Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в условиях реализации ГОС ДО
Подготовила: Журавель Т.И., заведующий МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 180 Г.ДОНЕЦКА»
Музыкальное занятие имеет важное значение в творческом развитии дошкольника. В процессе музыкального восприятия у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Известный австрийский композитор Карл Орф говорил:
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, - задача педагога – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление».
Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.
Теория и практика музыкального воспитания в дошкольном учреждении показывает, что задачи по развитию творческих способностей у дошкольников выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить музыкальный руководитель профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.
Музыкальные занятия имеют свою специфику. Они отличаются от других занятий прежде всего своей структурой.
Существует 4 основных вида музыкального творчества, которые мы используем в образовательных целях на музыкальных занятиях с дошкольниками.
Это пение, танец, драматизация и игра на музыкальных инструментах. У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения.
Все мы занимаемся поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Нас волнуют вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать и фантазировать, одним словом развивать творческие способности.
Музыкальные занятия в детском саду – это необходимые условия для того, чтобы ребёнок испытывал ощущение удовлетворенности и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, учился творчески мыслить.
Существует 4 основных типа музыкальных занятий, получивших распространение в современной практике:
традиционные; доминантные; тематические и комплексные занятия. Прежде чем начать музыкальное занятие, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.
Традиционные занятия. Этот тип занятия является наиболее распространенным и хорошо известным педагогам. Традиционное занятие призвано решать сразу несколько учебно-воспитательных задач. В структуру такого занятия входят почти все виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), последовательность которых может быть различна. Традиционные занятия позволяют экономно используя время, приобщить детей к разным видам музыкальной деятельности, учитывая тем самым различные интересы и потребности ребенка.
Во время этих занятий хорошо учитываются психологические особенности дошкольников, их быстрая утомляемость и необходимость переключения с одного вида деятельности на другой. Все это создает такие условия для проведения занятий, при которых дети мало устают, занимаются с большим интересом и желанием. У традиционного занятия много достоинств, однако, оно не дает педагогу возможность в полной мере реализовать все задачи музыкального воспитания. Слишком частое применение лишь одного этого типа занятий снижает интерес детей и их активность, делает процесс обучения стереотипным, тормозит творческие проявления детей.
Структура типового занятия:
• 1. Вход в зал;
• 2. Музыкально-ритмические движения в виде упражнений;
• 3. Слушание музыки;
• 4. Пение, включающее: распевание, разучивание песен;
• 5. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов;
• 6. Игра;
• 7. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности).
Доминантные занятия. В переводе с латинского это слово означает «господствующий». В структуре данного типа занятий преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности. Этот тип занятий позволяет осуществлять учебный процесс целенаправленно, выделяя более узкую педагогическую задачу и достигать положительных результатов.
Например, занятие выстраивается с целью развития отстающей у ребенка музыкальной способности, то есть, доминируют те виды деятельности, которые могут ее развивать. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и подгрупповых.
Например,
доминантное занятие по пению имеет следующую структуру:
• - Вход в зал под песню;
• - Слушание вокальной музыки, песни;
• - Пение - расширенный раздел;
• - Игра, хоровод с пением;
• - Детские музыкальные инструменты – попевки.
Планируя доминантное занятие по развитию чувства ритма, необходимо хорошо продумать музыкальный репертуар, например, для слушания предложить детям песню с интересным ритмом ("Неаполитанская песенка" П. Чайковского).
Например: доминантное занятие по развитию певческих навыков в подготовительной группе включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное исполнение песни, разучивание новой песенной композиции.
Тематические занятия. Отличительной чертой структуры тематических музыкальных занятий является то, что музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Такой тип занятий дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Активность детей при этом значительно повышается. Такие занятия хорошо запоминаются детям, привлекают их внимание к самой музыке и к окружающей действительности. Структура занятий должна быть гибкой. Она зависит от выбранной темы, от репертуара, возраста детей.
Помимо музыкального материала на тематических занятиях может широко использоваться и другой художественный материал - произведения устного народного творчества, стихи, отрывки из прозы.
Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным, подгрупповым. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.).
Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей дан¬ной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.
Пример тематического музыкального занятия для детей средней группы «Клоун в гостях у друзей» (ребята показывают клоуну, чему они научились: выполнение упражнений, слушание песен и выражение эмоций от услышанного, сочинение продолжения песенной строки, подвижная или дидактическая игра);
Комплексные занятия. Структура комплексных занятий, как и структура тематических занятий, определяется одной выбранной педагогом темой. Однако, в отличие от тематических, на комплексных занятиях тема раскрывается средствами разных видов искусства. Все виды художественной деятельности детей на таком занятии объединены общей темой, художественным единым образом. Это позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами.
Например, образ весны можно почувствовать и в музыке Чайковского или Грига, в стихах Тютчева, Фета, в живописных полотнах Саврасова и других художников. Все это помогает ребенку более осознанно воспринимать художественные произведения. Тематика комплексных занятий может быть самой разнообразной. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др.
Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Это обобщающие занятия, которые лучше всего проводить в конце квартала, как бы подводя определенный итог проведенной за данный период работе.
Основные части любого музыкального занятия остаются неизменными:
1. Вводная (приветствие, музыкально-ритмические движения);
2. Основная часть (восприятие музыки, пение);
3. Заключительная (танцы, игры, хороводы, словесный итог).
Составляя музыкальное занятие, музыкальный руководитель должен учитывать:
• - умственную, физическую и эмоциональную нагрузку детей;
• - последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивание музыкального репертуара; вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.
Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребность в музыке, необходимо при организации и проведении музыкальных занятий использовать различные виды музыкальных занятий, варьировать в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых музыкальных занятия.
Умения, знания и навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, воспитатели умело применяют на других занятиях и в повседневной жизни детей. Как итог проводимой работы на музыкальных занятиях, в дошкольном учреждении проводятся развлечения и утренники. И глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести его только на утренник.
Родители наших воспитанников принимают самое активное участие во всех праздничных мероприятиях дошкольного учреждения.
Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребёнка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческих способностей у дошкольников
Как развивать творческие способности ребёнка
Как развивать фантазию у ребёнка
Техника безопасности для дошкольников при занятиях творчеством
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы