Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок-диспут в библиотеке для детей 2-3 классов. Конспект

Занимательный урок-диспут для младших школьников на тему "Драконы versus динозавры"
На переменках в начальной школе информационный запрос «динозавры» на почетном первом месте. «Драконы», как ни странно, на втором. Это не значит, что мы читаем только про динозавров, само собой... На большой перемене придет время для самой разнообразной тематики. Но загадочные, красивые и пробуждающие воображение существа, оживающие на страницах книг, удивительным образом помогают снять напряжение после потока новой информации и проверки знаний.
Поэтому идея собрать воедино все полученные знания в один урок оказалась плодотворной.
Форма диспута с обсуждением версий побуждает к размышлениям. Необходимость выдвинуть доказательства и классифицировать сходство и различие способствует развитию логики и критического анализа.
Информация почерпнута из книг по занимательной палеологии и мифологии.
Урок предназначен для аудитории 2 и 3 классов.
Конспект урока-диспута "Драконы или динозавры?"
Огромная рептилия, покрытая крепкой чешуйчатой кожей. Невероятной силы и проворства.
О ком идет речь?

Дракон или динозавр?
Давайте раз и навсегда разберемся, драконы и динозавры это одно и то же?
Конечно, ученые сразу возмутятся и закричат:
- Невежество! Как не стыдно! Люди не могли видеть динозавров!
Чтобы нам не было стыдно, сначала соберем все наши скудные знания и попытаемся их как-то систематизировать.
Будем привлекать в качестве свидетелей – сказки, былины, научно-популярные труды, энциклопедии. Будем листать книги, взятые с полки. Будем листать книги в Интернете. Будем сравнивать и рассуждать.
В конце мы должны с вами прийти к согласию и заполнить бесценную таблицу, которую мы попросим отправить в космос на золотом диске!
Динозавры появились 243 миллиона лет назад. Это примерное время. Теперь говорят, что нужно накинуть вглубь времен еще пять миллионов лет. Их предки – вполне обычные рептилии. Да и сами они – рептилии. Только очень изменившиеся.
66 миллионов лет назад исчезли последние динозавры. (Пока не будем дискуссировать, и обсуждать версии исчезновения, это уведет нас в сторону).
А люди?
Тут все не просто. Вид Homo появился около трех миллионов лет назад. И только 160 тысяч лет тому – обратите внимания, миллионы исчезают, уступая место тысячам – на сцену вышли кроманьонцы. Современные люди.
И динозавры, и люди – это реальность.
Драконы, как принято считать, выдумка. Игра воображения.
Кто первый придумал дракона, неизвестно. Впервые их описания появились очень давно. В легендах Древнего Ближнего Востока и в искусстве Древней Месопотамии. Почему же описания динозавров в книгах и фильмах так похожи на описания драконов в легендах?
Версии. Сколько рабочих версий выдвинем? Не меньше пяти, чтобы удобнее пальцы загибать.
Первая. Совпадение. А что? Рабочая версия.
Вторая. Какие-то динозавры дожили до появления человека. Существует гипотеза, научно обоснованная, что птицы – это наши с вами современные динозавры. Доказательства того, что некоторые виды могли просуществовать до наших дней: современные легенды о Лох-несском чудовище, Великом морском змее, африканские предания о мокеле-мбембе.
Лох-несское чудовище, которое ласково называют Несси, якобы обитает в водах одноименного шотландского озера. Но все попытки сфотографировать его были неудачны.
В африканской республике Конго существует предание о том, что на Ликвальских болотах – таинственной и малоисследованной местности – существует чудовище, не похожее ни на одно из нынешних животных. Мокеле-мбембе. Вот как его называют местные жители. Первые упоминания о нем остались еще в XVIII веке.
Ликвальские болота прекрасны, но опасны. Они не меняются на протяжении 60 миллионов лет. Охотники не решаются заходить вглубь.
Людям «попадались следы какого-то огромного и неведомого животного, оставлявшего когтистые отпечатки около трех футов в окружности, на расстоянии от семи до восьми футов друг от друга».
Один фут это 30, 48 см.
Посчитаем?..
Еще его описывают, как огромного слона, но с длинной и гибкой шеей, и с мощным хвостом, как у аллигатора.
Я хочу вас предостеречь. Криптозоология считается псевдонаукой. На основе сказок и легенд, а также свидетельств людей, криптозоологи обосновывают существование неизвестных науке животных.
Третья. Воображение человека. Он видит маленькую ящерицу и представляет, что она огромная. Так как у человека есть склонность к творчеству, он начинает творить и фантазировать.
Четвертая. Погодная или климатическая версия. Гроза с движущимися тучами и сверкающими молниями вызывает в воображении наших предков представление о неких огромных существах, которые летят по небу.
Пятая. Представления ученых ошибочны. Люди все же видели динозавров по двум причинам. Люди появились раньше. Динозавры вымерли позже.
Разберем все версии.
Совпадение. Возможности совпадения теоретически всегда существуют. Несколько обезьян, случайно ударяя по клавишам, смогут набрать текст умной книги. Правда, для этого понадобится миллион лет.
Один из примеров допустимых возможностей. Как-то раз человек по имени Джозеф Фиглок гулял по улице. Внезапно из окна выпал маленький мальчик. Прохожий его поймал. Спустя год прогуливается тот же самый Джозеф Фиглок по той же улице. И вновь открывается окно и из него падает ребенок. Снова в руки прохожего.
Некоторые не верят в случайности. Говорят, что это закономерности.
Динозавры-долгожители. Очень много возражений. Говорят об ошибке наблюдателей, о галлюцинации, и том, что человек выдает желаемое за действительное
Но свидетели действительно есть! Каждый ученый уверен, что его должны были пригласить на место действия и вежливо сказать чудовищу: «А теперь вы можете выйти, чтобы этот умный человек вас увидел».
Воображение самое удивительное свойство человека. В 1898 г писатель Морган Робертсон рассказал о гибели вымышленного лайнера «Титан». В 1912 году погиб корабль «Титаник». Обстоятельства крушения были почти такие, как в книжке, написанной за 14 лет до этого.
Клайв Льюис в своих книгах про Нарнию описывает движущиеся картинки в книге «Покоритель зари, или Плавание на край света» в 1952 году. «Гифки» (graphics interchange format, формат для обмена изображениями) появились в 1987 году, а стали популярны уже в нашем веке.
Еще более яркий пример силы воображения. Русский писатель XVIII века Василий Левшин, в сборнике фантастических сказок описывает загадочный остров, к которому нельзя приблизиться незаметно. Потому что наблюдатели во дворце видят все эти попытки то ли на стене, то ли в воздухе….
Человек 200 лет назад описывает систему камер слежения… На всякий случай, единственной почтой была доставка писем на телегах, запряженных лошадьми. Ну, для особо романтичных людей были ещё и голуби.
То есть, все дело в силе воображения.
Но почему именно рептилии? Человек не создал в своем воображении гигантских жуков и пауков, которые могли бы напугать ещё сильнее.
Прочитаем одно из описаний.
Налетела на Добрынюшку да люта змея,
Да люта нонь змея да така страшна:
«Да хочу ле тебя искрами засыплю,
Да хочу ле тебя ноньче огнем спалю,
Да хочу ле я ноньче водой стоплю!»
Так обращается чудовище к богатырю Добрыне Никитичу в очень старой былине, записанной в конце 20-х годов XX века на русском Севере со слов крестьянина Александра Оксенова. Он пересказал былину, слышанную от своих предков не полностью. Действие останавливается перед битвой. Рассказчик честно завершает словами: «Дальше не знаю».
Интересно, что Змей – или Люта Змея – угрожает герою и огнем, и водой.
Другую историю рассказал крестьянин Филипп Гольчиков, который за свою жизнь успел побывать на первой мировой войне.
Мама провожает молодого Добрыню на подвиг и предупреждает:
- На восходе солнца красного нападет на тебя лень и захочется тебе искупаться в тихих заводях. Быстрая заводь, водяная круговерть под жилище змеиное тебя отнесет. Вот налетит на тебя змея лютая, огнем попалит, в хобота возьмет!
Так и произошло. Добрыня нырнул в заводь, и его унесло мощным течением. Он вынырнул под змеиной горой, где и было место обиталища змеи.
Он притаился под змеиным жилищем. Увидала его злая-удалая змея о двенадцати хоботах и полетела из своего терема прямо на него.
Что значит, о двенадцати хоботах? С двенадцатью головами на длинных шеях?
Добрыня вступает с ней в разговор. Они угрожают друг другу. Змея говорит: «Я тебя в хоботы сожму. Я тебя дымом задымлю». Добрыня дерзко и с юмором ей отвечает: «Не поймала, не схватила, а уже скушала!» Начинается бой. Они бились трое суток. Добрыня перебил половину хоботов. Змея взмолилась: «Не бей, Добрыня, буду тебе служить. У меня есть дочь прекрасная, могу за тебя замуж отдать».
Добрыня согласился. Поехал со змеей во дворец. Хозяйка собрала на стол угощение. Но когда Добрыня заглянул в чарку, то увидел там отражение змеи, а вокруг кипящие водяные ключи (источники).
Добрыня погубил змею. Тут он увидел прекрасную девицу, которая стала его бранить. Ты, говорит, маменьку погубил, как мне теперь жить? Добрыня ей сказал:
- Ну что она тебе за маменька? Не помнишь, откуда взята, родителей настоящих помнишь?
Он увез девушку, а потом оказалось, что она дочь князя Владимира, похищенная лютой змеей и воспитанная в пещере под горой.
Эта история очень старая, из сборника былин, изданного в 1938 году.
Здесь любопытно, что описывается похищение принцессы (княжны).
У дракона – или Змея – по крайне мере, три головы (бывает и шесть, и двенадцать). Есть сильное подозрение, что по мере повторения персонажем рассказа о своем подвиге, количество голов растет…
Причем, каждый раз умноженное на два… Хотя есть сказки, где герою приходится сразиться с тремя чудовищами – о трех, шести и о девяти головах…Правда, ради справедливости отметим, что в сказке братьев Гримм «Два брата» бесчинствовал семиглавый дракон.
Давайте посмотрим на это изображение. Этого динозавра чаще всего называют маменьчизавр. Шея 15 метров.
А вот наш старый знакомый диплодок. Сам в длину 27 метров или даже 35 метров, причем, основная часть длины приходилась именно на шею.
Любуемся на эласмозавров. Они обитали в воде и имели 76 шейных позвонков. Но изгибать шею как лебеди, они не могли.
Если кто-то подойдет к воде и увидит это множество голов на длинных шеях, с перепугу может решить, что это многоголовое существо.
Климатическая версия очень разумная. Когда надвигается гроза, даже у нас, таких умных, возникает ощущение, что на небе есть что-то, кроме конденсированного пара.
Правда, у скандинавов по небу двигается боевая колесница бога Тора. У славян по небу грохочет в колеснице Перун. Потом его задачи передали Илье-Пророку.
Погодная версия имеет много защитников. Великий ученый Александр Афанасьев известен нам очень хорошо. Это он собрал, бережно записал и сохранил для нас русские сказки. Благодаря его трудам мы можем наслаждаться этим чтением и смотреть прекрасные экранизации и мультфильмы по мотивам сказок.
Он считал, что фантастических существ люди видели в облаках. Написал книгу «Поэтические воззрения славян на природу». В ней он говорит, что облака принимают прихотливо-изменчивые формы и воображение народа «видело в них чудовище со многими головами и раскрытыми пастями». По его мнению, фантазия народа «смешала формы птицы, коня и змея и составила из них баснословных животных».
Птицы, коня и змея!
И пятая рабочая версия об ошибочных научных оценках. Признаем, мы с вами в этом вопросе не имеем права претендовать на компетентность. Зато мы можем обратиться к мнению самих ученых.
Каким образом появилось убеждение, что динозавры вымерли именно 66 миллионов лет назад? Есть такой способ определить, сколько лет найденным косточкам динозавров. Это так называемый радиоуглеродный метод. Ученые основываются на нем уже давно, больше полувека.
Он считается самым надежным и безошибочным. Его описание довольно сложное, но мы попробуем разобраться. С помощью этого метода ученые могут датировать найденные кости динозавров.
Нужно определить, сколько в образце вещества, которое называется радиоактивный изотоп углерода – С14. После прекращения жизни, в организм углерод-14 больше не поступает извне. Углерод-14 имеет период полураспада – 5 730 лет. Так ученые датируют, когда погиб динозавр.
Но не все ученые считают, что этот способ безгрешен. Есть много факторов, говорят они, которые могут сбить правильный подсчет.
Итак, мы разобрали пять причин анахронизма, то есть странных противоречий во времени. Размышляйте, в конце урока мы проголосуем за различные версии.
Но что же литературные драконы?
Они отчетливо делятся на два больших вида. Это не научное деление. Но от того не менее явное.
В литературе Востока – в Китае, в основном – драконы мудрые, лукавые, но совершенно не злобные существа. У них утонченный разум. Они отнюдь не всегда склонны помогать человеку, но уж накидываться на него и пытаться съесть они не собираются. Для этого в мифологии Китая есть другие, менее привлекательные существа.
В литературе Запада, имеется в виду средневековая традиция – драконы определенно отрицательные персонажи. Они похищают людей, требуют дани, рыцари постоянно с ними выходят на поединки. Пожалуй, они тоже разумны, но совсем не мудры.
Но всегда есть исключение. В югославской сказке к крестьянину приходит в гости дракон, чтобы попить парного молочка. Он не требует, а вежливо просит. Крестьянин угощает его молоком, а потом дракон награждает его драгоценными камнями.
Даже внешне между ними есть различия, которые позволяют говорить о совсем разных драконах.
Дракон Востока знаком нам по праздничным шествиям, которые мы видим в многочисленных образовательных и новостных видео… по иллюстрациям к старинным книгам. Это яркое огромное длинное существо, нарядно раскрашенное, со сравнительно небольшими крыльями. У него есть маленькие рожки, а под подбородком у него, по преданию, жемчужина мудрости.
На самых старых изображениях он иногда и вовсе бескрылый.
Дракон европейского средневековья будто бесцветный, бронированный, пузатый с огромными кожистыми крыльями. У славян главный дракон, или родственник драконов – весьма недобрый Змей Горыныч.
Что же за странное отчество у нашего дракона? От каких слов оно происходит? Так и хочется сказать, что от слова «гореть». Но ученые не согласятся. Они предлагают поспорить о двух идеях. Первая: змей этот – обитатель горы, так же, как все европейские драконы. Вторая: он был огромный как гора.
Мы сегодня не будем делать кинообзор. О динозаврах и о драконах снято примерно одинаковое количество фильмов, превосходных и не очень.
Но вот дракон в литературе двадцатого века заслуживает особого внимания.
Клайв Льюис изобразил классического дракона – свирепого, одинокого похитителя сокровищ. Рональд Толкин, его друг, создал образ Смока (Смоуга). Эти существа вызывают, пожалуй, лишь ужас.
Джоан Роулин показывает дракона, прикованного в подземном банке гоблинов. Он вызывает сочувствие. Гарри, если помните, освободил его. Это не первый случай сочувственного отношения к чудовищу.
Карл Чапек, великий чешский писатель, который придумал слово «робот», написал замечательные сказки.
Почтальонскую сказку. Птичью сказку. Большую докторскую сказку.
В Полицейской сказке он рассказал, как во время вечернего обхода улиц патрульный нашел огромное яйцо, совсем не похожее на птичье.
Добрый патрульный отнес находку в отделение находок. Вдруг кто-то его потерял? А там топилась печка, и от тепла из яйца вылупился дракончик. Ростом он был не больше фокстерьера, но у него было семь голов.
Патрульные решили его накормить.
- Попробуем ему накрошить хлебца в молоко! Детишкам молоко всего полезнее! – Сказал один из полицейских.
«Накрошили мы семь булок в семь литров молока. Поглядели бы вы, как наш драконёнок накинулся на угощение! Головы отталкивали друг друга от миски, рычали друг на друга и лакали так, что всю канцелярию забрызгали. Потом одна за другой облизнулись и легли спать».
Но малыш оказался очень прожорливым и за одну ночь слопал все находки, которые здесь хранились. Его решили передать Обществу покровительства животным.
Там охотно согласились, только решили выяснить, чем его лучше кормить, чтобы он рос и развивался.
«…и стали кормить драконёнка молоком, сосисками, яйцами, морковью, кашей и шоколадом…гусеницами, сеном и горохом…зерном и колбасой по особому заказу, рисом и пшеном, сахаром и картошкой, да ещё и кренделями».
Дракон уписывал все, что ему давали. Да вдобавок съел все книги и газеты, картины и дверные задвижки и вообще все, что у них было, в этот Обществе.
А ростом он уже был с сенбернара.
И тут прилетела телеграмма.
В ней говорилось:
Драконий детеныш – заколдованный человек.
Подробности лично.
Приеду в ближайшие триста лет.
Волшебник Боско.
На этом остановимся. Дальнейшее развитие событий пусть пока останется в тайне. Нет, нет, не расскажу. Потом прочитаем сказку полностью, если хотите.
А в серии романов про Изумрудный город драконы появляются в подземном мире, как прирученные разумные животные. …Фантастическая повесть середины двадцатого века описывает драконов как разумную расу. Люди захватили в плен нескольких драконов и принялись выводить разные виды. Селекционировать ездовых животных, боевых, тех, кто перевозит грузы…но и драконы захватили людей. И тоже в лаборатории селекционировали новые виды.
Это очень обидно для человека. Но вопрос, а зачем было так относиться к разумным существам?
Самых разных драконов мы видим на гербах стран и городов, их изображения украшают исторические площади и здания. По поводу облика драконов есть сомнения. Во многих сказках и историях не особо подробно описывается внешний облик, пламя из пасти и множество голов.
Почитаем румынскую народную сказку, которая так и называется «Победитель змеев». В ней действует знаменитый румынский витязь (богатырь) Фэт-Фрумос.
Еще его отец воевал с Огнедышащим змеем. Мама так боялась, что сын тоже отправится воевать, что держала мальчика буквально в золотой клетке.
Но потом все же отпустила. У Фэт-Фрумоса удивительный конь. У него двенадцать пар крыльев и он передвигается по воздуху с немыслимой скоростью.
По дороге к замку Огнедышащего змея они встречают целый лес, состоящий из гигантского клубка змей, которые изрыгают пламя. Фэт-Фрумос отгоняет их стрелой.
Странности начинаются, когда герои прибыли ко дворцу страшного хозяина и пришло время вступить в поединок. Змей даже ждал Фэт-Фрумоса, как единственного достойного противника. Сам Змей передвигается, как и человек, на коне.
Он даже благородно предлагает человеку выбор дуэли:
- На мечах острых, или врукопашную схватиться?
Фэт-Фрумос выбирает врукопашную.
Обратите на это внимание. Оба соскакивают с коней. Сначала Змей схватил царевича и вколотил его в землю по самые коленки. Герой изловчился, выскочил из земли, сгреб змея в охапку и вколотил его в землю по самую шею. А потом снес голову.
Змей тут не похож на сверхъестественное существо…а похож на обычного, смелого и сильного витязя, который полагается только на силу своих рук. Обычных человеческих рук.
Ведь и в былине про богатыря-змееборца, в некоторых ее вариантах, маменька дракона-змея и его сестры, желая отомстить за сородича, принимают облик то колодца с водой, то цветущей яблони, то шатра, манящего отдохнуть…
Не идет ли речь еще об одной особенности дракона-змея? О его умении менять облик…или, как говорили в старину «отводить глаза»? И человек видит то, что повелел ему змей? В наше время мы бы сказали просто, - это умение гипнотизировать.
И мы с вами смело можем это предположить.
Откуда вообще взялось слово «дракон» и в чем его смысл?
Это слово путешествовало по языкам мира.
Обычная версия: слово появилось в английском языке в XIII веке. Но произошло от старофранцузского, и в свою очередь, от латинского «драконем» - огромный змей. А на древнегреческом похожее слово означало даже огромную рыбу! (Кстати, спинозавры оказались хорошими пловцами. Возвращаясь на секунду к динозаврам…)
Но есть и другая версия.
Само слово «дракон» произошло от глагола, означающего «смотреть в упор». Кто смотрит в упор? Кто смотрит пристально? Тот, кто хочет внушить нам какую-то мысль…
И это свойство дракона куда важнее, чем его способности естественного поджигателя.
И в этом нет ничего надуманного. Ведь обычная змея умеет так пристально смотреть на свою бедную жертву, что та, вместо того, чтобы спасаться бегством, остается на месте как прикованная…
Помните удава Каа и его гипнотический сеанс для бандерлогов? Даже сильная духом пантера Багира и старый мудрый медведь Балу едва не поддаются этому страшному внушению. Спасает их лягушонок Маугли, который не подвластен силе змеиного взгляда.
Ну, тут вы меня не простите, если я не вспомню змееустов. Волан-де-Морт, холодный и озлобленный, и добрый Гарри, оба одинаково владеют чудесным даром – они понимают речь любой змеи и могут ей ответить. Причем, это так пугает окружающих, что даже Гарри старается особо не показывать свой природный дар.
Кстати, у нас в человеческом языке есть одно змеиное слово. И мы все его произносим.
Какое?
Учителя часто вынуждены его произносить…
-Тсс…
Это призыв к тишине и вниманию. Но это – змеиное слово. Так что мы тоже немного змееусты.
Из всех многочисленных изображений драконов давайте изучим такие избранные…
Во-первых, картину русского художника Ивана Билибина «Змей Горыныч», 1912.
Китайский лун на почтовой марке, 1910.
Варианты обложек к сказке Аллы Потаповой «Молочный зуб дракона Тишки»
Давайте построим таблицу сходства и различия драконов и динозавров по очевидным признакам…
Облик дракона
Огромные. О трех, шести, девяти, головах. Иногда невидимые. Могут принимать человеческий облик.
Облик динозавра
Разного размера. От микрораптора и лариозавра длиной 60 см – до спинозавра длиной до 14 метров
Каждый имел одну голову… Фантастическими свойствами не обладали. Но велоцирапторы, скорее всего, обладали удивительной скоростью и маневренностью.
Сигнальная система дракона
Превосходно разговаривают. Способны красноречием и оборотами речи запутать человека.
Сигнальная система динозавра
Подавали сигналы сородичам об опасности.
Поведение дракона
Некоторые помогали человеку. Другие похищали человека.
Поведение динозавра
Плотоядные и растительноядные.
Семейная жизнь дракона
В былине про Добрыню у дракона семья. Мама мстит за гибель сына.
Семейная жизнь динозавра
Небольшой травоядный динозавр массоспондил, по мнению исследователей, долго заботился о своих малышах, которые после того, как вылуплялись из яйца, были совершенно беспомощными.
Характер дракона
Лукавые, но не мстительные – восточный дракон. Свирепый, безрассудный – западный дракон.
Характер динозавра
Повиновались инстинкту самосохранения, как все живые существа. Велоцирапторы вместе охотились. Командным, так сказать, методом. Это все, что мы можем сказать точно. Но учитывая высокое развитие мозга у некоторых – имели индивидуальные особенности, как и все живые существа…
Отношение дракона к сокровищам
Дракон в восточных легендах сам по себе выглядит как сокровище. Под подбородком у него жемчужина.
Украшения и монеты не похищает. Западный дракон – собиратель сокровищ. Хранит похищенное в пещере.
Отношение динозавра к сокровищам
Никакого! Сокровищ не собирали, это точно…
Отношение дракона к человеку
В восточных легендах - равнодушны к человеку. В западной средневековой мифологии относится к человеку как к противнику, вступает с человеком в бой.
Отношение динозавра к человеку
Увы, при встрече плотоядный динозавр отнесся бы к человеку как к добыче.
Похищение людей - дракон
Западный дракон похищает принцессу или знатную девицу. Восточный дракон за похищениями не замечен.
Похищение людей - динозавр
К счастью, нам не придется это проверить…
(Сопоставление лучше оформить на доске в виде таблицы).
Напоследок мы с вами узнаем, почему дракон связан с календарем. Эта сказка про драконов мне понравилась больше всего. В сущности, она о том, как сконструировать дракона!
Рассказанная с теплым юмором, она предлагает нам «сочинить» дракона из уже известных нам живых существ!
Легенда о том, как по животным счет годам вести стали…
Она объясняет древний календарь двенадцатилетнего цикла, который нам нравится, потому что у каждого года появляется своей талисман. Традиция эта уходит в такую глубину времени, что страшно становится. Кстати, этот календарь составлен по циклам Юпитера, газового гиганта нашей Солнечной системы. (Почему? Это сами узнаете. Узнаете, расскажете).
А пока давайте соберем из природного Лего нашего дракончика.
Яшмовый император пригласил в свой дворец всех животных, которые хотят попасть в календарь. В сказке очень забавно рассказывается об интригах между кошкой и мышкой.
Но нас интересует дракон.
…В пучине морской жил дракон. Он выглядел очень воинственно. У него был блестящий панцирь, который полностью защищал его тело. Под носом у него торчали усы, длинные и жесткие.
Дракон был уверен, что его – такого красавца – выберут обязательно!
Но у него был недостаток. У него была совсем гладкая голова, на которой ничего не росло.
Дракон очень хотел получить рога.
- Они бы так меня украсили!
В те времена у петухов были красивые большие рога. Дракон попросил петуха одолжить ему их.
- Дядюшка, - вежливо попросил дракон, - я направляюсь во дворец. Одолжи мне рога, пожалуйста.
Но петух и сам собирался во дворец. Вмешалась сороконожка.
- Ну, одолжи дракону рога. Я за него поручусь.
Петух знал, что он и так очень красив и одолжил рога.
Император выбрал 12 животных для календаря. Петух очень расстроился, что тот поставил дракона впереди него. Он потребовал у дракона вернуть долг. Но дракон поступил бесчестно!
- А зачем тебе, дядюшка? Ты без них выглядишь даже лучше!
Петух рассердился.
- Братец дракон! Так нельзя поступать! Нужны они тебе или нет, а чужую вещь надо возвращать!
Дракон поклонился и сказал, что он обязательно вернет…а пока он очень устал и хочет отдохнуть.
- Поговорим, когда я высплюсь!
И скрылся под водой. Тогда петух, само собой, отправился к сороконожке, которая поручилась за дракона.
Она растерялась и не знала, что сказать. А потом принялась изворачиваться.
- Надо было тебе хорошенько подумать!
Петух покраснел от гнева и проглотил сороконожку.
С тех пор петухи клюют сороконожек, где бы ни увидели и каждое утро требуют у дракона вернуть рога.
- Лун гэ-гэ, цзяо хуань во! Братец дракон, отдай мои рога!

Тексты цитировались по изданиям:
Чапек, Карел "Сказки и веселые истории" / Перевод Бориса Заходера. – Москва : Детская литература, 1963. – 237 с. – (Текст непосредственный)
Румынские сказки / Перевод А. Садецкого. – Бухарест : Минерва, 1973. – 423 с. – (Текст непосредственный)
Китайские народные сказки. - /Издание советского периода, 50-60-е годы, выходные данные утрачены/

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для младших школьников «Добрый мир любимых книг» Библиотечный урок для учащихся начальных классов «Книги, приносящие радость» Библиотечный урок для учащихся 2 класса Библиотечный урок для младших школьников 3-4 класса «Светильник земли русской»
Библиографический обзор в библиотеке. Пример урока
Опубликовано: 298 дней назад (5 июля 2023)
Просмотров: 624
Рубрика: Урок-диспут
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!