Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции
Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: гортань, глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не образовывают шума при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р]К сожалению, количество детей, у которых к 5-6 годам есть проблемы с произношением Р и других сонорных звуков, увеличивается. В связи с этим у родителей появляются серьезные опасения, ведь этот возраст пограничный, т.е. впереди обучение в школе, а ошибки в звукопроизношении неизбежно переносятся на ошибки в чтении и письме. Также могут встречаться насмешки со стороны ровесников, которые приведут к тому, что ребенок станет замкнутым и у него серьезно снизится самооценка. – [Р’], [Й]. Сонорные звуки не имеют пар по глухости в отличие от большинства звонких согласных.
Нарушения произношения звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]
Нарушения при произношении звуков Л и Л’ называют ламбдацизмами. Звук может вовсе отсутствовать в речи, произноситься межзубно или с какими-то другими искажениями (Л произносится как [нг], произносится мягко, как [Л’] и т.д.).
Другой формой этого нарушения являются параламбдацизмы, для которых характерна замена на другие звуки. [Л] может заменяться на [Р], [У], [Ы], [В] и т.д.
Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют
ротацизмами:
Звук отсутствует.
Горловое произношение (велярное или увулярное).
Боковое (слышится [рл’]).
Носовое (слышится [нг]).
Одноударное.
Р произносится мягко, как Р’.
Другой тип нарушения
параротацизмы, т.е. замена звуков на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.
Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при условии нормального развития других компонентов речи). Если же проблемы встречаются после 5 лет, то это является весомым поводом для обращения к логопеду-дефектологу.
Правильная артикуляция звуков Р и Л
Артикуляция звука Р:
Губы разомкнуты и обнажают зубы.
Кончик языка в форме ложечки поднят и вибрирует у альвеол (при твердом Р) или у верхних зубов (при мягком Р).
Корневая часть языка опущена (при твердом Р) или поднята (при мягком Р).
Нёбная занавеска поднята – она преграждает выход воздушной струи через нос.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Напряжение выдыхаемой струи воздуха достаточно сильное.
Артикуляция звука Л:
Положение губ зависит от последующих гласных звуков.
Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны.
Между краями языка и коренными зубами есть щель, через которую будет проходить воздушная струя.
Корневая часть при произношении Л приподнята (язык в форме седла), при произношении Л’ – опущена, приподнята передняя средняя часть спинки языка.
Нёбная занавеска поднята и преграждает выход струи воздуха через нос.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Артикуляция сонорных звуков
Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы.
На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.
Вот несколько примеров таких упражнений:
«Улыбка – трубочка». Нужно поставить верхние резцы на нижние, растянуть губы в улыбке, обнажив все зубы. Такое положение нужно удерживать в течение 3-5 секунд. Затем вытянуть губы трубочкой, удерживая в таком положение те же 3-5 секунд. Повторять переключение между позициями нужно 5-7 раз. Важно следить за тем, чтобы в процессе переключения зубы не сдвигались и не размыкались.
«Футбол». Необходимо вытянуть губы трубочкой и продолжительно дуть на шарик из ваты, который лежит на столе перед ребенком. Цель – загнать «мяч» в импровизированные ворота (можно сделать из больших кубиков). Загонять шарик нужно на одном выдохе, при этом нужно следить, чтобы щеки не раздувались.
«Грибок». Раздвинуть губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткрыть рот и, прижав широкий язык к нёбу, широко открыть рот. Такое упражнение лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная связка – его ножка).
«Качели». Необходимо улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот, затем положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны). Такое положение нужно удерживать под счет от 1 до 5. Затем поднимаем широкий язык на верхние резцы (с внутренней стороны) и удерживаем под счет от 1 до 5. Положение нужно менять 4-5 раз.
«Чистим зубы». Открываем рот и кончиком языка «чистим» верхние резцы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом губы должны быть растянуты в улыбке, нижние и верхние зубы обнажены. Нижняя челюсть не должна двигаться – только язык.
«Гармошка». Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Нужно следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
Способы постановки сонорных звуков
Постановка сонорных звуков мало чем отличается от постановки других звуков. Она также предполагает использование нескольких методов: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционного уклада и смешанный (от опорного звука с механической помощью и т.д.). Для примера приведем способы постановки звуков Л и Р.
Постановка звука Л по подражанию
Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.
Постановка звука Л от артикуляционного уклада
Логопед подробно объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы при произношении звука Л. Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад, использовать правильную струю воздуха, определить наличие или отсутствие голоса. В итоге должен получиться правильный изолированный звук.
Постановка звука Л от опорного звука
Есть несколько способов:
«Пароход гудит». Ребенок должен зажать передними зубами кончик языка и произнести «ы-ы-ы».
«Песенка иголочки». Ребенок произносит «а-а-а» и одновременно «постукивает» кончиком языка по альвеолам.
Ребенок произносит «а-а-а», одновременно открывая и закрывая рот, прикусывая при этом кончик языка.
Ребенок произносит «а-а-а», одновременно касаясь кончиком языка к верхней губе (используется при смягчении звука).
Постановка звука Р по подражанию
Ребенку предлагает образец произношения Р в сочетании с игровыми образами (рычит тигр, ревет мотор и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.
Постановка звука Р от артикуляционного уклада
Логопед объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы во время произношения звука Р. Ребенок должен в точности повторить все эти действия, в результате чего должен появиться нормальный изолированный звук.
Ребенку предлагается при открытом ротовой полости присасывать язык к нёбу, затем, не отпуская зыка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.
Постановка звука Р от опорного звука
Выработка проторного звука Р:
Ребенок должен длительно произносить звук Ж с приоткрытым ртом. При этом губы находятся в положении улыбки, широкий язык за верхними зубами.
Выработка одноударного звука Р:
Звук Ж произносится длительно, на одном выдохе и при этом отодвигается кончик языка глубже в полость рта.
Еще один способ: ребенок должен с сильным выдохом на кончике языка произнести Т, затем Д. В результате будет слышно трр, дрр.
Занятия по постановке сонорных звуков должны проводиться по определенной системе. Важно постепенно увеличивать сложность, не переходя к следующему этапу, пока предыдущий полностью не отработан. Важно отметить, что занятия нужно проводить и в домашней обстановке, чтобы добиться скорейшего результата. Необходимо постоянно консультироваться со специалистом, чтобы отслеживать динамику.
В процессе постановки звука должны быть активно задействованы зрительный, слуховой, двигательный, тактильный анализаторы – это даёт возможность осознанно усвоить звук даже ребёнку с тяжёлым нарушением речи.
Звук считается поставленным, если ребёнок произносит его самостоятельно, произвольно длительно, чисто, легко, без поиска нужной артикуляции. Поставленный звук очень хрупкий, условно-рефлекторная связь может легко исчезнуть без подкрепления, поэтому звук автоматизируют.
Рекомендуем посмотреть:
Рекомендации для родителей от логопеда
Логопедическая консультация для родителей в детском саду
Консультация для родителей в детском саду. Когда следует обратиться к логопеду
Самомассаж для профилактики дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста