Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа с предлогами на логопедических занятиях в детском саду

Из опыта работы логопеда ДОУ
Для ознакомления детей с предложными конструкциями лучше использовать дидактические игры. Это самый эффективный метод воздействия на ребёнка, так как игра - основной вид их деятельности.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, под, нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например, « Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». Нужно объяснять детям, что на - это на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т. д.); в - внутри чего-то (в столе, в шкафу и т.д.); под- внизу под чем-то (под столом, под шкафом и т.д.), активно используя схемы предлогов.

На первом году обучения мы знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях. Для уточнения понимания пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, в, под, даётся «усечённое» задание: положи кружок... стол, а грибок... стул. С помощью вопросов («Понятно, как надо выполнить действие? Одинаковые или разные действия надо выполнить?») учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

Постепенно задания усложняются: в ряду « маленьких слов» надо выделить слова под или на. Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над, ребёнок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога. Затем детям предлагают задания на понимание обобщённого значения предлогов на, под: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? На стуле, на окне, на полке и т.д. Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причём внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.

После обучающего момента в занятия включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии.

Часто используются подстановочные упражнения. Например, нужно вставить пропущенный предлог (Дети сели ... самолёт). Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации. Например: Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном. Для лучшего усвоения значений предлогов детям предлагают «озвучить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать языковое чутьё, явление переноса, уточнить пространственные представления и выделять предлоги как самостоятельные слова.

Для усвоения значений предлогов можно использовать следующие дидактические игры и упражнения: «Что к чему?» (предлог к), «Что от чего?» (предлог от), «Короткие слова», «Кто где живёт?», составление предложений по картинкам, выделение предлогов в тексте, пересказы текстов с предлогами, составление предложений по опорным словам, заучивание короткого текста с предлогами.

При составлении детьми предложения с предлогами используются сюжетные и опорные картинки, вопросы, выкладывание схем предложения. При этом определяют количество слов в предложении. Каким по счёту словом является предлог. Следует обращать их внимание на то, что предлог - отдельное маленькое слово, закрепляя представление о предлогах как отдельных словах.

В старшей группе детей учат:
- понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около; правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
- дифференцировать предлоги: на — в, на — под, кот; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам. На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» используем термин «маленькое слово».

В старшей группе второго года обучения проводятся более сложные занятия, на которых детей обучают:
- понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;
- правильно употреблять их с существительными и прилагательными;
- дифференцировать предлоги: из—с, над—под, из-под—из, из-за—из;
- анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т. д.);
- составлять схему предложения с предлогом в схеме.

В результате целенаправленной работы у детей:
- улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное, осмысленное восприятие предлогов, пробуждается интерес к процессу построения предложений, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Формирование всех компонентов устной речи ребенка Ранняя диагностика речевого развития детей Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе
Дисграфия у младших школьников. Консультация для родителей | Логопедические игры с водой для дошкольников
Опубликовано: 482 дня назад (23 января 2023)
Просмотров: 853
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!