Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогический очерк воспитателя детского сада

Педагогический очерк воспитателя ДОУ «По дороге открытий»
Важность развития познавательной активности дошкольников сегодня трудно переоценить! Особенно актуальным этот вопрос становится на пороге школы. К сожалению, обилие информации, ее доступность, пассивное усвоение детьми готовых знаний приводит к снижению познавательной активности. И начинать работу над этим необходимо как можно раньше!
В младшем дошкольном возрасте дети сохраняют природный интерес к окружающему. Наблюдая за своими воспитанниками в различных видах деятельности, я вижу их высокую потребность в познании окружающего мира, желание испытывать все самим, удивляться неизведанному.
И моя задача – создать условия для того, чтобы огонек интереса всегда горел в глазах малышей, а их стремление к познанию не прекращалось!
Поэтому, открывая все новые горизонты, мы вместе идем по дороге открытий!
Сегодня в руках педагога широкое многообразие эффективных форм, методов, приемов, среди которых необходимо выбрать именно те, которые будут наиболее интересны для детей и эффективны в данных условиях. Ведь успешность решения поставленных задач во многом зависит от правильно подобранных «инструментов», средств.

Расскажу о моих находках!
И первой из них стал утренний круг, утро радостных встреч, утро наших открытий!
Ведь каждое утро с моими малышами начинается с открытий: с первого снегопада, первого ландыша, первой грозы, опавшего листка и всего неизвестного – багажа первооткрывателей, с которым их пытливые умы путешествуют по дороге открытий.
Увидев развивающий потенциал утреннего круга, мы модифицировали структуру для детей младшего дошкольного возраста и это следующие этапы с которых начинается наше утро с ребятами:
• обмен новостями;
• мотивация/выбор темы;
• планирование;
• реализация плана;
• анализ деятельности.
Утренний круг призывает нас к совместному поиску. Эта форма взаимодействия с детьми помогает слышать голос каждого ребенка, именно здесь идеи моих ребят обретают реальное воплощение и становятся частью плана текущего дня, который наполняется самыми интересными в мире детскими делами! Идеи ребят находят отражение в каждом центре развивающей предметно-пространственной среды группы, где дети, следуя намеченному плану, ищут и находят ответы на все свои вопросы. Так, у нас в группе поселились сразу несколько помощников -«хозяев». Это «Капелька», «Профессор Аристотель», «Песчинка» и дядюшка «Ветерок». Использование познавательных героев дополнительно способствует повышению интереса ребят, стимулирует их к самостоятельной познавательной активности.
В поисках решений мы идем по пути трех вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Модель трех вопросов – еще одна наша находка! Продолжая поддерживать познавательную активность, инициативу, самостоятельность детей в планировании собственных действий, нами была собрана целая коллекция детских вопросов, которые ложатся в основу планирования дальнейшей познавательной деятельности. В пополнении нашей коллекции принимают активное участие и родители. Интересные вопросы своих детей они записывают и приносят в детский сад. Порой здесь оказываются самые неожиданные вопросы!
А вот и вопрос для нового эксперимента! Эксперимента, в ходе которого каждый получит ответ на интересующий его вопрос. И каждый ощутит, что «держит» ответ буквально в своих руках.
В эффективности экспериментирования для развития познавательной активности младших дошкольников я убедилась неоднократно!
Начиная с простых экспериментов с водой, сейчас мы вместе можем поставить любую, даже самую сложную, задачу, вопрос и найти ответ практическим путем. Узнать, чем мокрый песок отличается от сухого и можно ли им рисовать; научиться выявлять свойства бумаги и понять, как может использоваться сила воздуха. Вместе мы даже научились пускать мыльные пузыри!
Теперь мои ребята, усвоив данный способ познания, могут применять его для решения любых других задач. И им все по плечу!
Наш успех во многом зависит от тесного взаимодействия с родителями. Поэтому семья – непременный участник многих наших экспериментов! Дав родителям в руки, ключ к «познавательному квесту», мы получили настоящую команду маленьких и больших первооткрывателей, готовых помогать друг другу и вместе идти по дороге открытий!
Также для родителей я проводила серию мастер-классов, о том, как провести занимательные эксперименты в домашних условиях. Тем самым повышая общий интерес к экспериментальной деятельности. Важно, что родители стали внимательнее относиться к рекомендациям, более компетентными в вопросах познавательного развития детей. Авторитет детского сада в глазах родителей значительно повысился. Горжусь тем, что родители в нашей группе приняли активное участие в пополнении центра экспериментирования необходимыми материалами и отнеслись к этому очень инициативно.
Еще одним замечательным и очень увлекательным делом стала для нас фото-фиксация полученных результатов. Однажды, фотографируя детей с их работами для творческих выставок, в газету группы, я обратила внимание на то, что дети не просто рассматривали себя на фотографиях, но и проговаривали свои действия: что они делали, как они это делали, что у них получилось, а что еще впереди. Это подтолкнуло к включению фото-фиксации в экспериментирование, несмотря на то, что данный метод широко применяется только с детьми старшего дошкольного возраста. Созданный фотоархив включает альбомы, отражающие ход экспериментов, помог обогатить познавательный опыт детей и сделал данный процесс еще более наглядным. Кроме того, с помощью фотографий мы воссоздаем с детьми ход эксперимента и можем провести элементарный анализ, сделать вывод. Радует, когда у детей возникают новые идеи, вопросы и предположения. Особо мы с ребятами гордимся серией минифильмов, созданных на основе фото-фиксации. С большим удовольствием показываем их детям других групп и родителям. «Подводный мир», «Чьи следы?», «Домик для трех поросят»… Какой же будет следующим?.. Заглянем в коллекцию трех вопросов!
Создание минифильмов помогает поддержать интерес детей к экспериментированию и повысить познавательную мотивацию моих первооткрывателей.
Таким образом, вместе с детьми направляясь по дороге открытий, мы продолжаем свой путь к новым горизонтам. И уже завтра нас ждет новое увлекательное путешествие!
Экспериментирование, утренний круг, модель трех вопросов, фото-фиксация – эффективные универсальные средства развития познавательной активности младших дошкольников! Каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем и настоящим исследователем.
Мы, не останавливаемся на достигнутом и находимся в постоянном поиске все новых интересных дел, в которых мои воспитанники – главные участники!

Рекомендуем посмотреть:

Эссе воспитателя детского сада. Моя профессия Эссе воспитателя детского сада «Моё педагогическое кредо» Эссе «Мой взгляд на профессию воспитателя ДОУ» Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия
Опубликовано: 1124 дня назад (30 марта 2021)
Просмотров: 631
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!