План-конспект занятия изостудии «Семицветик»
Тема: «Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…» А.С.Пушкин
Цели:
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, любовь к природе родного края; эстетически – нравственное отношение к животным, птицам через изображение их образов в поэзии;
- развивать память, внимание, воображение, чувство фактурности и объемности, навык осознанного, правильного, выразительного чтения;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям родного края.
Оборудование:
- Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Апрель» (из цикла «Времена года»)
- Зрительный ряд: А.Саврасов «Грачи прилетели», рисунки и поделки детей
- Литературный ряд:
Стихи русских поэтов – А.С.Пушкина, А.Плещеева, Ф.И.Тютчева, В.А.Жуковского, С.Д.Дрожжина, Р.Сефа, А.Л.Барто, И.С.Никитина, устное народное творчество «Весенние заклички»
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
(на фоне музыки П.И.Чайковского «Апрель»)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие.
Это занятие посвящено времени года, о котором А.С.Пушкин говорил:
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…»
- О каком времени года идет речь, вы узнаете, если внимательно прослушаете
отрывок из стихотворения А. Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
- О каком же времени года мы сегодня поговорим? (О весне)
- Да, речь пойдет о красавице весне. Мы будем говорить, какова она, какой ее видели поэты, художники, композиторы, как относились к ней. Через музыку, живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, весенней природы.
- Наше занятие началось с музыкального произведения П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
- О каком весеннем месяце идет речь? Послушайте внимательно. Какие весенние звуки вы услышали?
(Пенье птиц, капель, рост зеленой травки)
3. Работа по развитию речи
- В природе бывает 3 весны: весна света – март,
весна воды – апрель,
весна зеленой травы – май.
- Немало чудесных стихотворений написано о весне.
Послушаем некоторые из них.
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится». Слушайте внимательно и представляйте себе то, о чем говорится в произведении.
Ребенок: Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая,
И снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало,
Умылася в снегу.
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
- Какие картины вы представили себе? (Ответы детей)
- Что означают эти слова?
нудит (гонит), трезвон (шум, звон)
пуще (сильнее, громче)
- Сейчас прозвучит стихотворение, строки которого послужили названием
нашего занятия. Его автор – А.С.Пушкин.
- Послушайте внимательно и представьте картины, описанные в этом стихотворении.
Ребенок: Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега,
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом, зеленеют…
- Какие картины вы себе представили?
- Что означают слова?
Гонимы (лучами), вешние (лучи), потопленные (луга), утро (года)
- Весной, несмотря ни на что, у людей настроение приподнятое, радостное… В этом нас убеждает поэт Р.Сеф.
Ребенок: Потихоньку снег сошел,
Почернел и стаял.
Всем на свете хорошо:
В роще – птичьим стаям,
На деревьях – лепесткам
Клейким и пахучим.
В синем небе – облакам
Легким и летучим.
Лучше всех на свете – мне
По сырой тропинке
Я бегу лицом к весне,
Промочив ботинки.
- В это время трудно усидеть дома, так и хочется выйти на улицу, вдохнуть полной грудью свежий воздух. Можно даже сходить в лес.
Послушайте
стихотворение А.Л.Барто «Март – апрель» и ответьте на вопрос: «С чем сравнивает поэт березы?»
Ребенок: Был лес как лес, в глаза не лез,
Белел зимой в сторонке,
Но вдруг открылся этот лес
Задумчивой девчонке.
Она бродила там везде.
Но это было летом,
А нынче лес сверкнул в воде,
Где он стоит раздетым.
Как будто в озере большом
Стоят березы нагишом.
В сиянье солнечных лучей
Березы – тысячи свечей
Вдруг сразу заблестели,
И льет сверкающий ручей
С вершины каждой ели.
- С чем сравнивает березы А.Л. Барто? (С 1000 свечами)
-Девочка отправилась в лес. Давайте и мы с вами немного отдохнем и заочно погуляем по лесу.
4. Физкультурная минутка.
- Скоро лужи высохнут, и на асфальте многие дети будут играть в разные игры. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Веревочка».
Ребенок: Весна, весна на улице! Весенние деньки!..
- Да, ребята, зима закончилась и к нам возвращаются наши пернатые друзья – птицы. Скажите, а какие птицы первыми прилетают к нам после зимы и приносят весну на своих крыльях? (Грачи)
- Да, именно о них и говорилось в стихотворении «Веревочка».
Вы мне не подскажете, какой художник нарисовал этих птиц на своей картине? Как она называется? (А.Саврасов «Грачи прилетели»)
- Верно, ребята. Вспомним с вами сказочную историю создания этой картины.
(А.Саврасов – художник-пейзажист. Он очень любил изображать природу).
5. Беседа по картине.
- Художник часто выезжал за границу, в Швейцарию. Но однажды подумал, чем же наша природа хуже? На дворе был месяц март. Но как было некрасиво все вокруг. Грязный мокрый снег, черная безжизненная земля, серое небо, того и гляди, начнет сыпать дождем и снегом, голые деревья от холода скрючились, а чуть поодаль старая церквушка стоит.
- Что же здесь красивого? – подумал художник. Но произошло чудо. А.Саврасов познакомился с говорящим грачом, который поведал художнику о том, как тяжело лететь домой через многие страны, но им помогает волшебное стеклышко. А.Саврасов попросил оставить ему это стеклышко, и грач согласился дать его художнику на время. Художник очень обрадовался и за это нарисовал этих первых весенних птиц на этой картине, которую так и назвал: «Грачи прилетели».
- Посмотрите на картину.
- Голубоватый воздух словно тихо светится. Тонкие березки купают ноги в весенних лужицах, а церквушка среди ветвей кажется такой милой, словно лицо старого родного человека, которого любишь с детства, и, глядя на картину, вдруг понимаешь, что нет ничего роднее того места, где ты родился.
Наверное, именно поэтому даже птицы летят всегда в родные места. Посмотрим, как иногда это происходит.
Сценка «Случай в апреле»
Этот случай был в апреле
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
- Убирайся вон, задира! –
Просвистел ему скворец.
- Ни за что!.. Моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь – хоть убей! –
Прочирикал воробей.
- Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства
Вылетай! Мой клюв остер,
А не то…
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел.
Быстро с нею влез на крышу,
Крепко-крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад!
Охраняйте вместе сад!
Только Миша слез долой,
Воробьишка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
- Да, вслед за грачами возвращаются домой скворцы, а затем их самки – скворчихи (через несколько дней). К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из них воробьев.
Ребята, надо сделать скворечники для птиц и повесить их! Будем бережно и заботливо относиться к пернатым друзьям!
- Вот уже несколько лет подряд ученики нашей школы принимают непосредственное участие в судьбе птиц. Дети своими руками делают синичники для Рамоньского лесхоза. В этом году было изготовлено 170 домиков для птиц.
Весна – это не только пора развлечений, но и начало полевых работ. Послушайте стихотворение С.Д. Дрожжина и ответьте на вопрос: «О какой птице идет речь?»
Ребенок: Все зазеленело, солнышко блестит,
Жаворонка песня льется и звенит.
Бродят дождевые в небе облака
И о брег тихо плещется река.
Весело с лошадкой пахарь молодой
Выезжает в поле, ходит бороздой.
А над ним все выше солнышко встает
Жаворонок песню веселей поет.
О какой птичке идет речь в стихотворении? (О жаворонке)
Об этом замечательном певце послушайте
стихотворение В.А.Жуковского.
Ребенок:
На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет на солнышке сверкая,
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
- А теперь, ребята, послушайте, как описывал весну наш воронежский поэт И.С.Никитин. (Отрывок из
стихотворения «Весна в степи»)
Степь широкая, степь безлюдная,
Отчего ты так смотришь пасмурно?
Где краса твоя, зелень яркая,
На цветах трава изумрудная?
Где те дни, когда с утра до ночи
Ты залетных птиц песни слушала?
Пробудись! Пришла пора прежняя
Уберись в цветы, в бархат зелени.
Изукрась себя росы жемчугом;
Созови гостей весну праздновать…
Ребята, а какой народный праздник Воронежской области напрямую связан с именем птички – весеннего певца полей? («Сороки», или «Жаворонки»)
- Правильно. Ребята. Именно 22 марта, в день весеннего равноденствия, у нас отмечается этот праздник.
К этому дню хозяйки выпекали из теста пряники в виде птиц. В Воронежском крае, отмечая праздники, традиционно пекли пряники фигурные и одаривали ими детей и взрослых.
Так, на Масленицу, выпекали пряники в виде солнца. На Егория (6 мая) – детям дарили пряники в виде коровушки. А молодоженам дарили пряник – «куклу-пеленашку». Соблюдая традиции нашего народа, мы с вами сделали на прошлом занятии заготовки пряников-жаворонков из соленого теста. А сегодня мы будем их расписывать. Обратите внимание на доску. Здесь вы видите образцы орнамента. В старину пряники расписывали специальным составом из сахарного сиропа с крахмалом. А мы с вами будем расписывать гуашью и возьмем для этого самые яркие цвета.
6. Самостоятельная работа.
(Руководитель изостудии помогает детям расписывать пряники и рассказывает)
- В Воронежской области считалось, что весна приходит с прилетом жаворонков. Выпекая пряники-жаворонки, хозяйки запекали серебряную монетку. Тому, кому она попадется, тот и начнет весенний сев, бросит в землю первые зерна.
- Итак, наши жаворонки готовы, и я предлагаю как и в добрые старые времена покликать весну вместе с нашими гостями.
7. Закличка весны
Весна-красна,
На чем пришла?
На сохе, на бороне,
На кобыле-вороне.
Ой вы, жаворонки
Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье!
Первое – коровье, второе – овечье,
Третье - человечье!
- С весной вас, с теплом и светом, с обновленьем!
8. Итог занятия
- Спасибо, ребята. Весна – замечательная пора! Недаром столько людей посвятили свои произведения весне.
Стихи каких поэтов мы читали сегодня?
- Музыку какого композитора слушали?
- Картину какого художника рассматривали?
Не только названные вами писатели, композиторы, художники воспевали весну, но и многие другие. Какое чувство по отношению к весне объединяет всех этих людей?
- Да, вы правы . Весной нельзя не восторгаться.
На сегодняшнем занятии вы еще раз показали свой талант художников. Именно поэтому ваши жаворонки получились такими яркими и теплыми. И я надеюсь, что они принесут счастье и вам, и тем людям, которым вы их подарили.
А еще я верю, что в ваших семьях возродится этот праздник и станет семейным.
9. Домашнее задание
А теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли поэтов и писателей. Нужно написать небольшое стихотворение, или рассказ о весне. Для тех, кому задание покажется трудным, предлагаю подготовить выразительное чтение стихотворения о весне для нашего следующего занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия ИЗО для детей. Пуантилизм
План конспект занятия в художественной школе
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в художественной школе
Конспект урока по декоративно-прикладному творчеству для детей подготовительной группы детской худож