Что нужно сделать до того, как ребенок начнет учиться читать? Начать развивать необходимые навыки. Какие?
Узнавание форм, распознавание незначительно различающихся деталей. В этом помогут игры, которые побуждают ребенка тщательно рассматривать картинку, сравнивать форму деталей; мозаики различной степени сложности; головоломки-пазлы и картинки, в которых нужно отыскивать спрятанные формы; вообще любые игры, развивающие наблюдательность.
Умение располагать элементы в последовательности. В этом помогут игры и упражнения, в которых нужно располагать элементы по порядку, но, например, лишь слева направо. Можно дать малышу наборы предметов одинаковой формы, но незначительно различающиеся по размеру, и попросить его расположить их по порядку слева направо.
Развитие восприятия звуков на слух. Ребенок четырех - пяти лет способен различать звуки на слух, может назвать слово, начинающееся с определенного звука, найти место звука в несложном слове (какой по порядку?). Все эти действия называются звуковым анализом слова. Если ребенок умеет выделять звуки в словах, определять их последовательность, значит, он готов к овладению чтением и письмом.
Я знаю много букв
❀ Выберите букву, которую ребенок уже хорошо узнает. Попросите его посмотреть вокруг и отыскать предметы, названия которых начинаются на эту букву. А найдет ли он букву на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?
Изобразим алфавит
❀ Еще раз обсудите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнаёт.
❀ Выберите самую знакомую малышу букву и предложите ему изобразить ее с помощью его собственного тела.
❀ Сначала можно показать образец выбранной буквы в книге или на карточке. Хорошо было бы подключить к этой игре другого ребенка или самому помочь малышу. Тогда можно изобразить и самые сложные буквы.
Соедини буквы
❀ По всей площади листка бумаги напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим, от «а» до «з». Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке. Когда он выучит эту часть алфавита и сможет узнавать буквы в книге, добавьте еще несколько букв. То же упражнение можно делать и с цифрами.
Ищем буквы и слова
❀ Первое задание — найти определенные буквы на рекламных объявлениях, магазинных и дорожных вывесках, названиях улиц, афишах.
❀ Можно попробовать отыскать буквы в алфавитном порядке или в порядке следования букв в имени ребенка.
❀ Второе задание — отыскать определенное слово на странице книги или на тех же вывесках и объявлениях. Образец слова ребенку нужно дать на отдельном листке.
Ярлыки
❀ Хорошей подготовкой к овладению чтением является запоминание целостного образа слова. Для этого сделайте таблички с названиями знакомых ребенку предметов и расположите их в соответствующих местах его комнаты. Например, можно использовать слова «шкаф», «стол», «стена», «окно» и т. д.
❀ Если у вас дома есть компьютер, разрешите ребенку поработать за ним.
❀ Пусть он напечатает строчку из одних и тех же букв. Потом строчку других. Наберите крупным шрифтом несколько простых слов и попросите малыша найти на клавиатуре буквы, из которых они состоят.
❀ Наберите его имя разными способами: прописными буквами, жирным шрифтом или курсивом.
Самодельная азбука
Необходимый инвентарь: папка с мультифорами, листы бумаги или толстый альбом для рисования, ножницы, клей, карандаш, старые журналы, рекламные буклеты и прочее.
❀ Данная игра довольно продолжительна по времени.
❀ На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Вместе с ребенком вырежьте картинки. Затем наклейте эти картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой сделайте подпись печатными буквами. Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу — вырежьте из журналов слова с определенной буквой, с определенным слогом.
Щи из алфавита
Игровая методика запоминания алфавита
❀ Приготовьте кастрюлю, можно игрушечную, и варите «щи» из печенья «Алфавит» или магнитной азбуки. На каждую букву ребенок должен вспомнить какой-нибудь овощ. Какие-то буквы могут и не попасть в «щи».
♦ «К» — капуста, картошка;
♦ «М» — морковь;
♦ «П» — помидоры, петрушка;
♦ «Л» — лук.
❀ Когда «щи» будут готовы, можно «разлить» их по тарелкам, при этом приговаривая, какие овощи кому достались.
❀ С такими играми ребенок не будет думать, что учиться — это скучно.
Магазин
Игра закрепляет знание алфавита, учит внимательности и сосредоточенности
Необходимый инвентарь: карточки с буквами и слогами, карточки от лото или любые другие карточки с картинками (можно сделать самостоятельно).
❀ Карточки с буквами и слогами сложите в сумочку.
❀ Все игроки по очереди достают из сумки карточки и ищут среди картинок на столе предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого есть такой слог. Если ребенок не найдет предмет, значит, уходит из «магазина» без покупки.
❀ Выигрывает тот, кто больше наберет «покупок».
Звуковое лото
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями отдельных предметов, животных или растений; карточки с буквами.
❀ Раздайте карточки участникам игры.
❀ Покажите игрокам карточку с буквой (если нет карточек, напишите буквы на листочках бумаги).
❀ Спросите, есть ли у кого-нибудь слово с этой буквой? Дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.
❀ Со временем можно усложнить игру и подготовить карточки, где печатными буквами написаны слова, соответствующие карточкам с картинками.
Путешествие на поезде
Игра закрепляет знание алфавита, расширяет словарный запас
Необходимый инвентарь: карточки с алфавитом (комплектов должно быть по числу игроков), ватман, фломастеры или краски.
❀ Игра начинается с того, что вместе с ребенком вы рисуете паровоз с вагонами. Каждый вагон соответствует какой-либо букве алфавита. На каждом вагоне напишите большую букву.
❀ Игровое поле готово. Собираемся в «путешествие». Занимаем свои места в поезде. Кто с нами поедет? Кто что с собой возьмет?
❀ Один из игроков говорит: «С нами поедет крокодил, он возьмет с собой корзину с капустой», и кладет карточку с буквой «к» на вагончик с соответствующей буквой.
❀ И так далее, пока не закончатся буквы или слова.
Собираем чемодан
Игра тренирует произношение слов с определенными звуками. Расширяет словарный запас
❀ Это коллективная игра, в которую можно играть в семейном кругу.
❀ Один из игроков начинает:
— Мы собираемся в путешествие в Китай. Что мы с собой возьмем?
Кто-нибудь спрашивает:
— А на какую букву?
— На букву «м».
Один говорит:
— Берем малиновое варенье.
Другой:
— Медвежонка.
Третий:
— Мандарины.
Четвертый:
— Маленького слоника.
После того, как каждым участником названо по 2-3 слова, ведущий произносит:
— Ну, что же, один чемодан мы уже заполнили, будем укладывать второй. На какую букву?
И так далее.
Кто с какими буквами дружит
Игра на запоминание букв и развитие речи
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.
❀ Разделите карточки между игроками.
❀ Каждый из игроков должен придумать, с кем дружит его животное. Например: «У меня лягушка, она дружит с буквой “б”, потому что она живет в болоте». Другой игрок говорит: «А мой слон дружит с буквой “х” потому, что у него есть хобот».
Корзинки
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями отдельных предметов, несколько корзинок (блюдец, пиал и т. д.).
❀ На корзинки наклейте буквы, с которых начинаются слова, например: «Л», «М», «К» и т. д.
❀ Ребенок должен сложить в корзинку с буквой «Л» все карточки со словами на эту букву, а в корзинку с буквой «М» — все слова, начинающиеся с буквы «М», и т. д.
❀ Начните с двух корзинок, постепенно увеличивая их число до 6-8.
Снежный ком
Игра способствует закреплению знания алфавита
❀ В эту игру можно играть в любое время и в любом месте.
❀ Играем по принципу «снежного кома»: одно слово тянет за собой другое. Главное — выбрать тему: «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин», «Накрываем на стол», «Собираемся в театр», «Идем на день рождения», «Едем на море» и др. Например:
Ведущий: «Мы сегодня уезжаем к бабушке, давай подумаем, что мы с собой возьмем?».
Ребенок: «Я думаю, что нужно взять рюкзак». Следующий игрок: «Я думаю, что нужно взять купальный костюм» и т. д.
Игра в рифмы «Подскажи слово»
Игра развивает мышление, поэтическое восприятие текста
❀ Подберите стихотворения: Д. Хармса, 3. Александровой, И. Токмаковой и др.
❀ Объясните ребенку, что прочтете ему стихотворение, но некоторые слова специально не произнесете. Их-то ребенок и должен подсказать.
❀ Возвращайтесь к этому стихотворению несколько раз в течение месяца, чтобы ребенок научился самостоятельно правильно договаривать слова.
Пример:
Очень страшная история
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка,
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший:
— Вот напасть,
Хочет он на нас... (напасть).
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в... (пасть).
Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало... (ясно),
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою... (булку).
Хлоп - хлоп
Игра на развитие слуха, поможет ребенку научиться правильно различать звуки на слух, научит четко представлять звуковой облик слова
❀ Взрослый называет слова, а ребенок должен хлопать в ладоши, как только услышит звук «с» («в», «о», «г», «д», «ш» и т. д.).
Хлоп-топ
Игра на развитие слуха, быстроту реакции
❀ Взрослый называет слова, а ребенок, как только услышит слово, в котором есть звук «к», хлопает в ладоши один раз. Если услышит в слове звук «г», топает ногой.
❀ Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
❀ Примеры слов: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, книга, коляска, грибы и т. д.
❀ В следующий раз подберите новую пару звуков, например: «ж - ш», «п - б», «з - с» и др.
Дорисуй букву
Игра способствует закреплению визуального восприятия букв
❀ Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребёнок должен дорисовать недостающие элементы, чтобы получилась та или иная буква.
Угадай слово
Игра поможет ребенку закрепить знание алфавита, умение дробить слова на составляющие его буквы, активно тренирует память
Необходимый инвентарь: ручка и лист бумаги.
❀ Детский вариант подростковой игры «Виселица».
❀ Взрослый загадывает слово и представляет его в виде черточек, заменяющих буквы: «_ _ _ _ _».
❀ Ребенок должен называть буквы и угадывать слово. Каждая неправильная буква изображается в виде черточек, которые в итоге складываются в «вагончик», увозящий загаданное слово.
Какие звуки в слове
Игра на изучение звукового состава слова
❀ Назовите какое-нибудь слово и попросите ребенка назвать первый звук слова, последний звук.
❀ Например, слово «сыр»: «с» — первый звук, «р» — последний.
❀ Затем усложните задачу: попросите ребенка последовательно назвать все звуки в другом слове. Например, в слове «луна».
❀ Постепенно вводите все более сложные слова.
Запретные звуки
Игра развивает умение выделять звуки в слове
❀ Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным. Например, нельзя произносить звуки «з» и «к». Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено. Ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце.
— Кто ползет и шипит?
— Мея.
— Кто мурлыкает и все время умывается?
— от.
— Кто пятится назад?
— Ра.
Придумай новое слово
Необходимый инвентарь: карточки со словами.
❀ Подготовьте несколько карточек с простыми словами, которые можно преобразовать, заменив в них одну букву. Например:
♦ слова с изменением первого звука: дом — сом, точка — дочка, лук — жук, лак — мак, день — пень, педаль — медаль, речка — печка и т. д.;
♦ слова с изменением последнего звука: сыр — сын, сон — сок, сук — суп, стоп — стол, мех — мел и т. д.
❀ Покажите ребенку карточку со словом «дым» и попросите его изменить в нем второй звук, чтобы получилось новое слово. Когда ребенок справится с заданием, покажите ему карточку с получившимся словом «дом».
Звуки - кружочки
Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка или фломастер.
❀ Взрослый просит ребенка внимательно послушать задание: «Я буду называть тебе слова, а ты будешь их записывать кружочками. Сколько букв услышишь, столько кружочков и нарисуешь. Давай потренируемся. Я называю слово “кот”, сколько в нем звуков? Три. Значит, нужно нарисовать три кружочка. А теперь попробуй сам сосчитать и нарисовать кружочки для нового слова».
❀ Образец зарисовки слова «кот»: О О О.
❀ При подборе слов обратите внимание на то, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове «пень» четыре буквы, а звука три — [п], [е], [н’]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Конспекты занятий в предшкольной подготовке
Нет комментариев. Ваш будет первым!