Родительское собрание с презентацией, 2 класс. Внеурочная деятельность
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.
Слайд № 1
Учитель начальных классов: Витковская Т.Н. МБОУ Целинная СОШ № 14 Основные задачи внеурочной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Слайд № 2
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, Слайд № 3 и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: Слайд № 4
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Слайд № 5 Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), Слайд № 6 в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Слайд № 7 Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.
Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Слайд № 8
Внеурочная деятельность может осуществляться через (рис. 1):
учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса и проводимую в формах, отличных от урочной;
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности групп продленного дня;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: Слайд № 9
*модель дополнительного образования
*модель «школы полного дня»;
*оптимизационная модель
*инновационно-образовательная модель.
Слайд № 10 Модель дополнительного образования.
Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Слайд № 11 Модель «школы полного дня».
Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Данную модель характеризует:
* создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;
* содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
* создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности,
* опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.
Слайд № 12 Оптимизационная модель.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Слайд № 13 Инновационно-образовательная модель.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями
дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
Создание условий для реализации внеурочной деятельности Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному ; научно-методическому; кадровому; материально-техническому. Слайды № 14. …. 35
Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.
Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.
Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (пункт 17 ФГОС НОО). Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности. Уровни воспитательных результатов Первый уровень
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень
- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Презентация на тему: Реализация внеурочной деятельности в начальной школе
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды. Спасибо за интересный материал к родительскому собранию. Мой голос Вам!