Конспект родительского собрания для родителей учащихся 2 класса на тему «Воспитание самостоятельности»
Цели и задачи родительского собрания:
• обобщить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
• дать рекомендации родителям о формировании у детей навыков самоконтроля и развития умения работать самостоятельно.
Подготовительный этап: Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки; проводит анкетирование учащихся и родителей (приложение № 1).; обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования.
Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей (приложение № 2) и готовит задания для микро групп.
Оборудование: Рабочие места для работы микро групп; записные книжки или блокноты, ручки, карандаши; бланки анкет; памятки.
Повестка собрания:
1. Выступление классного руководителя по теме собрания.
2. Работа родительских микро групп.
3. Решение родительского собрания.
Описание родительского собрания:
Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микро групп.
Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет повестку. Обращает внимание родителей на записные книжечки, в которые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.
Избирается рабочая группа.
1. Выступление классного руководителя
Развитие самостоятельности у детей
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.
Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, многие дети в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим. Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за пределы её границы. Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей.
Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостаёт настойчивости, упорства в преодолении трудностей.
У многих детей самостоятельность не сформирована. Родители должны понять, что развитие самостоятельности начинается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребенок делает домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его выполнять, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без разрешения родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют ничего сделать. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Многие взрослые часто не осознают важности и значимости развития самостоятельности для становления личности ребёнка. Однако в развитии этого процесса можно говорить об определённой логике, выделить основные этапы:
Первый этап. Дети действуют по определённому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).
Второй этап. Дети в состоянии выполнить самостоятельно части работы. Находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. Ребёнок должен чувствовать, что его работа действительно кому-то нужна, что она приносит пользу.
Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит и от личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребенка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результаты их деятельности, а другим необходим контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, другим требуется неусыпное внимание взрослого. Если все-таки ребенок привык к постоянному контролю со стороны родных, если каждому его шагу предшествует напоминание, окрик, понукание, то бесполезно ждать, что все изменится так быстро.
Развитие самостоятельности важно не только в обыденной жизни, но и в учебной деятельности.
Здесь
важно выполнение следующих правил для родителей:
Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам.
Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным.
Таким образом, для развития самостоятельности у ребёнка можно следовать данным рекомендациям, а можно выбирать свои способы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, не забывать и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.
2. Работа микро групп
Каждая микро группа получает задание составить памятку для родителей: «С чего начать воспитывать самостоятельность?» Родители в процессе коллективного обсуждения в микро группах вырабатывают 3 пункта возможных вариантов. Рабочая группа, проанализировав работу микро групп, рекомендует памятку для родителей класса.
Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты «Ты пришёл из школы» и информирует о результатах анкетирования родителей.
Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.
3. Рекомендация классного руководителя: воспитывать и приучать ребёнка к самостоятельности, делать это постепенно и быть терпеливыми; у детей обязательно должны быть домашние обязанности, которые он в силах выполнять; проводить с ребёнком больше времени и выполняйте то, что обещали ему, не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам.
Решение родительского собрания.
Родителям изучить памятку и постараться следовать рекомендациям совместно с ребенком. (приложение №2)
Приложение № 1.
Анкета для учащихся «Ты пришел из школы...»
1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
2. В чем заключается эта помощь?
3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, все свои занятия.
Анкета для родителей
Продолжите предложения:
— Наш ребенок выполняет домашнее задание...
— Самостоятельно справляется с...
— Выполняет с трудом...
— Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в...
— Когда ребенок учит уроки, мы...
— Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то...
— При приготовлении домашнего задания необходимо...
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание во 2 классе
Родительское собрание в начальной школе «Семья – сердце общества и родина ребенка»
Родительское собрание с презентацией, 2 класс. Внеурочная деятельность
Конспект родительского собрания в начальной школе. Организация досуга ребёнка в семье
Похожие статьи:
Родительское собрание для 2 класса. Как помочь ребёнку учиться
Родительское собрание во 2 классе на тему: Режим дня
Родительское собрание, 2 класс. Трудовое воспитание в семье
Родительское собрание, 2 класс. Трудности в обучении
Родительское собрание: Конфликты и пути их решения, 2 класс