Проект «Путешествие в прошлое наших предков». Подготовительная группа
Тип проекта: творческо-информационный, групповой
Продолжительность проекта: средней продолжительности
(5 недель)
По составу участников: групповой
Участники проекта: педагоги, специалисты ДОУ, дети подготовительной к школе группы; родители.
Актуальность проекта:
Одной из важных задач ДОУ является патриотическое воспитание дошкольников. Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.
Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.
Использование метода проектов открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Это метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы через ознакомление с жизнью наших предков; формирование представлений о жизни наших предков
Задачи:
Для детей:
Развивающие: развитие интереса: к историческому прошлому народа; умения эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в произведения народного творчества, декоративно-прикладного искусства; интереса к русским народным праздникам; интереса к ручному труду; развитие любознательности; обогащать словарный запас;
Обучающие: систематизировать знания детей о постройках и предметах быта старины; закрепить знания детей о жанрах и видах русского народного творчества
Воспитывающие: формирование у детей: отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства; эстетическое отношение у детей к народным игрушкам; интереса к музыкальному фольклору; интереса к культурному наследию русского народа.
Для педагогов: создание условий для ознакомления детей с прошлым наших предков; вовлечение в проектную деятельность родителей.
Для родителей: привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре; помощь в создании экспонатов для мини-музея
(мельница, церковь, колодец, прялка, корзинка, повозка, изба, люлька для малыша, скотный двор); помощь в создании альбомов: «От землянки до небоскреба»; куклы в национальном костюме, народного календаря.
Название итогового мероприятия: Открытие мини-музей «Прошлое наших предков»
Ожидаемый результат:
Для детей: получение детьми первичных представлений о культуре русского народа, о том как жили люди в древности.
Для педагогов: обогащение предметно-развивающей среды;
Для родителей: изготовление макетов; сборе иллюстрации; подготовка детей к музыкальному конкурсу русской народной песни.
Содержание проектной деятельности
Этапы и сроки реализации.
I этап – подготовительный
1 неделя
Для педагогов: изучение парциальной программы О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам народной культуры»; изучение литературы В.И. Савченко «Авторизованная программа нравственно-патриотического и духового воспитания дошкольников»; определение темы, целей, задач; проведение вводной беседы с детьми;
Для детей: во время рассказывания сказок, чтения былин объяснять детям: Что такое кафтан, кочерга, коромысло?
Для родителей: ознакомление родителей с целями и задачами проекта
II этап – основной
2 неделя
- Экскурсия в музей детского сада «Русская изба»;
- Сюжетно-ролевая игра «Зовет гостей самовар»
- Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый и масляный»
- Д/и «Что сначала, что потом»; Д/и «Предметы народного быта»
- Рассматривание альбома «Как жили наши предки»
- Беседа «Постройки наших предков»; Беседа «Русский самовар»;
- НОД «Домом жить, обо всем тужить»; НОД
(конструирование из бумаги) «Изба»;
- Создание альбома «От землянки до небоскреба»
- Заучивание закличек;
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- разучивание песни «Как у наших у ворот» - игра на деревянных ложках;
Инструктор по физической культуре:
- П/и «Кто быстрее сложит поленницу»; «У медведя во бору»;
- Народная игра «Гори, гори ясно»
Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Рисование «Старинный город»
3 неделя
- Семейный конкурс «Создание макетов для музея «Прошлое наших предков». Выставка работ. Онлайн-голосование в VK в сообществе детского сада;
- НОД «Из чего же, из чего же?»; НОД «Всякому молодцу ремесло к лицу»;
- Слушание русской народной сказки «Крутись, крутись веретенце»
- С/р игра «Пекарня»;
- Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Строительство жилища»;
- Беседы «Ветряная мельница. Откуда пришел хлеб?»; «Глиняная игрушка»
- Заучивание пословиц, поговорок;
- Д/и «Русская изба и современный дом»; «Найди отличия»;
- Создание альбома «Ремесла Древней Руси»;
- Хороводная игра «Карусель»
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- НОД «Балалаечка играет, балалаечка поёт»;
Инструктор по физической культуре:
- П/и «Каравай»
Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Лепка «Изготовление игрушки из глины»
4 неделя
- Культурно-досуговая деятельность «В гости к дедушке Фольклору»;
- НОД «Народные праздники»; НОД
(конструирование из ткани) «Изготовление куклы»;
- Беседы «Народный календарь»; «Народные приметы»
- Д/и «Собери пазлы и угадай сказку»; «Летает, не летает»;
- Слушание русских народных песен;
- Игровая ситуация «Добрый взгляд»;
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- Детский музыкальный конкурс русской народной песни «Живи народная душа»;
Инструктор по физической культуре:
- Народная игра «Прялица»;
- П/и «Ловишки в кругу»
Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Нетрадиционное рисование с использованием пластиковых карт «Пригласительные билеты в музей»
5 неделя
- Открытие мини-музея «Прошлое наших предков»;
- НОД «Милости просим чайку покушать, да песенку послушать»; НОД
(аппликация) «Народный костюм»;
- Игра-драматизация «Теремок»;
- Составление рассказов по пословицам;
- Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный Сокол»;
- Создание альбома «Народные музыкальные инструменты»;
- Д/и «Найди 10 отличий»; «Узнай по описанию»;
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- Пение и обыгрывание русской народной песни «Иван, Иван, вырывай бурьян»;
Инструктор по физической культуре:
- П/и «Где мы были – не скажем»;
- Народная игра «Гуси-лебеди»
Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Лепка «Посуда из соленого теста для «Избы»
III этап – заключительный. Рефлексия
Викторина «Путешествие в прошлое наших предков»
Сетевая паутинка к проекту
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Зовет гостей самовар»; «Пекарня»;
Д/и «Что сначала, что потом»; «Предметы народного быта»; «Русская изба и современный дом»; «Найди отличия»; «Собери пазлы и угадай сказку»; «Летает, не летает»; «Найди 10 отличий»; «Узнай по описанию»
Культурно-досуговая деятельность «В гости к дедушке Фольклору»;
Игровая ситуация «Добрый взгляд»;
Игра-драматизация «Теремок»;
Познавательное развитие
Экскурсия в музей детского сада «Русская изба»;
Рассматривание альбома «Как жили наши предки»
Беседы: «Постройки наших предков»; «Русский самовар»; «Народный календарь»; «Народные приметы»; «Ветряная мельница. Откуда пришел хлеб?»; «Глиняная игрушка»
НОД «Домом жить, обо всем тужить»; «Народные праздники»;
Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Строительство жилища»;
Речевое развитие
Заучивание закличек; пословиц, поговорок;
НОД «Из чего же, из чего же?»; «Всякому молодцу ремесло к лицу»; «Милости просим чайку покушать, да песенку послушать»;
Составление рассказов по пословицам;
Художественно-эстетическое развитие
Чтение русских народных сказок «Крылатый, мохнатый и масляный»; «Крутись, крутись веретенце»; «Финист – Ясный Сокол»
НОД: Конструирование из бумаги «Изба»; по музыкальному развитию «Балалаечка играет, балалаечка поёт»; Лепка «Изготовление игрушки из глины»; Конструирование из ткани «Изготовление куклы»; Нетрадиционное рисование с использованием пластиковых карт «Пригласительные билеты в музей»; Аппликация «Народный костюм»; Лепка «Посуда из соленого теста для «Избы»; Рисование «Старинный город»;
разучивание песни «Как у наших у ворот» - игра на деревянных ложках;
Слушание русских народных песен; Пение и обыгрывание народной песни; Детский музыкальный конкурс
Физическое развитие
П/и: «Кто быстрее сложит поленницу»; «У медведя во бору»; «Каравай»; «Ловишки в кругу»; «Где мы были – не скажем»;
Народные игры «Гори, гори ясно»; «Прялица»; «Гуси-лебеди»
Хороводная игра «Карусель»
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа