Из опыта работы воспитателя детского сада. Инновации в мониторинге дошкольников
В данной статье я делюсь опытом своей педагогической деятельности во время мониторинга в группах старшего и подготовительного к школе возраста. Данный метод диагностики успешно опробован в моей деятельности и получил одобрение у моих воспитанников.
Современные требования ФГОС к дошкольному образованию, в частности, к результатам освоения основной образовательной программы, подталкивают педагогов к поиску новых методов диагностики. Я изучила несколько регламентируемых документов педагогической диагностики: Закон об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3; Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3. При внимательном прочтении пункта 4.3. ФГОС ДО, мною было отмечено, что в нём не идет речь о проведении мониторинга, цитирую: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей». Однако, согласно п. 3.2.3 ФГОС ДО, при реализации ООП в ДОО должна проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального усвоения ребенком ООП и последующей разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка или подгруппы детей. Таким образом, с профессиональной точки зрения, данное положение не запрещает отслеживание эффективности усвоения ООП воспитанниками, путем педагогической диагностики или мониторинга.
На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом любой дошкольной образовательной организации. Срез знаний желательно проводить по методу наблюдения, обычно это возможно, когда дети задействованы в образовательной или свободной деятельности. В период мониторинга перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное — как вывести воспитанников на конкретный критерий оценивания. Для реализации этой задачи, с учетом требований ФГОС ДО, я нашла решение: «игра по станциям» или «квест-игра», как метод проведения педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей по усвоению ООП.
В чем плюсы такого мониторинга?
• форма проведения – игра – основной вид детской деятельности;
• тема мероприятия разрабатывается педагогом (по нужным направлениям диагностики);
• сокращается время проведения, т.к. диагностируется группа детей (по особенностям развития: норма, дети с трудностями в усвоении ООП и одаренные дети);
• педагог решает несколько диагностических задач одновременно;
• благоприятно влияет на самооценку ребенка, т.к. целенаправленно организованно сочетание условий, при которых создается ситуации успеха;
• позволяет составить индивидуальный маршрут для каждого ребенка по большинству разделов программы.
Главная ценность этого метода в том, что отслеживается не только практические знания, но и психические процессы: скорость реакции, коммуникация, умение работать в команде, склонность к нестандартным решениям, умение слушать и т.д. Приоритет в таком мониторинге будет отдаваться не простому диалогу, а пониманию и оценке происходящего ребенком и их совместной практической деятельности с воспитателем.
Только через игру у ребенка проявляется интерес к окружающей действительности, развивается умение думать, анализировать.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации
Кинезиология в детском саду
Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников