Конспект родительского собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации «Мировое кафе»
Тема: «Организация досуга ребёнка в семье: для души и с пользой»
Описание:
Актуальность. Проблема организации досуга ребёнка в семье по сей день является самой актуальной. В настоящее время большую часть родителей волнует вопрос, как прокормить семью, и поэтому они забывают о том, что не только в деньгах счастье.
В свободное от работы время мамы и папы нередко однообразно организовывают отдых и досуг детей в семье, ограничиваясь походами в кино или же поездками за город. Это самые распространённые формы организации детского досуга. Безусловно, поход в кино – это вариант культурного отдыха, а выезд с семьёй за пределы города – отличный способ уйти от городской суеты, что также является немаловажными фактором успеха в деле воспитания детей. Но этого мало.
На мой взгляд, умение родителей организовать досуг ребёнка в семье – это целое искусство; совместный полезный отдых должен стать доброй традицией в каждой семье.
Полноценно организованный семейный досуг будет способствовать развитию иных ценностей, которые позволят несколько иначе построить отношения в семье.
Новизна идеи. В процессе организации и проведения родительского собрания я использовала несколько необычную форму взаимодействия с родителями – метод фасилитации «Мировое кафе».
Актуальность проблемы использования технологии фасилитации «Мировое кафе» обусловлена тем, что как форма и метод работы она в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий. Фасилитация в переводе с английского facilitate обозначает «облегчать, помогать, способствовать».
Основными преимуществами технологи фасилитации «Мировое кафе» являются:
- стимул к напряженной мыслительной работе, к организации поиска совместных решений;
- ускорение выработки резолюций, повышение их качества, достижение вовлеченности, ответственности каждого участника воспитательного процесса за принятое решение;
- возможность участникам собрания получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.
P.S. : разработка родительского собрания содержит приложения, которые были использованы в процессе его проведения.
В приложения включены:
1. Бланки анкет как для родителей, так и для обучающихся на этапе подготовки к собранию.
2. Бланки бумажных стикеров для участников встречи в качестве раздаточного материала.
3. Мультимедийное сопровождение к конспекту собрания в виде презентации, выполненной в программе PowerPoint 2010.
4. Творческие работы родителей как результат по итогам собрания.
5. Презентация для педагогов о технологии фасилитации "Мировое кафе"
Цель: познакомить родителей с различными формами организации семейного досуга;
помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы.
Задачи:
- обсудить необходимость проводить свободное время в семье с пользой и для души;
- разъяснить родителям важность приобщения к организованному досугу в семейном кругу;
- выяснить проблемы в организации свободного времени и досуга в семье;
- рассказать родителям о видах и формах организации свободного времени ребёнка в семье;
- способствовать формированию творческого потенциала в организации семейного досуга через проектную деятельность.
Предварительная подготовка:
Проведение анкетирования родителей и детей по теме собрания.
Мини-сочинение на тему «Как я провожу выходной день дома с родителями»
Пригласительные листовки для родителей
Оформление классной комнаты: класс украшен воздушными шарами, на доске прикреплены фотографии, иллюстрирующие участие детей в общешкольных и классных мероприятиях, в клубах по интересам, кружках и секциях. Столы расставлены попарно с расчётом на группы родителей не менее 3 человек; накрыты скатертями. Каждый стол сервирован заварочными чайниками, конфетами и чайными сервизами.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, бумажные стикеры с вопросами, бумажные скатерти, геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги: квадрат, круг, треугольник, волна, листы бумаги; фломастеры и ручки.
Ход собрания
1. Организационный момент.
Воспитатель: Уважаемые родители, рада приветствовать Вас в нашем уютном маленьком кафе.
В нашем кафе четыре столика, где вы можете занять свои места. На каждом столе лежит один из трёх знаков: квадрат, круг, треугольник, волна, а также листы бумаги, фломастеры и ручки. Предлагаю Вам разделиться на группы по количеству столиков и занять свои места. Как вы заметили, на каждом столе лежат геометрические фигуры.
Это не случайно, так как каждая фигура даёт возможность поближе познакомиться с Вами.
Послушайте свои характеристики.
Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на достижение поставленной цели и результат.
Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
Итак, вы узнали друг друга поближе, а теперь поприветствуем друг друга.
2. Ритуал приветствия
Упражнение «Связующая нить»
Воспитатель: Попрошу всех участников выйти на середину классной комнаты, и образовать единый круг. У меня в руке ниточка. Сейчас я передам ниточку одному из Вас. Тот, у кого в руках нить, один её конец оставляет у себя, а другой конец нити передаёт по кругу, постепенно разматывая её и произнося следующие слова: «Здравствуйте, меня зовут… Я рада приветствовать всех присутствующих на этой встрече»
Примечание: как только пущенный конец нити дойдёт до меня, я объявляю родителям тему собрания и мы совместно определяем цель нашего собрания
3. Определение темы собрания.
– Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой. Наше собрание посвящено сегодня самой важной теме: «Организация досуга ребёнка в семье: для души и с пользой».
4. Основная часть.
Воспитатель:
- Если посмотреть в толковый словарь, то можно прочитать точное значение слова «ДОСУГ».
Досуг - совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.
Уважаемые родители! Анализ результатов анкетирования родителей и ваших детей, а также написанные ими мини – сочинения показывает, что функцию приобщения к культурной организации свободного времени детей вы выполняете на недостаточном уровне.
Проводя свободное время с детьми, не все родители учитывают, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей.
Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.
В связи с этим я вспоминаю слова Бертрана Рассела «Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры».
Поэтому основная
цель нашей встречи – познакомить Вас, уважаемые родители, с возможными вариантами организации досуга детей в семье, как высшей ступенью личной культуры
Наше общение пройдёт в не совсем обычной обстановке - кафе.
Как и в любом кафе, хотелось бы предложить всем чашечку чая, раскрепоститься и спокойно делиться за столиками своими идеями и мыслями по теме: «Организация досуга ребёнка в семье: для души и с пользой».
Послушайте внимательно инструкцию, как будет организована Ваша работа в группах.
Инструкция по организации работы в группах
1. В каждой группе должен быть выбран «хозяин» стола на ваше усмотрение, остальные участники - это гости.
2. Хозяин стола знакомит гостей с содержанием заданий и вопросами, касающимися общей темы собрания, которые зафиксированы на бумажных стикерах.
3. В течение 7 минут гости под руководством хозяина стола гости выполняют задание и отвечают на вопросы, фиксируя свои идеи на чистых листах бумаги.
4. После того, как гости ответили на все вопросы и выполнили задания, они переходят за следующий стол, где их встречает новый хозяин, и выполняют новые задания, также фиксируя свои идеи и предложения на листах бумаги.
5. Процедура продолжается до тех пор, пока все гости не обойдут всех хозяев.
6. По окончании всей процедуры, гости возвращаются за свои столы к своему хозяину и сообщают остальным участникам свой результат - свои выводы ОБЩЕЙ работы по теме данного стола для принятия общего решения по общей проблеме собрания.
Если вам понятна поставленная перед вами задача и проблема, можно приступать к её реализации. Напоминаю, что все ответы и идеи вы фиксируете на бумажных стикерах.
Воспитатель: Уважаемые хозяева столов, Вам слово для защиты Ваших ответов и идеи.
Хозяева столов выступают по заданным темам.
5.Подведение итогов собрания
Уважаемые родители, вы все очень продуктивно поработали. Теперь наступило время подвести итоги по теме нашего собрания и принять единое решение. Ваши предложения?
Предложения родителей для определения решения по теме собрания:
1. Разработать программу клуба выходного дня в семье и создать буклет.
2. Создать книгу под названием «Энциклопедия семейного досуга: для души и с пользой»
Дорогие мамы и папы. Наша встреча подошла к концу. Мы посовещались с членами родительского комитета и приняли следующие решения. Слово предоставляется председателю родительского комитета Леоновой Юлии Владимировне.
Решения по теме собрания:
1. Создать буклет под названием «Программа выходного дня для всей семьи»
2. Создать книгу под названием «Энциклопедия семейного досуга: для души и с пользой» со следующим содержанием:
Глава 1. Роль семьи в организации свободного времени детей.
Глава 2. Виды и формы организации досуга ребёнка в семье.
Глава 3. Совместный досуг с детьми – мостик к взаимопониманию.
Глава 4. Праздник в кругу семьи как одна из форм организации культурного досуга.
Глава 5. Сценарный отдел.
6. Рефлексия «Чудесный рюкзачок».
А сейчас, я бы хотела узнать, как вы усвоили знания, полученные на собрании. Перед вами лежат наклейки, на одной стороне которых необходимо написать, какие идеи на Ваш взгляд более удачны по теме собрания. Каждый родитель приклеивает на рюкзачок свою наклейку
Воспитатель: А закончить нашу встречу я хотела бы следующими строками:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:
Какая счастливая Ваша семья!
Я не говорю Вам До свидания, а говорю до новых встреч! Счастья и взаимопонимания Вам и вашим близким!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Свободное время в Вашей семье»
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, выбрав наиболее подходящий для Вас вариант ответа.
1)Как часто Вам удается организовать семейный досуг?
а) Каждый день
б) 1-2 раза в неделю
в) 1-2 раза в месяц
2)Какой досуг предпочитаешь Ваша семья?
а) Отдых на природе
б) Просмотр фильмов
в) Чтение книг
г) Совместные прогулки
3)Кто в семье проявляет наибольшую инициативу в организации семейного досуга?
а) Супруг
б) Супруга
в) Дети
4)Обсуждаете ли Вы организацию досуга в кругу семьи?
а) Да.
б) Нет.
в) Иногда.
5)Учитываете ли Вы мнение каждого члена семьи?
а) Да.
б) Нет.
в) Иногда.
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Твой досуг»
Дорогой друг!
Прошу принять участие в опросе и ответить на все вопросы анкеты. Для этого необходимо внимательно прочитать формулировку вопроса и отметить тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению или предложить свой ответ.
Нужный ответ следует отмечать галочкой.
1. Какие увлечения есть в твоей семье?
- Спорт
- Рыбалка
- Домашние животные
- Шитье
- Шахматы
- Чтение
- Рукоделие
- Пение
- Музицирование
- Коллекционирование
- Сочинение стихов (рассказов, сказок)
2. Как часто твоя семья собирается вместе?
- Ежедневно
- По выходным дням
- Редко
3. Чем ты и твоя семья занимаетесь в свободное время?
- Помогаю по дому
- Смотрим телевизор
- Читаем, рассматривают книжки
- Гуляем на улице
- Играем
- Рисуем
- Лепим
- Мастерим поделки, аппликации
4.Достаточно ли время уделяется тебе и твоим интересам в семье?
- Да
- Нет
5.Сколько времени Ваши родители проводят с тобой родители в течение дня/недели/месяца? (Например, «3 раза в неделю» или «2 раза в месяц»)
Беседы и разговоры __________________________
Совместная работа____________________________
Посещение кино или театра ________________________
Прогулки (в лес, на реку и т. п.) ________________________
6.Сколько времени отводиться совместному досугу в твоей семье? (примерное количество часов)
Будни ______________________
Выходные ___________________
Буклет, созданный родителями
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание во 2 классе
Родительское собрание в начальной школе «Семья – сердце общества и родина ребенка»
Родительское собрание с презентацией, 2 класс. Внеурочная деятельность
Родительское собрание, 2 класс. Воспитание самостоятельности учащихся
Похожие статьи:
Родительское собрание для 2 класса. Как помочь ребёнку учиться
Родительское собрание во 2 классе на тему: Режим дня
Родительское собрание, 2 класс. Трудовое воспитание в семье
Родительское собрание, 2 класс. Трудности в обучении
Родительское собрание: Конфликты и пути их решения, 2 класс