Обучение, воспитание и сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
В Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано на необходимость обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в период дошкольного детства.
Следовательно, необходимым условием включения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в образовательный процесс является организация его систематического, адекватного психолого-медико-педагогического сопровождения с целью обеспечения достижений максимальной коррекции нарушений развития.
Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 года N Р-93 утверждено Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации
Общие положения
Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - Организации), с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического консилиума:
Создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся (воспитанников) посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачами ППк являются:
1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
4. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Организация деятельности ППк
• ППк создается на базе Организации любого типа приказом руководителя Организации
• Для организации деятельности ППк в Организации оформляются:
- Приказ руководителя Организации о создании ППк с утверждением состава ППк;
- Положение ППк, утверждённое руководителем Организации Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя Организации
Состав психолого-педагогического консилиума:
председатель ППк - заместитель руководителя образовательной организации;
заместитель председателя ППк;
секретарь ППк;
педагог-психолог;
учитель-логопед;
учитель-дефектолог;
социальный педагог
другие педагогические работники образовательной организации, которые могут быть привлечены по необходимости (учителя начальных классов, учителя-предметники, тьюторы, воспитатели и др.)
Старший воспитатель, организует деятельность ППк, а так же:
- информирует членов ППк о предстоящем заседании не позже чем за 14 дней до его проведения;
- организует подготовку и проведение заседания ППк;
- ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ППк о необходимости обсуждения проблемы ребенка;
- контролирует выполнение решений ППк;
- готовит необходимую документацию для проведения ППк, оформляет протоколы.
Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности.
Основное требование к его деятельности – понимание всеми специалистами, работающими в составе ППк, задач и стратегий развивающей и коррекционной работы, чёткая согласованность их действий в работе консилиума.
Выделяются следующие принципы работы психолого – педагогического консилиума:
1. Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.
2. Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
3. Принцип закрытости информации. Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, повлечь за собой снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
В процессе работы
консилиум выполняет три основные функции: диагностическую, реабилитирующую и воспитательную.
1. Диагностическая функция предполагает:
• выявление причин и характера отклонений в поведении и учении ребёнка;
• изучение социальной ситуации развития, положения ребёнка в коллективе;
• определение потенциальных возможностей и способностей ученика.
2. Реабилитирующая функция предполагает:
• защиту интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
• выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
• выработку мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка в условиях школьного обучения и семейного воспитания;
• семейную реабилитацию, смысл которой – в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;
• реабилитацию, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа воспитанника, сложившегося у педагогов;
• разработку рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
3. Воспитательная функция предполагает:
• разработку стратегии педагогического воздействия на воспитанников «группы риска»;
• интеграцию воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей воспитанника;
• обеспечение преемственности педагогических воздействий.
Режим деятельности ППк
Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.
По цели психолого – педагогические консилиумы можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные.
Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Вопросами плановых консилиумов могут быть такими:
младшие группы - проблемы адаптации к ДОУ;
старшие группы – уровень развития, соответствие возрастной норме;
подготовительные группы – готовность к школьному обучению.
Процедура проведения психолого-педагогического консилиума
Процедура и продолжительность заседания ППк определяется исходя из задач обследования, возрастных, психофизических и других особенностей ребенка.
Родители (законные представители) имеют право присутствовать на заседании ППк, принимать участие в обсуждении проблем обучающегося или дать письменное согласие на проведение обследования без своего присутствия.
Организация заседаний проводится в два этапа.
На подготовительном этапе подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно. Перед началом работы необходимо получить согласие родителей на комплексное обследование ребёнка. Согласие родителей должно быть документально зарегистрировано, что позволит предупредить ряд конфликтных ситуаций, связанных с экспертизой. Далее специалистами осуществляется сбор, обобщение диагностических данных, формулируются предварительные выводы и рекомендации. Диагностические данные анализируются по ряду показателей: медицинскому, психологическому, логопедическому, дефектологическому, социологическому, педагогическому и т. д
Проведение индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом позволяет выявить негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития, задачи коррекционно-развивающего обучения и адаптировать содержание образовательной программы в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. Для решения данной цели в нашем дошкольном учреждении используется программа для ЭВМ «Ло-Ди» и «Диа-Деф» (правообладателем которых является Лаврова Галина Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры развития дошкольного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» г. Челябинск).
Программа обладает графическим интерфейсом, который позволяет вводить исходные данные (баллы, проставляемые педагогом в ходе тестирования) и отображает результат в виде готовых отчетов, в частности, это – протокол диагностики неречевых психических функций, протокол диагностики речевых функций (речевая карта ребенка), протокол динамики развития ребенка на конец учебного года, сводный отчет и диаграммы к данным документам. Программа позволяет выявить особенности общего и речевого развития ребенка: состояние компонентов речевой системы, неречевых и речевых функций, компенсаторные возможности ребенка, зону его ближайшего развития. По итогам обследования каждым специалистом и последующего обсуждения на ППк составляется коллегиальное заключение, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения. В приложении к протоколу заседаний ППк содержатся характеристики, представления на обучающегося, копии рабочих тетрадей, другие значимые материалы.
Результаты диагностики являются основанием планирования индивидуальной траектории его развития, оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий на основе анализа достижений каждого воспитанника в конце учебного года.
На основном этапе работы консилиума проводится коллегиальное обсуждение по итогам проведённых обследований. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребёнка, определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий.
Педагогическое заключение завершает анализ результатов психолого-педагогического обследования ребенка. Мы получаем педагогическое заключение, в котором указаны ведущая проблема ребёнка и сохранные функции (макс. значение). Заканчивается заключение рекомендациями, в которых указывается: Обучение и воспитание по Программе – указывается адаптированная образовательная программа ДОУ, разработанная на основе примерных АОП, возрастная группа и подгруппа, направление индивидуальной работы в совместной деятельности по коррекции познавательной сферы речевых, сенсорных, и психомоторных функций на основе содержания индивидуального коррекционно-развивающего плана по педагогической коррекции количество и время. Даются рекомендации для воспитателей и родителей.
Если ПП консилиум не пришёл к общему мнению о том, какая развивающая или коррекционная работа с ребёнком необходима, если не достигнуты ожидаемые результаты и/или у ребёнка наблюдается стойкая отрицательная динамика развития, то ребёнок может быть направлен на консультацию более высокого уровня в соответствии с договором, заключённым между районной или областной ПМПК и образовательным учреждением. Точно также необходимо поступать и в ситуации конфликтных отношений с родителями ребёнка, непринятием родителей рекомендаций консилиума. Авторитет организации более высокого уровня может быть хорошим мотивирующим компонентом воздействия на родителей.
Срочный консилиум (внеплановый):
- по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с учащимися, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданные аффективные поведенческие реакции;
- зачислении нового обучающегося (воспитанника), нуждающегося в сопровождении;
- отрицательной (положительной) динамике обучения сопровождаемого ученика (воспитанника);
- возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка в соответствии с запросами родителей или педагогических работников;
- рассмотрении конфликтных ситуаций;
- в других случаях.
На консилиуме специалисты выясняют причины возникших проблем, решают вопрос о принятии каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменении направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в случае её неэффективности, определяют допустимые нагрузки, режим или форму обучения ребёнка, направляют, в случае необходимости, на дополнительную консультацию к узким специалистам или на повторное обследование районной или областной ПМПК.
Категории детей, находящиеся в поле зрения психолого-педагогического консилиума ОО Обучающиеся (воспитанники):
- с ОВЗ, получившие заключение и рекомендации ПМПК для обучения по АООП;
- с инвалидностью, нуждающиеся в реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации;
- имеющие заключение ППк с рекомендацией об оказании психологопедагогической помощи;
- на дому;
- имеющие трудности в освоении образовательной программы;
- с поведенческими и адаптационными нарушениями;
- с девиантным поведением;
- поменявшие социокультурные условия проживания или переехавшие менее трех лет назад; одаренные дети и другие.
Примерная тематика заседаний психолого-педагогического консилиума
Утверждение плана работы ППк по выявлению обучающихся (воспитанников) с особыми образовательными потребностями.
Запрос родителей (законных представителей) при возникновении обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка.
Запрос педагогических и руководящих работников образовательной организации.
Зачисление нового обучающегося (воспитанника), нуждающегося в психологопедагогическом сопровождении.
Обсуждение и решение возникших конфликтных ситуаций.
Разработка и утверждение программ, индивидуальных планов сопровождения ребенка, в том числе программ воспитания.
Внесение изменений и дополнений в программы специалистов психологопедагогического сопровождения.
Оценка результатов коррекционной работы и сопровождения.
Отрицательная или положительная динамика обучения и развития.
Мониторинг результатов деятельности психолого-педагогического консилиума и др.
Деятельность ППк по сопровождению обучающихся (воспитанников) с ОВЗ в ОО
Имеется коллегиальное заключение ПМПК, определены специальные условия получения образования, рекомендованы АООП и программа сопровождения специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом и т.д.) дополняет, конкретизирует рекомендации ПМПК.
Алгоритм деятельности ППк:
- разрабатывает адаптированную основную общеобразовательную программу (адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования);
- разрабатывает индивидуальный учебный план;
- оказывает психолого-педагогическую помощь обучающимся (воспитанникам);
- консультирует участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания коррекционнопедагогической работы;
- проводит адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов, программ воспитания;
- предоставляет услуги тьютора, ассистента (помощника), в том числе на период адаптации ребенка в организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе.
Деятельность ППк по сопровождению обучающихся (воспитанников) на основании медицинского заключения, а также детей с инвалидностью в ОО
Предоставлены медицинские справки ВК, копия справки о наличии у ребенка инвалидности, копия ИПРА ребенка с инвалидностью.
Алгоритм деятельности ППк:
- реализует мероприятия, предусмотренные ИПРА ребенка-инвалида в части психологопедагогической реабилитации и абилитации;
- консультирует детей и их родителей (законных представителей);
- организует коррекционно-развивающие занятия;
- осуществляет контроль динамики развития;
- рекомендует (при необходимости) обследование на ПМПК;
- организует дополнительную двигательную нагрузку в течение учебного дня/снижает двигательную нагрузку;
- предоставляет дополнительные перерывы для приема пищи, лекарств, специальных процедур;
- снижает объем задаваемой на дом работы;
- предоставляет услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь;
- предусматривает дополнительный выходной день (на основании справки ВК из учреждения здравоохранения);
Деятельность ППк по сопровождении обучающихся (воспитанников), испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации
Выявлены трудности в освоении ОП (интеллектуальные, адаптационные, поведенческие, речевые и т.д.), требуется диагностическое обследование и коррекционно-развивающая работа специалистов ППк, определена необходимость направления на ПМПК для изменения образовательного маршрута.
Алгоритм деятельности ППк:
- проводит групповые и (или) индивидуальные коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия;
- разрабатывает индивидуальный учебный план;
- консультирует детей и их родителей (законных представителей);
- адаптирует учебные и контрольно-измерительные материалы;
- создает условия для реализации программ воспитания, осуществляет профилактику асоциального (девиантного) поведения;
- создает другие условия психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогический консилиум НЕ МОЖЕТ рекомендовать:
- Форму получения образования (решается ТОЛЬКО родителями (законными представителями);
- Переход в другую ОО (решается ТОЛЬКО родителями (законными представителями);
- Изменение образовательной программы (осуществляется ТОЛЬКО на основе коллегиального заключения ПМПК и с согласия родителей (законных представителей);
- Перевод на домашнее обучение (осуществляется ТОЛЬКО на основании справки ВК учреждения здравоохранения и с согласия родителей (законных представителей).
Заключительный (итоговый) консилиум проводится в конце учебного года, или в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в среднее звено), или в связи с завершением коррекционной работы. Специалисты оценивают психолого-педагогический статус учащегося на момент окончания обучения: приобретённые знания по всем учебным предметам, степень социализации, состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер, уровень развития высших психических функций; разрабатывают рекомендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем.
Материалы консилиума используются как основа для составления психолого – педагогической характеристики ребёнка, психолого-педагогических представлений на районную или областную ПМПК.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ППк
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов;
2. Положение о ППк;
3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
4. Журнал обращений для психолого-педагогического обследования;
5. Согласие родителей (законных представителей) на обследование на ППк;
6. Согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
7. Журнал учета заседаний ППк с обучающимися (воспитанниками) и родителями;
8. Протоколы заседания ППк;
9. Коллегиальное заключение ППк;
10. Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк;
11. Журнал коррекционной-развивающей работы, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения;
12. Журнал направлений обучающихся на ПМПК;
13. Представление психолого-педагогического консилиума образовательной организации на обучающегося;
14. Представление психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации на ребенка
15. *Карта развития обучающегося (воспитанника), получающего психолого-педагогическое сопровождение включает:
- согласие родителей (законных представителей) на обследование на ППк;
- согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- педагогическое представление на обучающегося;
- результаты комплексного обследования;
- коллегиальное заключение ППк;
- журнал коррекционной-развивающей работы, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения, с отметкой о динамике и результатах деятельности, решении проблемы;
- данные об успеваемости обучающегося за год, когда он находился на сопровождения в ППк;
- результаты ликвидации академических задолженностей;
- адаптированная образовательная программа (копия);
- планы коррекционно-развивающей работы (копия);
- индивидуальный учебный план (копия);
- коллегиальное заключение ПМПК (копия);
- индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), выписки из ИПРА (копии);
- справки ВК, медицинские рекомендации (копии);
- контрольные/срезовые работы (копии);
- копии направлений на ПМПК. *(Хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся (воспитанником))
Таким образом, консилиум играет в системе психолого - педагогической деятельности очень важную роль. Он позволяет объединить информацию об отдельных составляющих статуса ребёнка, которой владеют педагоги, классный руководитель, логопед, дефектолог, социальный педагог, медик, психолог и т. д., и на основе целостного видения ученика, с учётом данных о его прошлом состоянии разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Психолого – педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.
Данная организационная форма деятельности представляет собой существенный этап психопрофилактической и экспертной работы специалистов образовательного учреждения, делает их работу более конкретной, содержательной и результативной.
Профессионально грамотно подготовленный ПП консилиум помогает развитию и воспитанников, и учителей, и всего педагогического коллектива. В значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав.
Рекомендуем посмотреть:
Особенности проведения диагностики детей с ОВЗ
Специфика общения с детьми с ОВЗ. Доклад
Краткосрочные проекты в детском саду в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих нарушения речи, на занятиях в дополнительном образо