Конспект НОД в старшей группе на тему «Школа космонавтов»
Цель НОД: формирование представление о профессии космонавта.
Образовательные задачи:
- расширить и углубить знания детей о профессии космонавта;
- формировать интерес к изучению космоса;
- формировать понятие о том, что профессия космонавта важна.
Развивающие задачи:
Развивать:
- коммуникативные навыки;
- умения мыслить, рассуждать, отвечать полными ответами;
- зрительную память, логическое мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать:
- любовь и бережное отношение к нашему общему дому – Земле;
- чувство гордости за российских космонавтов, желание быть похожими на них.
- дружеские взаимоотношения;
- самостоятельность;
- творческую активность и фантазию.
Предварительная работа: Знакомство с космосом, планетами, глобусом. Чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций. Загадывание загадок.
Ожидаемый результат: интерес к теме «Космос», умение дать полный ответ детей на заданные вопросы, активизация и обогащение словарного запаса.
Ход занятия
В наше время существует множество профессий. Все профессии важны, все профессии нужны. Бывают профессии увлекательные, сложные, есть профессии романтические. Но есть такая особая профессия, которая одновременно и увлекательная, и романтическая, а ещё ответственная, почетная и трудная. Это – профессия космонавт.
Слово «космонавт» происходит от греческих слов, означающих «космос» и «мореплаватель». То есть получается космонавт плавает в космосе, совершая полеты для проведения научных наблюдений и экспериментов. Для того чтобы стать космонавтом надо быть мужественным и уверенным в себе человеком, ведь часто во время полета возникают неожиданные ситуации.
Звание первого космонавта планеты принадлежит
Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества орбитальный полет на космическом корабле «Восток». За прошедшие с того знаменательного момента годы в космическом пространстве побывало более пятисот человек. Они находились не только на орбите Земли, но и побывали на Луне. Увеличилась и продолжительность полетов. Если первый полет Гагарина продолжался 108 минут, то в наши дни космонавты и астронавты могут находиться в космосе более года.
Давайте вспомним, кто еще летал в космос? Белка и Стрелка собаки.
Для того, чтобы получить профессию космонавта нужно пройти множество испытаний и специальную подготовку. В подмосковном Звездном городке находится Центр подготовки космонавтов.
К будущим космонавтам предъявляются очень высокие требования. Космос — это, конечно, романтика, но пребывание в космосе требует особой закалки. Космонавт должен иметь очень хорошее, практически идеальное здоровье. Когда ракета поднимается в космос, космонавты испытывают сильные перегрузки. Вес их тела в этот момент увеличивается в несколько раз. А когда они оказываются на орбите, их ожидает другой «противник» — невесомость.
При длительном пребывании в невесомости мышцы человека слабеют, кости становятся хрупкими. Поэтому космонавты во время длительного полета постоянно тренируются и носят специальные костюмы, помогающие смягчить вредные последствия невесомости. Здоровье космонавтов должно быть отличным еще и потому, что в космосе нет больниц и «скорую помощь» туда не вызовешь. Поэтому космонавты в обязательном порядке изучают основы врачебных профессий, чтобы уметь оказать друг другу первую помощь в непредвиденных ситуациях.
В космонавты берут людей с высшим образованием, физиков, биологов или военных. Артистов и бухгалтеров в космос не берут, так как на станции нужно проводить научные эксперименты и опыты. И обязательно, свободно владеть английским языком, так как именно на нём общаются на Международной Космической станции.
Давайте и мы пройдем с вами
испытания.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…
(Комета)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
(телескоп)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
(космонавт)
- Кто такие космонавты?
(люди, летающие в космос).
- На чем они летают в космос?
(на космическом корабле, на ракете).
- Кто создает надежные космические корабли?
(ученные, инженеры, рабочие).
(Ученные придумывают, инженеры, рабочие строят ракеты)
- Откуда стартуют ракеты?
(с космодрома).
- По какой одежде мы узнаем космонавта, готовящегося в полет?
(шлем, скафандр. Перед полетом космонавты надевают шлем, скафандр)
- Для чего они нужны?
(для защиты космонавта)
Такая одежда защищает космонавта от жары, холода и других вредных воздействий на человека в космосе.
- Зачем человек летает в космос?
(изучает космос, луну, солнце, звезды, разные планеты: космонавты фотографируют Землю, помогают рыбакам узнать, где много рыбы, предупреждают где может случиться наводнение, пожар).
Космонавт должен знать космическую технику, уметь пилотировать свой космический корабль и проводить ремонтные работы на орбитальной космической станции. Шанс стать космонавтом есть у людей от 27 до 30 лет, ростом до 175 см и весом до 75 кг. идеальное зрение, отсутствие хронических заболеваний и вредных привычек.
На первом этапе по анкетам отбирают около 350 человек. Для них устраиваются зачеты по физике, математике и русскому языку. Затем претенденты проходят строгую медкомиссию, после которой остается примерно 50 человек. Самая последняя проверка проходит уже в самом центре подготовки космонавтов, здесь смотрят выдержит ли человек непростые испытания. Например, будущего космонавта запирают на 5 дней в закрытым пространстве, где он ни с кем не может общаться и где царит полная тишина и смотрят как он себя ведёт. В итоге остается 8 самых стойких счастливчиков, которые зачисляются в отряд космонавтов на предполётную подготовку. Но и тут не все так просто. Они готовятся к выходу в космос от 5 до 10 лет. Занятия проходят в учебных классах, спортивных залах, на стремительно вращающейся центрифуге
(«космическая карусель»). Будущие космонавты много внимания уделяют полетам на самолетах, прыжкам с парашютом, работе в «гидробассейне невесомости», учатся переносить перегрузки и невесомость, жару и холод.
Воспитатель: Мы с вами тоже пройдем испытания!
Игра «Космический словарь»
поможет детям пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса. Можно играть нескольким детям и устроить соревнование, кто больше назовет слов, связанных с космосом. Например, спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.
Воспитатель: А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки, вилки?
- Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль. Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот, какие блюда могут быть в этих тюбиках. На прием пищи космонавтам отводится 2-2,5 часа в сутки.
Рацион современного человека в космосе довольно разнообразен. Это и различные мясные блюда, например, мясо с черносливом, жаркое с овощами или крупами, котлеты и бифштексы, мясо птицы под соусом. Не оставляют звездолетчиков и без наваристого первого блюда.
Разнообразие в меню вносят различные овощи и фрукты, хлеб, сыр. Кроме того, космонавты имеют возможность употреблять соки и лакомиться десертами.
У каждого космонавта есть личные вещи, которые позволено взять с собой на борт космического корабля. Их общий вес составляет не более 250 граммов. Вдали от дома, космонавтам особо дороги фотографии семьи, друзей, пейзажи природы нашей планеты, письма от родных, которые написаны заранее.
На орбитальной станции «Мир», которую спроектировали и построили русские учёные, за 15 лет её работы накопилось очень много игрушек. Их оставляли там космонавты.
Игра «Что возьмем с собою в космос»
Разложить перед детьми рисунки и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль. Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.
Воспитатель: Для выполнения всех работ в космосе были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга.
Размеры МКС можно смело сравнить с футбольным полем.
МКС состоит из модулей, или блоков: первый из них-российский функционально-грузовой блок «Заря»
(показывает на макете) - был выведен на околоземную орбиту 17 лет назад. С тех пор к станции периодически доставляются и пристыковываются все новые и новые части.
Сегодня мы с вами говорили о космонавтах и космосе, давайте еще раз вспомним.
Вопросы к детям:
- Кто построил первую ракету?
- Кто был первым космонавтом и как называлась его ракета?
- Как называется дом космонавтов?
- Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?
- В чем вы выходите с открытый космос?
- Как едят космонавты? Как спят космонавты?
- Что берут с собой космонавты?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного занятия в детском саду в старшей группе ко Дню космонавтики
Конспект НОД по конструированию из бумаги в старшей группе на День космонавтики
Физкультурное занятие ко Дню космонавтики в подготовительной группе
Конспект занятия по лепке на тему "Космос". Старшая группа