Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете в соответствии с ФГОС в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета
Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.

В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.

При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:
Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.

В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования:
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Цели и задачи логопедического кабинета
Цель: своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.1. Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
1.2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
1.3. Коррекционно-педагогическая работа логопеда в ДОУ.
Работа логопеда предполагает:
• коррекцию речевых нарушений;
• развитие речи;
• формирование процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, моторики;
• совершенствование интеллектуально-познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных функций;
• подготовку к обучению грамоте;
• использование компьютерных развивающих и речевых игр.
1.4. Направления работы логопеда.
1. Диагностика:
– ранняя;
– для комплектования групп;
– мониторинг /промежуточный и конечный/ качества логопедических услуг.
2. Коррекция:
– индивидуальная;
– подгрупповая;
– групповая.
3. Организационно – методическая поддержка:
– педсоветы;
– семинары;
– круглый стол;
– деловые и деятельные игры.
4. Просветительско – профилактическое сопровождение:
– родителей;
– воспитателей через родительские собрания;
– выступления;
– оформление тематических папок – раскладушек.
5. Консультационная помощь родителей и воспитателей через индивидуальные и групповые тематические консультации.
1.5. Функции кабинета:
– создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
– проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития;
– проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
– оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
1.6. Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета:
– программы коррекционно-развивающего обучения,
– перспективные планы работы,
– индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
1.7. Работа учителя-логопеда с детьми.
– научить детей свободно пользоваться родным языком;
– правильно и понятно излагать свои мысли в устной форме;
– развитие словаря;
– формирование грамматического строя речи;
– воспитание звуковой культуры речи;
– развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционная работа.
1. Постановка звуков:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности речевого аппарата;
- устранение неправильного произношения.
2. Автоматизация звуков:
- изолированно;
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- в словах (по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности);
- в предложениях (чистоговорках, отдельных предложениях, небольших рассказах, потешках, стишках);
- в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах и т.д.)
3. Дифференциация звуков:
- развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции и звучанию.
4. Оценочно-контрольная работа.
По окончании коррекционной работы логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звуком в разговорной речи.
Особая значимость этой работы заключается в том, что она является широкой практикой свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их повседневной речи.

Совместная работа с педагогами
• Тетрадь взаимодействия (еженедельные задания для выполнения в свободное время) включает в себя выполнение артикуляционной, мимической, пальчиковой , дыхательной гимнастики и блок заданий по развитию фонетико-фонематических процессов
• Индивидуальные консультации по вопросам автоматизации звуков у детей, посещающих логопеда. Ведение оценочно-контрольной работы (экран звукопроизношения)
• Письменные консультации: игры на развитие речи, фонематического восприятия, артикуляционной и мелкой моторики
• Показ открытых мероприятий по развитию речи, посещение занятий и развлечений по развитию речи, обучению грамоте.

Разделы учебно-дидактического материала:
1. Логопедического обследование:
— Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Нищева Н.В., Детство-Пресс, 2017;
2. Коррекция мимики, артикуляционной моторики и звукопроизношения:
— артикуляционная гимнастика в картинках;
— набор логопедических зондов и зондозаменителей;
— спиртовые медицинские салфетки;
— стерильные медицинские деревянные шпатели;
— одноразовые марлевые салфетки;
— бумажные салфетки;
— индивидуальные зеркала;
— картинки слов с различными звуками;
— картотека слов для автоматизации звуков;
— картотека слов для дифференциации звуков;
3. Развитие речевого дыхания:
— «Дерево с листочками» (авторское пособие);
— игрушки «Вертушки»;
— зондозаменители «Диск»;
— «Воздушный футбол» (авторское пособие);
— дудочки;
— одноразовые трубочки;
— различные лёгкие предметы для сдувания;
— мыльные пузыри;
4. Развитие мелкой моторики рук:
— коврик резиновый массажный;
— резиновые массажные шарики;
— массажные шарики Су-Джок;
— шнуровки плоскостные;
— шнуровки объёмные;
— развивающая пирамида;
— «Весёлые башмачки» объёмное текстильное пособие;
— бусины и пинцет;
— бусины и верёвочка для нанизывания;
— цветной песок и карточки с рисунками;
— счётные палочки и карточки с рисунками;
— мозаика;
— разрезные картинки;
— сухой пальчиковый бассейн из гороха;
— тактильная игра «Найди пару»;
— пальчиковый театр;
— куклы бибабо;
— «Непослушная ленточка» (авторское пособие);
— настольная игра «Рыбалка»;
5. Формирование лексико-грамматического строя, словаря и связной речи:
— сюжетные картинки;
— серии сюжетных картинок;
— предметные картинки на подбор антонимов;
— предметные картинки на подбор синонимов;
— предметные картинки слов-действий;
— предметные картинки слов-признаков;
— многозначные слова;
— множественное число «один – много»;
— схемы для составления описательных рассказов;
— картинки для словообразования;
— картинки слов различной слоговой структуры;
— набор предметных картинок на образование названий детенышей животных;
— набор предметных картинок на образование относительных прилагательных;
— набор предметных картинок на образование притяжательных прилагательных;
— набор сюжетных картинок на образование приставочных глаголов;
— набор карточек для упражнений в употреблении предлогов;
— папки с картинным материалом по лексическим темам:
6. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем):
— набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свисток, колокольчик);
— картотека слов, близких по звуковому составу.
7. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучение грамоте:
— пеналы на проведение звукового анализа;
— слоговые таблицы;
— набор карточек для звукового анализа и синтеза;
— карточки «Весёлая азбука»;
— набор предметных картинок на выделение звука из слова.
8. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления):
— картинная игра «Найди отличия»;
— картинная игра «Четвёртый лишний»;
— пособия по принципу доски Сегена;
— дидактическая игра «Чья тень?»;
— лото;
— пирамиды.
9. Развитие графомоторных навыков, профилактика дисграфии:
— карандаши, ручки;
— трафареты для обводки и штриховки;
— графические диктанты.

Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Оформление логопедического кабинета в группе коррекционной направленности своими руками Организация предметно-окружающей среды в кабинете специалистов ДОУ
Развивающая игра по математике для детей старшей группы «Зашифрованная фигура» | Нормативная документация учителя-логопеда ДОУ
Опубликовано: 528 дней назад (13 июля 2023)
Просмотров: 310
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!