Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование фольклора в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Фольклор, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание, статья
«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего» (Джордж Байрон)

В настоящее время в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольную систему образования происходит перестройка, обновление и дополнение образовательных программ. То есть на современном этапе жизни дошкольное образование перестало удовлетворять потребности подрастающего поколения. Российская система дошкольного образования пришла к тому, что появилась необходимость в такой модели образования, которая бы удовлетворяла потребности подрастающего поколения. Одной из важных задач данной модели является патриотическое воспитание дошкольников. Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей. Фольклор (в переводе с английского народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного и патриотического развития
Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста, традиционны для практики дошкольного образования.
Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Используя фольклорные средства в своей работе, перед собой ставлю следующие задачи:
Задачи:
- познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
- прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно–оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.;

Начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.

В нашем дошкольном образовательном учреждении выделено небольшое помещение и оборудовано в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы быта: коромысло, горшки, миски, лапти, самовар, печь, лавочки, чугунный утюг, керосиновая лампа, ухват и т.д.

В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда:
- оборудован уголок патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе, стране; широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы; иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага; дидактические игры по патриотическому воспитанию, куклы в национальном русском костюме и в военной форме советских времен;
- книжный уголок, где имеются книжки (сказки, потешки, загадки), настольные игры по мотивам этих же произведений. Дети с радостью и большим желанием просматривают книги, пересказывают содержание знакомых произведений.

Работа с детьми:
- Чтение сказок, показ кукольного, пальчикового, теневого, настольного театра, просмотр альбома по русским народным сказкам, знакомство со сказочными персонажами, драматизации сказок, показ спектаклей
- разучивание потешек, закличек;
- непосредственно образовательная деятельность
- Совместная деятельность с детьми:
1) режимные моменты: хороводные и народные игры
2) индивидуальная работа: раскрашивание русского национального костюма цветными карандашами
- использование фольклора на занятиях;
- знакомство с народными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними
- знакомство с русскими народными инструментами, их звучанием
- прослушивание музыкальных произведений.
- постоянное использование русских народных игр и сказок в воспитательно-образовательном процессе;
- экскурсии:
Посещение комнаты в ДОУ, оборудованной в виде комнаты русской избы, детьми среднего возраста посвящаются знакомствам с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способами действий с ними.
Посещение Дома-музея Чапаева позволило почувствовать быт, в котором жили люди нашего края в начале прошлого века, ознакомиться с предметами старины

Работа с родителями:
- Чтение произведений малых форм фольклора детям дома;
- Заучивание стишков, потешек, закличек, прибауток вместе с детьми;
- Пополнение уголка книжки произведениями устного народного творчества;
- Демонстрационный материал для родителей (папка – передвижка «Народный праздник - Масленица»).
- акция «Подари книгу сказок в садик».
- выпуск буклета «Фольклор – кладезь народной мудрости
- поделки из природного материала по мотивам сказок
- консультация для родителей «Воспитание сказкой – просто!»
- консультация на тему «Значение книги в жизни ребенка».

Взаимодействие с педагогами ДОУ:
- Использование музыкальным руководителем фольклора на праздниках.
- игра на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре
- проведение театрализованных постановок на основе произведений фольклора.
- знакомство воспитателем по изобразительной деятельности детей с народно- прикладным искусством (видами росписи «Гжель», «Филимоновская»);
Совместное решение задач патриотическое воспитание с педагогами ДОУ дает ощутимые результаты:
- фольклор прочно вошел в быт детей, занял значительное место в их жизни;
- у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;
- родители и дети стали активными участниками праздников.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях чувство патриотизма, духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература, фольклор, русское народное творчество для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.

Список литературы:
1. Князева О.К., Маханёва Л.Д.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт - Петербург.-Детство -Пресс. 2000.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников Авторская народная песня для дошкольников "Русский перепляс" Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Похожие статьи:

Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников

Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду

Колыбельные в развитии ребёнка

Конспект занятия в детском саду в подготовительной группе. Роль женщины в годы Великой Отечественной войны
Опубликовано: 846 дней назад (25 декабря 2021)
Просмотров: 5385
Рубрика: Выступление
0
Голосов: 0
Марина Андреевна # 5 января 2022 в 14:07 0
Здравствуйте! Проблема патриотизма и его формирования всегда актуальна. Мне нравится , что в вашей статье подробно описано и взаимодействие с семьей и с педагогами. Ведется очень большая работа по воспитанию дошкольников патриотизму.
Елена Безгодова # 10 января 2022 в 15:17 0
Спасибо за интересный материал! Проблема патриотизма сейчас актуальна. Россия сейчас переживает и кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Людмила Тараник # 11 января 2022 в 13:52 0
Здравствуйте! Хорошая работа! Я уверенна это принесет огромную пользу в воспитании у детей патриотических чувств!
Екатерина Васильева # 13 января 2022 в 09:47 0
Здравствуйте! Нас всегда интересует тема патриотического воспитания,фольклора. Каждый день мы поем песенки,проговариваем поговорки,загадки и потешки. Очень актуальная тема на сегодняшний день. С особым интересом ознакомились с работой,безумно понравилось. Благодарим Руфию Рушановну за прекрасную работу!
Наталья Гаврина # 20 января 2022 в 17:28 0
Патриотизм - это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это создание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней, её счастливых и несчастливых дней. Руфия Рушановна в своей статье доступно описала методы, которые можно применять в воспитании будущего поколения нашей страны.