Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование сказкотерапии в работе логопеда ДОУ

Сказкотерапия в коррекционной работе логопеда. Из опыта работы логопеда
Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение. На логопедических занятиях с использованием сказкотерапии идет постоянное воздействие, прежде всего на собственно речевое развитие ребенка.

Задача логопеда - это развитие и коррекция звуковой и смысловой стороны речи ребенка, обогащение и активизация словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной устной речи, нивелирование трудностей контактов с окружающими взрослыми и детьми.

Работа над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках, способствует развитию образного мышления, связной речи ребенка, умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать.

В данной статье мы остановимся на примере использования сказкотерапии на логопедических занятиях в детском дошкольном учреждении.

Прежде всего мы исходим из того, что каждый ребенок индивидуален, наделен своими чувствами, эмоциями, особенностями восприятия и понимания окружающей действительности. Поэтому одной из задач, которую решает сказкотерапия, является оказание помощи ребенку в выявлении и осознании своих психологических проблем (неуверенности, застенчивости, агрессивности и т.п.).

Другая задача (с позиции логопеда) – это, прежде всего, коррекция речевых проблем ребенка. Основная форма организации занятий с использованием сказкотерапии – групповые занятия. Особенно групповая форма работы эффективна для детей замкнутых, стеснительных, не владеющих навыками общения и т.п. И сказки, используемые на этих занятиях, мы подбираем для участников всей группы.

Но каждый ребенок может взять из предложенной логопедом сказочной истории только то, что важно для него лично, что созвучно его проблемам. Мы учитываем и тот факт, что сказки – доступный и понятный детям жанр с точки зрения его смысла и содержания, но они многогранны и не так просты, как кажется на первый взгляд. Зачастую их смысл трактуется весьма неоднозначно. Поэтому сказки, которые мы используем на своих занятиях, затрагивают различные проблемы, с которыми в реальной жизни сталкивается (или же может столкнуться) ребенок. Это и трудности в общении с окружающими, и различные страхи, и внутренние переживания, и возрастные трудности.

Мы с особой тщательностью подходим к отбору сказочных историй. Обязательно ориентируемся не только на возраст детей – участников занятий, но и на имеющиеся у них проблемы, интересы, уровень речевого развития и т.п. Подбор сказок может быть различным. Например, целый цикл сказочных историй, в которых действуют одни и те же герои (лисичка, медведь, заяц и т.п.), попадающие в различные ситуации. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героям, ассоциирует себя с ними.

Часто повторяющиеся в этих сказочных историях события принимают форму «ритуальных» моментов, команд, позволяющих успешнее руководить детьми на каждом занятии. Так, например, введение определенных звуковых сигналов (звон колокольчика, звучание дудочки и т.п.) может являться сигналом идентификации, по которому дети воплощаются в героев сказки. А звучание медитационной мелодии или звук бубенцов– сигнал к выходу из «образа», превращение в обычных детей.

Весь процесс работы с группой детей можно условно разделить на три этапа.

Первый этап является подготовительным. Цель этого этапа – объединение детей в группу. Логопед объясняет детям правила поведения на занятии, действия в той или иной ситуации, знакомит участников группы с «ритуальными моментами». Обращается внимание на то, что нельзя толкать друг друга, обзываться и т.п. Для того чтобы правила работы в группе соблюдались, их количество должно быть минимальным.

Игры и сказки, используемые на подготовительном этапе, носят в большинстве своем не проблемный характер и не направлены сразу на решение серьезных проблем у детей. Здесь важно, чтобы дети почувствовали себя комфортно, установили контакт друг с другом и логопедом, адаптировались в новой и незнакомой для них ситуации, усвоили «ритуальные» моменты. Занятие начинается с «ритуального момента» и обсуждения событий, произошедших в жизни детей с момента последнего занятия (обсуждение их успехов, неудач, неприятных ситуаций и т.п.). Далее логопед предлагает детям прослушать сказку и рассказать её всей группой (каждый участник группы по очереди рассказывает лишь кусочек сказочной истории). После пересказа сказки детям предлагается выполнить рисунки по сказке, отразить в них свое отношение к сказочным героям, их приключения и обсудить их.

На этом этапе в рисунках детей, как правило, еще не отражены их проблемы и переживания, это скорее первый этап на пути осознания своих проблем. Логопед не должен проявлять негативное отношение к рисункам детей, здесь важно их принимать такими, как есть. Ведь зачастую собственные суждения логопеда о том, что выражено в рисунках, не совпадает с детскими эмоциями и переживаниями и может в конечном счете помешать адекватному восприятию и пониманию детей. Все это может служить материалом для формулирования вопросов и группового обсуждения в дальнейшем. Завершается занятие подведением его итогов.

Как правило, на третьем-четвертом занятии происходит всплеск агрессивного поведения многих детей. Это естественный, закономерный процесс групповой работы, когда из всей гаммы недифференцированных чувств и эмоций начинают выделяться отдельные, как правило, негативные. В таких случаях мы даем детям возможность «выпустить» свою агрессию, но социально приемлемыми способами (например, драки с помощью воздушных шариков, мягкими маленькими подушками). Но если в игровой комнате возникает серьезный конфликт, то очень важно обсудить конфликтную ситуацию со всеми участниками группы, показать верный, адекватный способ достижения своих желаний. Нам хотелось бы еще раз подчеркнуть, что вспышки агрессивного поведения и конфликтные ситуации в группе – это нормальное явление, свидетельствующее о том, что дети на занятиях ведут себя естественно, как в жизни, а не воспринимают ситуацию тренинга как искусственно созданную.

Основной этап работы начинается, когда дети уже адаптировались, познакомились друг с другом и почувствовали себя свободно. Цель этого этапа – помочь ребенку в решении речевых и психологических проблем и преодолении нежелательных черт характера. На занятиях, проводимых в рамках данного этапа, мы используем различные игры. Речевые игры направлены на коррекцию и развитие речи ребенка. Психотерапевтические – на разрешение трудностей и проблем детей, сплочение их и осознание групповой поддержки. Здесь возможно проведение специальных логопедических упражнений в игровой форме.

Целью сказкотерапии в коррекционной работе логопеда является: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоциональной сферы дошкольников.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы решаем многие коррекционные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:
- развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;
- развитие фонематического восприятия;
- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;
- расширение и активизация словаря;
- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.

Коррекционно - развивающие задачи:
- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);
- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;
- развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Воспитательные задачи:
- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Эффективность логопедической работы повышается за счёт включения сказки как эмоционального компонента в образовательный материал. Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии, используемые в логопедической работе:
- превращение занятия в сказочный сюжет;
- привлечение к занятию сказочного героя;
- употребление фрагментов из сказок;
- придумывание сказок.

Широко используются в логопедической работе логосказки.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3. Фонетические (уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Артикуляционные сказки.
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.
В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания. В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы. В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.

Пальчиковые логопедические сказки.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Фонетические сказки.
Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие.
Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук. Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.
Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.
Например, найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.
Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.

Лексико – грамматические сказки.
Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.
Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.
Игра «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)
Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
- Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)
По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД.
Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха - (злая) и т. д.).
Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц - хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.

Сказки для обучения грамоте.
Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.

Сказки, способствующие формированию связной речи.
Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетов, придумыванию сказок, сказочных историй.

Основными приемами сказкотерапии при формировании связной речи являются:
- Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.
- Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»
- Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.
- Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.
- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
- Придумывание нового сюжета известной сказки, меняя персонажи местами.
- Придумывание собственных сказок с различными героями, опираясь на алгоритм составления сказки (игра «Жили-были»)

Рассказывание сказок сопровождается действиями на магнитной доске, в настольном и кукольном театре.

В рамках совместного педагогического проекта по сказкотерапии учителем-логопедом и психологом была создана игра «Расскажи мне сказку», которая является своего рода логосказкой.

Основной целью данной игры является развитие связной речи и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Были придуманы двенадцать пиктограмм, имеющие определенное значение. Соответственно им разработаны двенадцать кубиков-подсказок с изображениями различных предметов, действий, эмоций и чувств.
На первых этапах игры, педагог выставляет в соответствии с сюжетом пиктограммы, а дети, используя кубики-подсказки, сочиняют сказку.
На втором этапе игры дети сами выставляют пиктограммы и соответственно сочиняют сказку, подбирая кубики.
На третьем этапе игры дети подбрасывают кубики. В зависимости от того что выпало выкладывают пиктограммы и составляют сказку.
Основные условия игры: не перебивать друг друга (у кого кубик, тот говорит), соблюдать логичность сюжета, уметь дать характеристику своим героям. По окончании игры сказка записывается учителем-логопедом, а дети делают иллюстрации к ней. На музыкальных занятиях прослушивают музыку и сопоставляют с героями своих сказок, заново проигрывая их.

Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.

У детей активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:
- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
- лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- мелкую и общую моторику;
- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
- создавать благоприятную среду, способствующую сотрудничеству педагогов с детьми.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Формирование всех компонентов устной речи ребенка Ранняя диагностика речевого развития детей Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе
Зачем логопед направляет ребенка к неврологу? | Способы коррекции произношения звуков
Опубликовано: 539 дней назад (2 июня 2023)
Просмотров: 483
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!