами, что с тобой случилось? Может мы, сможем, тебе, чем нибудь помочь?

Незнайка: Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было. И я пошёл на улицу. Кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал?..

Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

Незнайка: Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали – не знаю …..

Дети объясняют, как нужно переходить улицу.

Незнайка: А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что – я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.

Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте.

Незнайка: Ребята, у меня ещё одна проблема. Знайка дал мне 2 задания выполнить, а у меня никак не получается. Помогите мне, пожалуйста.

1 задание – «Собери цвета». Расставить цветные магниты так, чтобы в каждом ряду и в каждом столбике цвета не совпадали. Незнайка делит детей – 3 ребёнка с одной стороны мольберта, 3 с другой стороны.

2 задание – «Найди геометрические фигуры». Используя схему найти правильно геометрические фигуры.

Незнайка: Спасибо вам, ребята. Я теперь понял, как играть в эти игры.

Воспитатель: Незнайка, скоро тебе идти в 1 класс и если ты не выучишь ПДД, будешь всё время попадать в нелепые истории.

Незнайка: Я, всё понял. Я обещаю выучить правила дорожного поведения

Ребята, давайте напомним Незнайке и его друзьям правила дорожного движения:

1.«Знаешь правила движения -

Можешь смело, друг, гулять!

А не знаешь, сиди дома,

Чтоб собой не рисковать!»

 

2. «Чтоб улицу перейти,

О правиле помни простом:

Сначала налево, дружок, посмотри,

Направо взгляни потом.»

 

3. «Дорогу при зелёном свете

Вы не успели перейти?

На островке чудесном,

Пережди на полпути»

 

4. «Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар:

Дорога, мой друг, - для транспорта,

Для тебя – тротуар.

 

5. «Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке, -

По ней люди все идут.

 

6. «Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так.

Будьте, дети, осторожны,

Уважайте каждый знак.

Воспитатель: Давайте все, вместе произнесём девиз!   

Чтоб жить, не зная огорчения,

Чтоб бегать, плавать и летать,

Ты должен правила движения

Всегда и всюду соблюдать.

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть на следующую станцию, нам надо правильно перейти дорогу. Что нам поможет правильно перейти дорогу…… (пешеходный переход, светофор)

Дети переходят дорогу подходят к столам.

«Гаражная зона»

Воспитатель: Ребята, каждый подошёл к своему гаражу. Вы были пассажирами, пешеходами, теперь будите водителями. Поставьте машину на середину дороги (машина поехала вверх, влево, вниз на одну клеточку, вниз, вправо на одну клеточку, вправо - гараж)

Улица «Волшебная»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь какие-то цветы. Давайте попробуем их опустить в воду и понаблюдать, что же произойдет (эксперимент: цветы раскрываются, дети называют дорожные знаки которые изображены в сердцевинах цветов).

Воспитатель: Посмотрите на карту, мы с вами везде побывали, все задания выполнили? Вам понравился город Светофорск?

Дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: А пришлось ли вам столкнуться с какими-нибудь трудностями при выполнении заданий? Я хочу вам предложить в свободное время нарисовать рисунки, в которых вы изобразите свои впечатления от нашего путешествия.

Садимся в автобусы и возвращаемся в детский сад.

Итог: в ходе образовательной деятельности было достигнуто главное – дети не только закрепили правила дорожного движения и основные правила личной безопасности, но и смогли объяснить необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Данное мероприятие на практике показывает своё преимущество и эффективность.

Список литературы

1. «Изучаем правила дорожного движения» Волгоград, 2008 год.

2. Журнал «Ребёнок в детском саду», №4, 2008 год.

3. Журнал «Ребёнок в детском саду», №1, 2007 год.

4. Ф.С.Майорова «Изучаем дорожную азбуку», Москва, 2006 год.

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект НОД в подготовительной группе по теме «Зимующие птицы»

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование

Галина Дмитриевна Эргеева # 18 февраля 2014 в 21:14 0
Отличная подготовка, прекрасное оборудование,занятие интересное, очень понравилось!!!
Инна Викторовна Шишина # 4 сентября 2014 в 23:50 0
Думаю дети были довольны от такого интересного и познавательного занятия.Работаю тоже в подготовительной группе и обязательно воспользуюсь им.Спасибо Ирина Викторовна.Вам мой голос.
Ирина Николаевна Лещенко # 14 октября 2014 в 22:11 0
Ирина Викторовна, занятие очень интересное,возьму к себе в копилку. Задания разнообразные, заставляющие думать, закреплять, рассуждать. Спасибо большое!
Гульнара Махмудовна Кунакаева # 14 ноября 2014 в 19:54 0
Замечательное занятие. Подготовка к занятию на высоком уровне. Интересные задания. Удачи в работе!
Валентина Викторовна Берякова # 19 апреля 2015 в 13:57 0
Понравилось занятие, спасибо, интересно, не скучно, возьму себе на заметку
Екатерина Борисовна Нагайко # 8 декабря 2016 в 05:20 0
Очень интересное занятие. Много использовано наглядного материала и художественного слова. Видно, что работа в этом направлении ведётся. Большое спасибо за такой насыщенный конспект.