Проектирование работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе посредством коллекционирования природных объектов (выступление на совете педагогов)
Автор: Полякова Наталья Николаевна, старший воспитатель дошкольной группы при МОУ Володарской СШ.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Темой проектной работы мы избрали коллекционирование камней и минералов «Эти удивительные камни».
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия камней и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомились с миром камня, особенностями их происхождения, использование камня человеком. В ходе проектной деятельности дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
- Учить детей классифицировать камни по происхождению.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
- Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Создание коллекции камней «Эти удивительные камни»
Методы проектной деятельности:
• Познавательные беседы
• Экологические занятия
• Рассматривание
• Просмотр видеоматериалов
• Чтение художественной литературы
• Игровая деятельность дошкольников
• Художественно – творческая деятельность с детьми
• Исследовательская деятельность
Игровая деятельность
- Дидактические игры: «На что похож?», «Сосчитай-ка», «Составь картинку из камней», «Игра с ящиком ощущений», «Камни, ножницы, бумага», «Что исчезло», «Найди свой камень», «Я положил в рюкзак»,
- Сюжетные игры: «Ювелирный магазин», «В поисках клада».
- Подвижная игра: «Гора и камешки»
Продуктивная деятельность
Рисование: «Ожившие камни», «Печатаем узор на камне»
Лепка : Составление на камне узоров из пластилина: «Бабочка» «Гусеница» «Волшебный цветок», «Божья коровка» (на воображение ребенка), Отпечатки на пластилине.
Конструирование : Создание объемных конструкций из камней с использованием пластилина. «Весёлые зверюшки из камней». Выкладывание из камней мозаичных изображений.
Экспериментально-поисковая деятельность: Обследование камня посредством органов чувств. Рассматривание камней под лупой. Знакомство со свойствами камня.
1. Опытно-экспериментальная деятельность
• Тонет — не тонет
2. Опытно-экспериментальная деятельность
• Гладкий — шершавый
3.Опытно-экспериментальная деятельность
• Тяжелый — легкий
4. Опытно-экспериментальная деятельность
• Мокрый — сухой
Речевая деятельность: Составление описательных рассказов о камне.
Описание камней: ребенок, держа в руках камень, должен описать:
- цвет;
- форму (круглый, овальный, имеет неопределенную форму, и т.д.);
- размер (большой, средний, маленький);
- температуру (теплый, холодный);
- вес (легкий, тяжелый);
- поверхность (гладкий или шершавый).
Речевые упражнения «Какой камень?» , «Вспомни сказку»
Экологические занятия из цикла «Песок, глина, камни»
. «Самый главный минерал в жизни» (соль)
. «Камни из растений и животных»
. «Подземная кладовая»
. «История солнечного камня»
. «Тайна лесного муравья»
. «Лечебные свойства янтаря»
. «Янтарь в руках человека»
. «История солнечной комнаты»
. «Великолепие благородных камней» (знакомство с полудрагоценными и драгоценными камнями)
. «Что такое горы»
. «Почему разрушаются горы»
. «Дымящиеся горы»
Наблюдения на прогулке: Отпечатки на песке, Весёлые мухоморчики.
Чтение художественной литературы: Знакомство со сказками Бажова , Стихотворение В. Кудрявцевой «Алмазная гора». Стихотворение Р. Сефа «Камень», Сказка «О чем шептались камешки»
Формы и методы работы с родителями
В ходе работы осуществлялось тесное взаимодействие с родителями детей. Они привлекались к сбору материала, оформлению, беседам с детьми на интересующие темы. Также для родителей были подготовлены консультации на следующие темы:
- «Растим любознаек»,
- «Коллекционирование – это интересно!»,
- «Посмотри вокруг и расскажи ребенку».
1. Родительское собрание с родителями о важности реализации данной проблемы через педагогику.
2. Привлечение к участию в выставке камней
3. Привлечение родителей к пополнению коллекции новыми экспонатами.
4. Придумывание сказок и историй.
5. Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями «Ожившие камни».
Перспектива развития коллекции
- Подбор новых экспонатов: «строительные камни», «камни пишут и рисуют», «камни украшают»
- Проведение экскурсий по ознакомлению с коллекцией для детей других групп, сотрудников и родителей
- Проведение непосредственно образовательной деятельности на базе собранной коллекции
- Подбор мультфильмов и наглядного материала.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе