Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа объединения по интересам "Декоративно-прикладное творчество". Беларусь

Программа объединения по интересам «ЛоскутОК» (базовый уровень изучения образовательной области декоративно-прикладное искусство»)
Пояснительная записка
Образовательная программа объединения по интересам «ЛоскутОК» (далее – программа) разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль). Образовательной областью программы является «Декоративно-прикладное искусство».

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптации к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Занятия в объединении по интересам «ЛоскутОК» направлены на развитие у детей творческих способностей, привитие практических навыков, воспитание художественного вкуса. На занятиях ребята знакомятся с основными законами науки о цвете, педагог помогает сформировать эстетическое восприятие окружающего пространства.

Образовательная программа соединяет воедино сведения о традиционных и современных текстильных материалах, инструментах, необходимых для выполнения ручных швейных работ. Уделяется внимание изучению современной терминологии и условных обозначений, применяемых в области шитья, видам ручных швейных операций. Данная программа предлагает научить детей не только грамотно, но и со вкусом шить. Важной особенностью практических занятий является то, что обучающихся может создать вещь, которая всегда найдёт место в быту, станет отличным украшением домашнего интерьера.

Важной составляющей чертой работы педагога является формирование культуры общения детей друг с другом, педагога с детьми, основанной на принципах взаимопомощи, партнерства и сотрудничества. Общение на протяжении занятия направлено на выработку у детей потребности в дружеском контакте на основе совместной деятельности. Роль педагога – научить ребят помогать друг другу и не допускать каких–либо действий, высказываний, унижающих или оскорбляющих достоинство любого из них. Этому способствуют беседы «Учимся дружить», «В общении мелочей нет», «Дружба начинается с улыбки» в течение первого года обучения; «Я и мои права», «Совместное творчество», «Если друг оказался вдруг…» в течение второго года обучения. Совместные мероприятия по сплочению коллектива, коррекционно-развивающие занятия «Что такое сотрудничество?», «Полезные чувства: радость, любовь и забота», «Способы выхода из конфликта», «Законы сохранения доброты».

Одной из важных задач, которую педагог реализует, опираясь на программу, является содействие в становлении национального самосознания, формирования нравственности, гражданственности и патриотизма у обучающихся. Важным направлением в этой работе является знакомство с традициями и обрядами белорусского народа, особенностями и семантикой белорусского орнамента, чертами этнического белорусского костюма, особенностями изготовления белорусской народной текстильной игрушки.

Программа объединения по интересам «ЛоскутОК» возвращает нас к истокам национальной духовности. Она предусматривает пошив народных белорусских кукол, аксессуаров, предметов домашнего обихода, знакомство с различными техниками ручного шитья.

На занятиях обучающиеся работают по заданной теме индивидуально, каждый, руководствуясь своей творческой фантазией, выбирает свой материал для работы. Ребята активно работают и с готовыми эскизами, и учатся самостоятельно создавать свои эскизы. Занятия с детьми первого года обучения лучше всего начать с простых традиционных мягких игрушек. При изготовлении игрушек, аксессуаров и предметов домашнего интерьера и быта дети приобретают навыки художественного вкуса, получают представление о пропорциях, выразительности формы, декоративных особенностях материала. Очень важно, чтобы на всех этапах обучения проявлялась фантазия детей, их выдумка и чувство юмора. Кроме прочего, ребята изучают технологию создания лекал, кроя и шитья моделей, осваивают правила безопасного труда.

При планировании занятий педагог особый упор делает на проведение занятий в нетрадиционных формах (репортаж, диалог, «дублёр начинает действовать», творческая мастерская, занятие-экскурсия, «театр мод», заочная экскурсия, коллективное творческое дело), которые позволяют развивать не только творческую самостоятельность детей, но и обучать их работе с самыми необычными источниками знаний.
Для закрепления полученных знаний используются такие формы работы, как проведение этнографических праздников «Гуканне вясны», «Свята дамавіка», «Дзень беларускай народнай цацкі», широкое использование онлайн- викторин, тестов, дидактических игр, созданных посредством сервиса «Kahoot», встречи с известными краеведами г. Жодино, писателями, посещение музейных экспозиций театра кукол (г. Минск), ГУ «Краеведческий музей г. Жодино», городского выставочного зала г. Жодино.

Контроль знаний, умений обучающихся проводится в следующих формах: выставка-конкурс, инсценировки народных белорусских сказок на сцене батлейки – народного кукольного театра, экскурсия на выставки работ, совместное создание вместе с обучающимися видео-мастер-классов, др. Данные формы контроля должны способствовать пониманию, сохранению и органичному включению в современную жизнь белорусских народных традиций обучающимися.

Цель программы:
раскрыть заложенные в ребенке творческие способности и универсальные компетенции в процессе освоения образовательной программы, сформировать духовно-нравственные качества личности через постижение мастерства традиционного текстильного рукоделия.

Задачи программы:
1. познакомить обучающихся с обрядами и обычаями белорусского народа на основе изучения символики белорусской вышивки, традиционного белорусского костюма, украшений одежды;
2. ознакомить обучающихся с основными тканями, используемыми у белорусов для шитья народных игрушек, традиционного белорусского костюма, обучить основным приёмам работы с текстильными материалами, навыкам вышивки белорусского орнамента;
3. формировать у обучающихся навыки изготовления кукол разных видов;
4. развивать творческие способности, эстетический вкус обучающихся;
5. развивать образную и зрительную память, мелкую моторику рук, пространственное мышление;
6. воспитывать интерес к изучению белорусских культурных и бытовых традиций и обрядов, любовь к родной культуре и родному краю, уважение к труду народных ремесленников;
7.формировать культуру труда и общения;
8. воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на два года обучения для обучающихся в возрасте от 10 до 14 лет. Набор детей в объединение по интересам осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Главным условием приёма учащихся является их собственное желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью.

Комплектование групп осуществляется с соблюдением санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к возрасту обучающихся. Учебно-тематический план первого года обучения включает в себя 144 учебных часа в учебный год, второго года обучения – 216 часов в учебный год.

Материально-техническое обеспечение
Любое рукоделие требует правильной организации рабочего пространства, особенно это касается работы с тканью, так как для работы потребуется немало места, которое должно быть удобным и для самого учащегося и для остальных членов объединения по интересам.

Особое внимание уделяется помещению, где должны проводиться занятия. Освещение рабочего стола должно быть интенсивным, поэтому лампочки следует выбирать мощнее, чем обычно. Необходимыми требованиями к оснащению кабинета является наличие источника водоснабжения и настенной доски.

Для проведения итоговых тестовых онлайн-викторин необходимо наличие компьютера, выхода в сеть Интернет, целесообразно для показа на занятиях использовать телевизор (проектор, интерактивную доску).

Рабочие места должны быть организованы так, чтобы учащиеся сидели, не стесняя друг друга. Возле рабочего стола педагога должна стоять гладильная доска с утюгом, так как влажно-тепловая обработка является одним из главных этапов при работе с тканью. Гладильная доска должна быть обтянута мягкой хлопчатобумажной тканью.

В рамках практической части образовательной деятельности объединения по интересам необходимо познакомить обучающихся с правилами безопасной работы с ножницами, иглой, клеем и другими инструментами, приучить их к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем месте, экономии материалов. Педагог проводит общее обучение правилам безопасного труда дважды в год, и при освоении новой технологической операции, инструментария с последующей записью в журнале учета и планирования работы объединения по интересам.

Гигиена органов зрения — важный фактор сохранения здоровья обучающихся. Каждые 15-20 минут работы необходимо делать перерывы для выполнения упражнений для глаз. Целесообразно наличие тренажера для глаз в кабинете.

В общую систему комплексного оснащения кабинета входит и предметное окружение (собранные коллекции лучших работ учащихся за весь период обучения). Именно оно стимулирует творческую активность, позволяет добиться более высокой результативности обучения при создании конкурентоспособной среды. Предметное окружение, которое воздействует на ребенка, затрагивая его эмоциональную сферу, должно соответствовать определенному эстетическому уровню и включать в себя образцы народного творчества.

Материалы и инструменты: планшетка с различными видами тканей, текстиль для изготовления изделий или игрушек, набивочный материал (вата, синтепон, поролон, холофайбер); тесьма, кружева для отделки; проволока для каркаса; пуговицы; бисер, бусинки; набор игл разной величины; нитки катушечные разных цветов; нитки: суровые, шерстяные, мулине; напёрсток; ножницы; пассатижи; пинцет и палочки для набивки игрушки; карандаши; линейка; шаблоны для лоскутного шитья (равнобедренного треугольника, равностороннего треугольника; правильного шестиугольника, шаблоны ромбов); швейные лекала; ластик; картон; альбом для рисования; бумага миллиметровка, копировальная бумага; шариковые ручки; разноцветные карандаши; портновские булавки; клей ПВА, "Момент", утюг и гладильная доска.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(см.приложение)
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
Вводное занятие «Приятно познакомиться!» (2 ч.)
Первое знакомство с обучающимися. Игры на знакомство и сплочение («Нарисуй своё имя», «Три слова о себе», «Разрекламируй друга», «Счёт без трёх», «Бурундуки», др.).
Правила внутреннего распорядка, общие правила безопасного поведения во время занятий. Оборудование кабинета и организация рабочего места.
Знакомство с изделиями, выполненными обучающимися объединения по интересам.

1. Базовые приёмы и технология работы с текстилем (20 ч.)
Общие сведения о тканях. Виды волокон и их происхождение. Виды тканей. Происхождение разных видов волокон. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей. Основная и уточная нить. Правила изготовления и хранения выкроек-лекал, шаблонов. Использование хлопковых и льняных тканей, ситца, шерсти. Особенности этих материалов, окраска, рисунок.

1.1. Игольница (4 ч.)
Понятие об орнаменте, цвете и композиции. Символика белорусского орнамента. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Вышивка «простейшие швы». Шов «вперед иголку», «петельный» шов, «воздушная петля». Зарисовка и выполнение швов на образце. Приёмы вдевания и закрепления нити. Приёмы скалывания и сметывания деталей.
Выбор ткани для игольницы. Создание эскиза игольницы в квадрате. Перевод контуров орнамента на ткань. Обработка и заделка краев игольницы.

1.2. Куклы-мартинички (4 ч.)
История возникновения первых кукол из ниток. Семантика кукол, связь с народными праздниками. Техника выполнения кукол из ниток. Виды ниток, используемых для изготовления мартинички, символика белого и красного цвета ниток. Декорирование куклы.
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования при организации работы. Правила безопасной работы с ножницами.
Зарисовка эскиза куклы. Подготовка материалов для работы. Изготовление куклы и ее художественное оформление.

1.3. Мягкая игрушка (12 ч.)
Мягкая игрушка как вид народного творчества. История мягкой игрушки. Инструменты и материалы, необходимые для работы, рабочее место, его организация.
Изготовление куклы «Колядная коза». История сувенира и его назначение. Технология изготовления игрушки. Создание эскиза. Выполнение выкроек-лекал. Заготовка прокладки из поролона и картона. Сшивание деталей. Декоративное оформление игрушки. Символика элементов одежды или аксессуаров. Игрушки из сказок (зайка, лисёнок, медвежонок, ёжик). Показ иллюстраций сказочных героев. Характеристика персонажей. Работа над эскизами. Создание выкроек, обмеловка, раскрой. Пошив игрушки и набивка. Декоративное оформление игрушки. Применение декоративных игрушек в современном интерьере.
Выставка работ «Мягкие игрушки: куклы и зверушки».

2. Ручная вышивка на Беларуси (20 ч.)
2.1. Семантика белорусской народной вышивки (2 ч.)
История вышивки. Использование вышитого орнамента в национальном костюме, культовых и обрядовых предметах. Особенности белорусского вышитого орнамента, семантика цвета и орнаментальных мотивов. Композиция в полосе. Мотивы геометрического орнамента – ромб, крест, треугольник, прямые и зигзагообразные линии. Розетка-цветок, птицы, животные, человек – знаки-символы реального мира. Значение символов.
Анализ белорусских орнаментов по иллюстрациям, альбомам, образцам изделий.

2.2. Вышивка крестом (8 ч.)
Техника вышивки крестом. Правила подбора полотна и нитей, требования, предъявляемые к ним. Требования к качеству лицевой и изнаночной стороны вышивки. Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для вышивки в технике «крест».
Выбор схемы, подбор материалов, подготовка ткани для вышивки. Вышивка белорусского орнамента на заготовках для одежды будущей куклы. Выполнение ручной вышивки с белорусским орнаментом по схеме и без.

2.3. Салфетка (4 ч.)
Выбор для салфетки ткани и орнамента. Способы выполнения продёржки и шва «козлик». Зарисовка швов в альбоме и выполнение на образце. Подготовка ткани к вышивке. Обработка и заделка краев салфетки. Выбор мотивов узора. Выполнение вышивки. Способы создания бахромы по краю салфетки. Выполнение бахромы. Выставка работ «Мой уютный дом».

2.4. Брошь и заколка (6 ч.)
Фурнитура для аксессуаров: виды и использование. Подготовка рисунка для вышивки. Перевод рисунка на ткань. Выполнение работы. Обработка и заделка края брошки, прикрепление булавки. Соединение вышитой части с застежкой. Выставка работ «Модный лён».

3. Белорусская лоскутная кукла (20 ч.)
3.1. История белорусской народной куклы (2 ч.)
Истоки белорусской народной куклы. Кукла как зеркало белорусской самобытности. Обрядовые, обережные и сувенирные куклы белорусов. 16 ноября – День белорусской куклы. Кукла-игрушка и кукла-модель.
Виды тканей для изготовления кукол, декоративная отделка одежды для кукол (тесьма, пуговицы, бисер, кружево, бусины и т.д.). Техника безопасности при изготовлении кукол.

3.2. Кукла-оберег (10 ч.)
Лоскутная кукла-закрутка. Символика куклы и использование в белорусских обрядах. Зарисовка эскиза выбранной куклы. Подбор лоскутов. Изготовление куклы по образцу.
Изготовление обережных кукол с использованием лекал. Куклы обереги «Зерновушка», «Кубышка-травница», «Берегиня». Создание эскиза куклы. Подбор ткани для шитья куклы, природного материала для волос, тесьмы и другого декоративного материала для отделки куклы. Выполнение работы по образцу. Выставка готовых работ «Волшебство народных кукол».

3.3. Обрядовые белорусские куклы (8 ч.)
Календарные праздники белорусов: прошлое и современность. Изготовление обрядовых кукол к празднику Пасхи «Кукла Пасха», «Неразлучники». Создание эскиза куклы. Выбор материала, ниток, декоративных элементов. Выполнение работы по образцу. Декорирование куклы. Выставка работ “Чароўныя лялькі”.

4.Техника лоскутного шитья (22 ч.)
4.1. Ткани для лоскутного шитья. Ручные швы в лоскутном шитье (2 ч.)
История лоскутного шитья на Беларуси. Ткани в лоскутном шитье. Цветовой диапазон тканей. Использование шаблонов и лекал. Прорезные и сплошные шаблоны. Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Техника безопасности при выполнении швейных работ.

4.2. Техники соединения лоскутов (4 ч.)
Технология ручного соединения лоскутов. Зарисовка эскизов. Подбор ткани. Раскрой деталей изделия. Шитье из полос, из квадратов, из равносторонних треугольников и ромбов.

4.3. Построение орнаментальной композиции (16 ч.)
Изготовление «шабеты» в технике лоскутного шитья. Подбор ткани. Создание эскиза и шаблонов. Выполнение работы по образцу. Декорирование изделия. Выставка работ «Самоцветы-лоскуты».

5. Индивидуальные творческие проекты (26 ч.)
Знакомство с книгами О. Скляренко «Народные куклы своими руками: забавы и обереги», Я. Волковой «Детские куклы и обереги», «Хранители дома и семьи».
Выбор темы творческой работы. Индивидуальная разработка эскиза для будущей куклы, сувенира, аксессуара, интерьерной вещи. Изготовление изделия. Конкурс на лучшую индивидуальную творческую работу. Награждение победителей.

6.Организация выставок (8 ч.)
Подготовка и оформление выставочных работ. Организация и проведение выставок детских работ в Центре творчества, приуроченных к датам народных белорусских праздников, ко дню белорусской народной игрушки. Итоговая выставка работ обучающихся объединения по интересам по итогам учебного года.

7. Общественно-полезный труд (10 ч.)
Изготовление белорусских сувениров для ярмарки «Калядная скарбніца». Творческие акции объединения по интересам «#территориятворчества», «Я – часцiнка маёй Беларусi», «Творчество против вредных привычек».

8. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (14 ч.)
Экскурсия в Музей детства (г. Минск). Организация и проведение воспитательных мероприятий: игра-путешествие «Вандруем па Беларусі»; викторина «Из сундучка моей прабабушки»; беседа «Обряды и традиции Минщины»; организация ярмарки-продажи «Няма лепей беларускага!», экскурсия по выставке «Ад прадзедау спакон вякоў». Организация мастер-классов для мам обучающихся «Текстильная брошка-собачка», «Цветы из ткани».

Итоговое занятие «Золотые ручки» (2 ч.)
Подведение итогов работы объединения по интересам. Определение летних заданий для обучающихся. Час поощрения творческого поиска. Топ-лист «Самый» (награждение обучающихся, показавших высокие творческие достижения грамотами учреждения образования).
Ожидаемые результаты
По окончании первого учебного года обучающиеся должны:
знать:
- общие сведения об истории развития и разнообразии видов кукол; различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые для изготовления кукол;
- историю белорусских календарных праздников;
- семантику элементов белорусского традиционного орнамента;
- технологию выполнения ручных работ для соединения деталей;
- правила техники безопасности;
- технологию изготовления кукол;
- правила работы с технологическими картами;
уметь:
- подготавливать материалы для работы; подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
- выполнять основные виды швов, переносить выкройку на ткань, сметывать части выкройки;
- изготавливать разные виды кукол по данным лекалам, выкройкам и образцам;
- пользоваться инструментами и приспособлениями;
- экономно расходовать материалы;
- эстетично оформлять изделия;
- оформлять выставочные работы;
- работать индивидуально и коллективно.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(см. приложение)
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
Вводное занятие «Мы рады нашей встрече» (2 ч.)
Содержание образовательной программы второго года обучения. Обучение правилам безопасного поведения во время занятий, актуализация знаний по вопросу внутреннего трудового распорядка.
Видео-презентация «ЛоскутОК: территория творчества» (показ самых ярких моментов прошедшего учебного года). Батлейка – народны тэатр беларусаў. Театр-экспромт «Як птушкі дуб ратавалі” (з “Казак жыцця” Я.Коласа).

1. Ручная вышивка (10 ч.)
Цвет в белорусских народных тканях. Художественный образ и знаковые коды произведений белорусской народной вышивки.
Белорусский рушник – неотъемлемая часть национальной традиции. Виды и назначение рушников. Тайные знаки рушника. Символика орнамента на ткани.
Подбор ткани, кружева для рушника. Выбор рисунка вышивки, создание эскиза. Выполнение работы.

2. Славянские куклы (20 ч.)
2.1. Куклы-обереги ( 12 ч.)
Куклы обереги «Веснушка», «Желанница», «Десятиручка», «День и ночь», «Кубышка-травница». Техника безопасного рукоделия при изготовлении кукол. Зарисовка эскиза выбранной куклы. Подбор ткани и декоративных лент. Изготовление куклы по образцу. Декоративное оформление куклы. Выставка работ “Куклы-обереги”.

2.2 Обрядовые куклы (8 ч.)
Изготовление обрядовых кукол «Плодородие», «Коза», «Купавка». Зарисовка эскиза выбранной куклы. Подбор ткани и декоративных лент. Изготовление куклы по образцу. Декоративное оформление куклы. Выставка работ “Скарбніца нашых дзядоў”.

3. Кукла в белорусском национальном костюме (40 ч.)
3.1. Особенности белорусского национального костюма (6 ч.)
Белорусский национальный костюм: детали костюма, покрой, отделка. Виды костюма: мужской, женский и детский. Особенности белорусского костюма в разных регионах Республики Беларусь (Новогрудский строй, Дисненский строй, Пинский строй, Кобринский строй, Волковысско-Каменецкий строй и др.).
Конкурс проектов «Орнамент - узор белорусской души». Награждение победителей лучших проектов.

3.2. Изготовление куклы «Белорусочка» (34 ч.)
Последовательность и технология изготовления каркасных кукол. Необходимые материалы и инструменты для работы.
Зарисовка эскиза куклы в белорусском национальном костюме. Подбор и подготовка ткани. Разметка ткани по лекалам. Изготовление каркаса из проволоки для куклы. Изготовление головы и рук из ткани квадратной формы, раскрой деталей костюма по готовым лекалам. Пошив и отделка элементов одежды куклы вышивкой. Декорирование головы, деталей одежды. Оформление куклы «Белорусочка», создание образа. Выставка работ «Белорусская кукла».

4.Современные сувенирные текстильные куклы (36 ч.)
4.1. Разнообразие современных кукол (10 ч.)
Многообразие современных сувенирных кукол. Материалы и инструменты для их изготовления. Тильда, кукла-тыквоголовка, кукла-примитив, чердачная кукла и др.
Зарисовка эскиза сувенирной куклы. Подбор и подготовка ткани, набивного материала (холофайбер), отделочного материала (нитки, тесьма, кружева, пуговицы, бусинки и другая фурнитура для игрушек). Раскрой деталей куклы. Трессы для кукол, способы крепления. Пошив куклы, одежды и обуви. Декоративное оформление и создание аксессуаров для куклы.

4.2. Кукла-подарок «Янка» (26 ч.)
Последовательность изготовления и создание образа куклы. Изготовление каркаса изделия. Основные правила набивки куклы. Проработка швов, необходимых для пошива и оформления игрушки («вперед иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной»). Раскрой деталей куклы и одежды по готовым лекалам. Пошив и соединение деталей. Декорирование головы, деталей одежды. Изготовление украшений и аксессуаров. Оформление сувенирной куклы «Янка». Выставка-конкурс на лучшее оформление куклы.

5.Техника лоскутного шитья (40 ч.)
5.1. Варежка-прихватка (6 ч.)
Создание заготовки варежки. Подбор материала лицевой стороны и изнанки. Правила подбора тканей. Технология соединения лоскутов. Припуски на швы. Сшивание изделия. Влажно-тепловая обработка ткани. Стежка и окантовка изделия. Ярмарка-распродажа.

5.2. Сумка-косметичка ( 9 ч.)
Зарисовка эскиза. Подбор материала и ниток. Изготовление шаблонов для раскроя, обмеловка и пошив изделия. Влажно-тепловая обработка ткани. Вставка замка. Декоративное оформление изделия. Выставка работ.

5.3. Декоративный чехол на подушки (25 ч.)
Создание эскиза лицевой стороны подушки. Подбор необходимого материала и ниток. Правила подбора тканей. Соединение лоскутов. Влажно-тепловая обработка ткани. Декоративное оформление изделия кружевом и бусинами. Выставка работ.

6. Индивидуальные творческие проекты (30 ч.)
Творческий онлайн - проект «Традиции моей малой родины», «Лён – кашуля ў полі…”. Образовательные проекты “Книжка-вышиванка”, “Лоскутная книга”.
Индивидуальная разработка эскиза для будущего текстильного изделия. Изготовление изделия. Представление творческих проектов в онлайн-пространстве (сайте учреждения, ютуб-канале).

7. Организация выставок (10 ч.)
Оформление тематических выставок «Рукотворные чудеса», «Творческий калейдоскоп», «Чудо ручки - чудо штучки». Итоговая выставка работ обучающихся объединения по интересам по итогам учебного года «Я слышу сердцем!».

8. Общественно - полезный труд (12 ч.)
Изготовление белорусских сувениров для ярмарки-распродажи «Масленка прыйшла». Акции обучающихся объединения по интересам: благотворительная акция «Ангел в твоём сердце», «Мы памяти нашей верны» (к мероприятиям, приуроченным Дню Победы в Великой Отечественной войне, дню освобождения г. Жодино от немецко-фашистских захватчиков), «Жодино – город детства» (к мероприятиям, посвящённым Дню защиты детей).

9. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (14 ч.)
Экскурсия в «Музей театральных кукол» (г. Минск). Организация и проведение воспитательных мероприятий: игродром «Гульні нашага двара”, праздник «Масленка прыйшла». Организация мастер-классов для родителей обучающихся по изготовлению кукол-оберегов.

Итоговое занятие (2 ч.)
Подведение итогов работы объединения по интересам. Защита социально-педагогического проекта «Народные традиции белорусов глазами детей». Час поощрения самых активных «Топ-лист «Номер один» (награждение обучающихся, показавших высокие творческие достижения, грамотами учреждения образования).
Ожидаемые результаты
По окончании второго учебного года обучающиеся должны:
знать:
- особенности белорусского национального костюма, белорусского вышитого орнамента, варианты их выполнения;
- технологию выполнения ручных работ для соединения деталей;
- правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, клеевыми материалами;
- технологию изготовления различных видов белорусских кукол;
- правила работы с технологическими картами;

уметь:
- подготавливать материалы для работы; подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
- изготавливать разные виды кукол по выкройкам и образцам и самостоятельно разрабатывать эскизы;
- пользоваться инструментами и приспособлениями;
- соединять детали кукол, одежды между собой, выполнять ручное, клеевое соединение материалов;
- экономно расходовать материалы;
- эстетично оформлять изделия;
- оформлять тематические выставки работ объединения по интересам;
- работать индивидуально и коллективно.

Формы и методы реализации программы
В процессе обучения используется личностно - ориентированный подход: обучение с учетом возрастных особенностей и предпочтений, использование творческой самостоятельности и инициативы. Важно видеть в каждом ребёнке, приходящем на занятия, творческую личность, уважать её, понимать, верить в то, что все дети талантливы, создавать «ситуацию успеха», одобрения, поддержки, чтобы работа приносила учащимся радость и удовлетворение.

Теоретический курс предполагает детальное изучение технологии изготовления кукол из ниток, различных тканей, а также знакомство с белорусской вышивкой (орнаментом), с историей возникновения и развития славянских обрядовых кукол, особенностями белорусских кукол, национального костюма в разных регионах Беларуси, символики белорусской вышивки, изучение лучших работ народных мастеров и педагогов дополнительного образования.

Практический курс предполагает обучение правилам изготовления разных видов народных кукол, техники выполнения вышивки на их одежде. Обучающиеся учатся работать с лекалами, выполнять ручные швы, шить и украшать одежду для кукол, разрабатывать эскизы, создавать из текстиля предметы домашнего интерьера.

Важной особенностью данной программы является то, что большое внимание при изготовлении абсолютно любых изделий детьми на занятиях объединения по интересам уделяется не только выполнению технологических требований, но и экономическим, эстетическим и эргономическим требованиям.
Программа включает много самостоятельных заданий для раскрытия творческого потенциала каждого учащегося. Она построена таким образом, чтобы учащиеся постепенно повышали уровень знаний и умений, накапливали опыт практической работы. Сложность заданий распределяется с учетом возраста и способностей каждого.

На занятиях сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения. Индивидуальная форма обучения особенно важна, так как уровень подготовки учащихся значительно различается. Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация); практические (упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера); методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуационный методы.

Определенное количество часов отводится на экскурсии, посещение музеев. Они помогают закрепить знания и умения, расширить кругозор. Педагог может творчески подойти к построению занятий и самостоятельно решить, какую информацию еще включить в программу. Программа и планы работы в процессе обучения могут корректироваться, варьироваться и дополняться. В зависимости от уровня подготовки детей и проявленного ими интереса к той или иной теме часы данной темы увеличиваются либо сокращаются.

С целью выявления уровней обучения предлагаются следующие подходы: репродуктивный, продуктивный, творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль проводится в форме фронтальной или индивидуальной беседы.

На занятиях часто используются игровые формы контроля. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в объединении по интересам, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой, предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов, либо осуществление самостоятельно, либо с помощью педагога какого-либо творческого проекта по направлениям работы объединения по интересам. Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней, организация мини-выставок объединения по интересам, персональных выставок обучающихся.

Формы организации проводимых занятий: фронтальные, групповые, индивидуальные, мастер-классы.
Итоговое занятие проводится в форме выставки-презентации лучших творческих работ обучающихся либо в форме защиты творческого проекта, логическим продолжением которых может стать час поощрения творческого поиска. С целью повышения эффективности учебного занятия используются приёмы и способы, обеспечивающие доступность и последовательность объяснения учебного материала, организацию «обратной связи», возможность для самообразования, творческого развития учащихся.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Литература для педагога
1. Гильман, Р. А. Иголка и нитка в умелых руках / Р. А. Гильман. – М. : Легпромбытиздат, 1993.
2. Дучыц, Л. У. Касцюм жыхароў Беларусі X-XIII стст.: паводле археалагічных звестак. – Мінск: Навука і тэхніка, 1995.
3. Крыўко, Т. М., Сідарэвіч, Т. А. Выхаванне на аснове традыцый беларускага народа. Беларуская народная цацка / скл. Т. М. Крыўко, Т. А. Сідарэвіч - Мінск: НЦМТДМ, 2017.
4. Крыўко, Т. М., Сідарэвіч, Т. А. Адкрытыя міжрэгіянальныя майстар-класы. Абрадаваяатрыбутыка і народная лялька ў святочнай культуры беларусаў. Вып.3 / скл. Т. М. Крыўко, Т. А. Сідарэвіч - Мінск: НЦМТДМ, 2019.
5. Кристиани, С. Вышивка крестом. Полотенца, скатерти, салфетки / Пер. с итал. Е. В. Широниной. – М. : ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
4. Лобачевская, О. А. Белорусский народный текстиль: художественные основы, взаимосвязи, новации. – Минск: Беларус.навука, 2013.
5. Львова, Л. С., Художественная направленность программ дополнительного образования детей и молодежи / Л. С. Львова // Методист. - 2018. - № 9.
6. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей кружков / О. С. Молотобарова - 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1990.
7. Перевертень, Г. И. Самоделки из текстильных материалов: книга для учителя по внеклассной работе / Г. И. Перевертень. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
8. Сокол, И. А. Рукоделие / И. А. Сокол. - Харьков, 1999.
9. Терешкович, Т. А. Уроки вышивания (на все руки мастерица) / Т. А. Терешкович. – Минск: ООО «Хэлтон», - 2001.
10. Техника рукоделия. Часть 1 / Пер. с нем. Т.Н. Дорожкиной. – Минск: Полымя, 1994.
11. Техника рукоделия. Часть 2 / Пер. с нем. Т.Н. Дорожкиной. – Минск: Полымя, 1986.

Литература для учащихся
1. Делаем куклы / пер. с итал. – М. : Издательство «Ниола-Пресс», 2006.
2. Моисеенко, Ю. Е. Юной вышивальщице: кн. для учащихся / Ю. Е. Моисеенко, Е. В. Бичукова, Т. В. Бичукова. – Минск: Народная Асвета, 1993.
3. Народная культура Беларусі. Энцыклапедычны даведнік – Мінск, 2002.
4. Скляренко, О. Народные куклы своими руками. – Питер, 2015.
Скачать Программа объединения по интересам «ЛоскутОК» (Приложение с таблицами)

Рекомендуем посмотреть:

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленнос Рабочая общеразвивающая программа ДОД "Юный эколог" Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Программа в дополнительном образовании детей: Чудеса из ткани
Опубликовано: 970 дней назад (23 марта 2022)
Просмотров: 2237
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!