Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие по математике в средней группе. Цифра 5

Занятие по математике в детском саду "Образование числа 5". Средний дошкольный возраст
Задачи:
Содействовать:
— обогащению развития интереса к математической стороне действительности;
— овладению умением считать предметы в пределах 5, пользуясь правильными приемами:
а) называть числительное по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд;
б) относить последнее число ко всей группе (всего пять деревьев.);
— пониманию, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, от их пространственного расположения и направления счета (слева направо или справа налево);
— овладению умением: добавлять к меньшей группе недостающий предмет (или убирать из большей группы предмет;
— овладению умением определять количественный состав числа из единиц в пределах 5;
— освоению обобщенного представления «число и цифра»; овладению умением узнавать и называть цифры от единицы до пятерки;

Материал.
На столах слева и справа разложен раздаточный материал – картинки «живое». Магнитная доска. Яркие плоскостные фигурки 5 детей- 3 мальчика и 2 девочки. Важно, чтобы цвет волос, одежда на них всех были разные, у девочек разные прически. Картинки фотоаппаратов 8 штук.

Мотивация занятия.
В: Встаньте по краю ковра напротив доски. (Непринужденно) Жил – был Костя (ставите на доску фигурку мальчика 15 – 20 см роста веселого шагающего). Жил – был Дима (ставим еще одного), и девочка Оля, и мальчик Ринат (ставите фигурки). Сколько же детей жили – были?
Д: Четыре.
В: Чего четыре или кого четыре? (ребенка). Четыре ребенка жили – были.

Разыгрываем спектакль.
В: Костя говорит: «Пойдем в поход». Дима «Будем путешествовать». Прибежала Таня (еще ставите пятую фигурку): «Возьмите меня тоже». Сколько же детей отправились в поход: Один ребенок (как бы про себя… и показываете жестом) Костя; Да еще один ребенок…Дима, да еще один ребенок…Оля, да еще один ребенок…Ринат, да еще один ребенок…Таня? Всего пять ребят (обводящий жест). Если считать от Кости…Один, Два, Три, Четыре, Пять – получится 5 ребят. А если считать от Тяни, сколько же тогда отправится ребят в поход? (Дети хором – один, два, три, четыре, пять). Кто догадался, как получилось пять ребят, собиралось четверо ребят идти в поход, а пошли пятеро ребят? После завтрака подумаем и ответим на этот вопрос.

Занятие. Общая игра.
Жил-был Алёшка.
Были у Алешки
Грязные ладошки.
Вымыл Алёшка
Грязные ладошки. (Изображаете мытьё рук).
Стали ладошки чистыми.
Стал он пальчики считать:
Один, два, три, четыре, пять.
Стал у пальчиков спрашивать: (Все пальчики в кулачке, достаете мизинчик).

Пальчик, пальчик,
Как тебя зовут?
Я стою на краю, (высоким голосом)

Зовут меня «мизинчик».
Что ты делать умеешь?
Ничего делать не умею,
Только другим помогаю. (Прячете мизинчик в кулачок, достаёте безымянный).

Пальчик, пальчик,
Как тебя зовут?
—Я мизинчика сосед.
У меня имени нет.
В.: Тебя как зовут? (Таня)
А тебя как зовут? (Саша)
А у пальчика имени нет -
Зовут меня «Безымянный».
Что ты делать умеешь?
Ничего делать не умею,
Только другим помогаю, (Показываете на кольцо на своей руке).
Поясок надеваю.
А как поясок называется?
Пусть, ребятки, догадаются. (Колечко).
Пальчик, пальчик,
Как тебя зовут.
У меня два соседа слева,
Два соседа справа. (Показываете по два пальца с одной и с другой стороны).
Зовут меня «средний».
Что ты делать умеешь?
Ничего делать не умею.
Только другим помогаю,
Когда шить помогаю, (Покажите действие иголкой и напёрстком).
Шапку надеваю.
А как шапка называется?
Пусть, ребятки, догадаются. (Напёрсток).
(Прячете пальчик в кулачок)
- Пальчик, пальчик,
Как тебя зовут?
Зовут меня
«Указательный».
На кого посмотрю,
Тому укажу,
На шалуна посмотрю,
Шалуну укажу:
В.: Где у нас шалуны?
У нас нет шалунов.
Погрозим им. (Все грозят пальчиком).
«Не смей шалить!
Не смей шалить!» (Прячут пальчик в кулачок).
Пальчик, пальчик,
Как тебя зовут? (Большой палец поднимите вверх и говорите низким голосом).
Я стою на отлёте.
Нужен во всякой работе.
Зовут меня «Большой».
Живём мы дружно.
Всего нас пять. (Раскрываете все пальчики).
Хочешь?
Сосчитай-ка нас опять.
Один, два, три, четыре, пять.

Ход занятия:
В: Так сколько же детей пошло в поход?
Д: Пять…Собирались четыре ребенка, а потом прибежала Таня.
В: А Таня – ребенок? Как же нужно сказать (было четыре, да еще один, получилось пятеро детей). Вот как интересно получается число Пять: Четыре (показываете на фигурки) Да еще Один (показываете) получиться «Пять» (обводящий жест всей группы).
У фигурки первого мальчика прикреплен фотоаппарат.
В: А вот у Кости – один фотоаппарат, а можно сделать так чтобы было пять фотоаппаратов? Как?
Д: Надо дать фотоаппараты Диме, Оле, Ринату, Тане.
В: Дать фотоаппараты? Сколько?
Д: Четыре
В: Всего четыре, один есть, да еще четыре, и тогда станет пять фотоаппаратов.
Если дети скажут: «Надо дать Диме (имена детей)».
В: Так я не спрашиваю, Кому дать, я спрашиваю, Сколько надо? (Один фотоаппарат Диме, один _ Оле, один – Ринату, один - Тане). Так сколько же всего нужно добавить фотоаппаратов, чтобы получилось пять? Давайте проверим. Иди Лиля, раздай фотоаппараты ребятам.
«Фотоаппараты» лежат на столе кучкой, не разложены, их больше, чем надо.
Она берет один и подносит к одной фигурке., итак каждой.
Д: Диме один, Ринату – один…Покажи, сколько же ты фотоаппаратов ты дала? (обводящий жест). Всего четыре фотоаппарата.
В: А сколько же получилось фотоаппаратов у всех ребят?
Д: Пять
В: А всего у ребят 5 фотоаппаратов. Костя сказал: «Я буду фотографировать» и Таня сказала: «Я буду фотографировать» В походе они все фотографировали, получилось много разных фотографий, и все они перепутались. Давайте поможем им разобрать. Возьмите каждый по одной картинке.
Каждому предлагаем взять по одной картинке, которые быстро на столе веером раскладываем.
В: Что же они фотографировали? Что у тебя?
Д: Деревья, воробей… могут назвать вид, а не группу
В: Вот какое разное они фотографировали. Сколько ребят пошло в поход?
Д: Пять
В: У каждого получилось пять фотографий. Вы подойдите сюда к левому столу, а вы сюда к правому столу, подберите Пять фотографий. Сколько у вас в руках фотографий?
Д: Один
В: А надо, чтобы сколько стало?
Д: Пять
В: Сколько картинок нужно еще подобрать, чтобы можно было назвать их общим словом: Чего пять?! И принесите на лесенку.
В: (Принимаете и спрашиваете). Сколько ты принес фотографий?
Р: Пять
В: Пять чего?
Может быть он принес пять деревьев…, а может пять растений, например, березу, одуванчик, василек, дуб, морковь.
Р: Одно растение…береза, да еще одно растение… дуб, да еще одно растение... и т.д. Всего пять растений.
Если ребенок не может дать общего слова, то образование числа «пять» не получилось.
Выбор картинок позволит восстановить представления о живом: О растениях, о животных, о птицах, о рыбах, о плавающих (могут быть и птицы, и рыбы, и звери и др.), о летающих (насекомые, птицы, звери – летучая мышь), о детенышах. Но может быть объединение по ассоциативным связям: по цвету, по форме, по месту произрастания, (например, пять жителей луга: клевер, стрекоза, божья коровка, кузнечик, одуванчик); Леса – гриб, зверь, птица, дерево, куст ягоды.
Очень хорошо, если на занятие придут гости, тогда каждый сможет гостю – взрослому показать свое решение задания.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по математике в средней группе «Занимательная математика» План-конспект открытого занятия по ФЭМП в разновозрастной коррекционной группе ДОУ Конспект итогового занятия по математике в средней группе Конспект непосредственной организованной деятельности по математике. Средняя группа

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Занятие по математике «Порядковый счет» в средней группе

Конспект занятия по математике в младшей группе детского сада «Столько - сколько»
Опубликовано: 2578 дней назад (30 марта 2017)
Просмотров: 3613
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Галина Васильевна Зубарева # 31 марта 2017 в 17:15 +1
Молодцы! Интересное занятие. Принимайте голос!