Конспект занятия по внеурочной деятельности для младших школьников 4 класса. Рассказы о животных
Описание:
Чтобы привлечь учащихся к чтению литературы о природе, расширить общий кругозор, занятия курса внеурочной деятельности можно провести с занимательными заданиями, которые позволят не только активизировать мыслительную деятельность учащихся, но и создадут интерес к читаемой литературе. Данное занятие обобщает и закрепляет знания по теме, вопросы определяют глубину усвоения материала, развивают мышление, память, вызывают интерес к предмету.
Тема: Рассказы о животных.
Цель: формировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний о природе, желание и привычку читать книги.
Задачи:
- знакомить учащихся с книгами о природе, жанром «Сказки-несказки»;
- формировать у учащихся умение ориентироваться в мире книг;
- формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);
- воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
- способствовать воспитанию бескорыстного отношения к природе, уважения и сочувствия к животным.
- развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Оборудование: выставка книг Е.Чарушина, В.Бианки, Н.Сладкова, портреты писателей, проектор, экран, презентация, дерево, шапочка белочки, названия групп «Анималисты», «Журналисты», «Биографы», «Юннаты», «Читатели».
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель: Отгадайте
загадки:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла.
(Корова)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)
Серый ворище по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Учитель: Как вы поняли, о ком пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?
(о животных)
Тема занятия: Рассказы о животных.
Работа по теме
Учитель: Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Такими людьми были детские писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Николай Сладков. Рассказы этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
На прошлом занятии мы познакомились с творчеством необыкновенного человека, который писал рассказы о животных. Кто же это?
(Евгений Чарушин)
Почему я назвала Евгения Чарушина необыкновенным человеком?
(писатель, анималист, иллюстратор, скульптор, изобретатель).
Представление работ группой художников-анималистов.
Ученики представляют свои рисунки по рассказам Чарушина.
Что вы можете сказать об авторе?
(Он любит животных, наблюдательный.)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведениями еще двух писателей. Начнем наше знакомство с
Виталия Валентиновича Бианки. Даем слово для представления нашему биографу, Станиславе.
Ученица: Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога
(знатока птиц). Любовь к природе Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.
Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Бианки можно считать создателем нового жанра – «сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «Почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы, повторы. Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы. Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных.
Писатель написал более трехсот книг о природе.
Учитель: Что мы узнали о Бианки из сообщения?
(создатель жанра «Сказки-несказки») Почему произведения Бианки можно так назвать? С какими рассказами писателя вы знакомы?
Учитель: Егор побывал в роли журналиста и познакомился подробнее с книгой Виталия Бианки «Лесная газета».
Ученик. Главной книгой в жизни Виталия Бианки можно назвать «Лесную газету». Впервые она была напечатана в 1927 году, и до конца жизни автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
Материал в книге подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «Месяц Стай», «Месяц Полных Кладовых».
В отделе «Лесных происшествий» мы узнаем, например, что весной из-под снега показалась перезимовавшая клюква, а гадюка приняла свою первую солнечную ванну. Такого же характера и «городские новости»: «над Невой показались чайки, на окраину города забрел лось, появилась гостья из моря - рыбка корюшка». Корреспонденты газеты
(среди них много и не придуманных писателем, а вполне реальных людей) сообщают разные новости из леса, с поля, с рек и озер. «Лесная газета» - это книга-игра. Интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность
(разделы «Тир», «Остроглаз»).
Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходит в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
Беседа по произведению В. Бианки «Лесная газета»
- Как устроена «Лесная газета?
(12 номеров – по номеру в месяц)
- Кто пишет материал для газеты?
(Учёные, лесники, юннаты)
- Чем оканчивается каждый номер газеты?
(Викториной «Тир»)
- Что нового, интересного ты узнал о жизни животных, растений, явлениях природы?
- Как можно проверить себя?
(В конце газеты есть ответы)
- Какие ещё рассказы Бианки вы читали? Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений?
(В них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных)
Музыкальная физминутка.
Учитель: Следующий писатель сегодня
Николай Иванович Сладков. Приглашаем биографа Андрея.
Ученик: Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов.
В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост». Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой-невидимкой» …
Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся.
Творчество Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много «звериных» диалогов. Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.
Учитель: Вместе с Виталием Бианки Николай Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса" и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.
- Какие произведения писателя вы читали?
- Чем они похожи на сказки?
(Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения)
- Почему жанр называют «сказка-несказка»?
(Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет)
- Чему учат эти сказки?
(Помогать животным, беречь природу)
Сейчас наши артисты представят нам небольшую постановку по рассказу Николая Сладкова «Загадочный зверь».
Николай Сладков.
Постановка "Загадочный зверь"
Ученица: Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Вдруг слышится голосок из темной ели:
Ученик: — Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Ученица: — Дятел!
Ученик: — Вот и не угадала! Ещё я ем ос и шмелей!
Ученица: — Ага! Ты птица осоед!
Ученик: — Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
Ученица: — Гусениц и личинок любят дрозды.
Ученик: — А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
Ученица: — Тогда ты, наверное, лесная мышь.
Ученик: — И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
Ученица: — Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
Ученик: — То мышка, то кошка! И совсем вы не угадали. Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
Ученица: — Может, ты цапля?
Ученик: — Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
Ученица: — Похоже, что ты куница.
Ученик: — Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Ученица: — Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!
Ученик: — Сдаётесь?
Ученица: Ветки качнулись, раздвинулись, и мы увидели ……. белку!
Ученик: — Запомните! Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.
Учитель: Аплодисменты артистам!! Что интересного о белке мы узнали из этого рассказа?
Учитель: Чтобы узнать повадки животных, их особенности, надо быть очень внимательным. У Сладкова были свои правила. Он говорил: «Хочешь увидеть – стань невидимым, хочешь услышать – стань неслышимым, хочешь узнать – затаись».
Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие во времени. Мы попадем в кинозал прошлого века, 1936 год. Мы увидим квартиру писательницы Веры Чаплиной и ее необычных жильцов...
Фильм «Кинули»
Какие необычные жильцы поселились в квартире Веры Чаплиной? Интересно узнать о писательнице и ее рассказах подробнее? Как вы думаете, о ком могла бы писать Вера Чаплина? На следующем занятии мы познакомимся с произведениями Веры Чаплиной, ее биографией.
Итог занятия
- О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?
- Чем интересны их произведения?
- Какие сказки-несказки о животных вам понравились?
Литература:
1. И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. Москва «ВАКО», 2007г
2. Н.И. Сладков. Сказки леса. Москва, 2000г
3. Н.В. Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва, 1999г
Рекомендуем посмотреть:
Внеурочные занятия по истории для 4 класса
День семьи в начальной школе, 4 класс
Внеклассное мероприятие «Скоро лето», 4 класс
Внеурочное мероприятие в 4 классе. Гостеприимство
Похожие статьи:
Ролевая игра для младших школьников. Свойства растений
Внеурочное занятие в 4 классе. Наш родной русский язык
Уроки о вредных для здоровья привычках, 4 класс