Логопедические упражнения для скорочтения
Трудности с чтением возникают из-за многих причин. Понять, что происходит с ребёнком, можно по симптомам, которые сопровождают заболевание. Когда вы их выявите, симптомы нужно купировать и лечить.
Среди них могут быть нарушения в произношении, нарушенное внимание, астения, быстрая утомляемость, торпидность мышления (медлительность мыслительного процесса). Они могут быть следствием неблагоприятных факторов беременности или инфекционных заболеваний.
Если со здоровьем ребёнка всё в порядке, можно предположить, что ребёнок медленно читает просто в силу особенностей своего развития. Стоит посоветоваться с нейропсихологом, чтобы проверить нейрофизиологию у ребёнка, или с детским психологом.
Если есть причины подозревать другие патологические нарушения — от травм до проблем нервной системы, — следует обратиться к неврологу или детскому психиатру.
Вот
несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.
1. Не любит играть со звуками и рифмовками.
2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.
3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.
4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.
5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.
6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.
7. Не любит читать вслух
8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.
9. Держит книгу слишком близко к глазам.
10. Немного косит.
11. Часто трёт глаза.
12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.
13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.
14. Пишет буквы и слова задом наперёд.
15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.
16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.
17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.
18. Быстро устаёт.
19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.
Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения:
- Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).
- Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.
- Нарушение зрительного и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.
- Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.
- Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а могут разглядеть всего несколько слов.
- Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.
- Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше значений слов.
- Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.
- Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.
- Нежелание ребёнка читать — взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем.
Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины:
- Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.
- Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.
- Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.
- Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.
- Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память (упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады.
- Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте).
- Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.
- Используйте приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.
- Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения. У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.
- Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте.
Логопедические упражнения для развития скорочтения у ребенка:
1. Тренировка темпа чтения повторением одного и того же текста. На чтение выделяется одна минута, ребёнок читает в привычном темпе. По истечении минуты слово, на котором он остановился, подчёркивается. Затем отрывок читается повторно.
Знакомый текст даётся легче, поэтому в этот раз ребёнок сможет прочитать дальше и, соответственно, быстрее. Это упражнение хорошо мотивирует ученика, так как он наглядно видит результат. За одно занятие рекомендуется прочитывать текст не более трёх раз.
2. Упражнение «Волна». Оно подойдёт детям, которые читают 50 и более слов в минуту. Выберите отрывок. В первый раз пусть ребёнок читает его в привычном положении. Затем — под углом в 90 градусов, не наклоняя голову, полностью перевёрнутый текст, а после — под углом в 270 градусов. Лучше начать с нескольких предложений и постепенно увеличивать объём.
3. Пересказ подойдёт даже тем, кто совсем плохо читает. Он тренирует привычку понимать прочитанное и выделять главное. Взрослый может сам прочитать текст, а затем попросить ребёнка пересказать услышанное.
4. Задание на «детективную» внимательность. Задайте ребёнку несколько слов и предложите найти их среди множества других. Это могут быть хаотично расположенные слова или просто книжная страница. Так ученик тренирует зрительную память, внимательность, расширяет площадь обзора при чтении.
5. Литературные пятиминутки. В течение дня несколько раз повторяем такое действие. Берем книгу (выбираем что-то интересное) и просим ребенка почитать 5 минут. Читаем не вслух, а про себя. Затем закрываем книгу и переключаемся на другие занятия.
6. Трудные сочетания согласных. Ребенку часто тяжело даются слова, где подряд стоит несколько согласных (например, СТРЕЛА, ИСКРА, ИНСТРУМЕНТ). Подчас такие слова выполняют роль якоря: дойдя до них, ребенок надолго застревает, пытаясь выговорить. Напишите на карточках сложные слова и разучивайте с ребенком каждый день, пока не будет получаться.
7. Щадящее чтение. Если школьник быстро утомляется, читая тексты, или вообще не хочет ничего читать, попробуйте применить такой метод. Читаем 1-2 предложения – отдыхаем – снова читаем 2 предложения. Отдых здесь играет роль разгрузки для ученика и позволяет настроиться на следующую серию предложений. Смотрите с ребенком диафильмы. В них короткие фразы сменяются яркими картинками, ребенок быстро переключается и не успевает уставать от чтения.
8. Чтение на ночь. Мозг человека довольно хорошо запоминает то действие, которое производилось непосредственно перед сном. Поэтому, если хотите, чтобы ваш ребенок быстро достиг успехов в скорочтении, читайте перед сном, хотя бы по пять минут.
9. Форсированное чтение. Прибавляем к скорости чтения ученика число 30 и берем фрагмент текста, состоящий именно из такого количества слов. Например, если скорость фактическая равна 80 словам в минуту, то текст нужно взять на 110 слов. Как считать слова. Задача тренирующегося – прочитать отрывок ровно за минуту. Читаем вслух. Дается три попытки.
Следует помнить несколько принципов, которые помогут ребёнку:
- предлагайте только те задания, которые соответствуют его уровню владения чтением;
- читайте литературу, которая ему интересна;
- не переутомляйте его продолжительными занятиями;
- хвалите ребёнка и записывайте его успехи — это мотивирует.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для детей от 6 до 8 лет
Логопедическая игра-викторина для младших школьников
Кроссворд для младших школьников с ответами. Лексическая тема: Посуда
Нейропсихологические упражнения для детей младшего школьного возраста