Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с применением интерактивной доски

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми, имеющими тнр, в подготовительной логопедической группе: «Космическое путешествие: в поисках буквы Л»
Автор: Усачева Юлия Олеговна, учитель-логопед ЧДОУ "Детский сад № 89 ОАО "РЖД"
Пояснительная записка
Занятие по обучению грамоте разработано в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой «Детского сада № 89 ОАО «РЖД», с учетом ФГОС.
Достижение поставленных задач реализуется в основных видах деятельности: познавательной, коммуникативной, двигательной.
При организации совместной деятельности педагогов и детей использовался принцип интеграции образовательных областей (ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие»).
Используемые методы: наглядные, словесные и практические.
Оборудование:
1) ИКТ (интерактивная доска с игровыми заданиями):
А) изображение Юпика на летающей тарелке (методика обучения грамоте для детей с ФФН Цукановой С.П., Бетц Л.Л.);
Б) изображение космоса;
В) д/и «Загрузи корабли» (изображение космического пространства с космическими кораблями синего и зеленого цветов, продуктами питания (овощи и фрукты) в «невесомости»);
Г) д/и «Превращения» (картинки «полка, галка, мел» - «полька, галька, мель»; «люк, ель, фляги» - «лук, ел, флаги»);
Д) д/и «Шифровка» (картинка «лапа», «липа» с фишками для звукового анализа).
2) Звуковые фонарики.
3) Звуковые пеналы.
4) Запись голоса Юпика (для постановки проблемной ситуации и дифференциации звуков [л] - [ль] в произношении).
5). Маршрут движения в космосе по планетам (маршрут выполнен на ватмане в виде изображения космоса с планетами. Планеты располагаются таким образом, что при соединении маршрута следования по планетам, получалась буква Л) + веревка для соединения планет.
6). Стихотворный текст физминутки «Созвездия».
Цель: Закрепление знаний о звуках [л] и [ль] на материале их дифференциации по твердости-мягкости.
Достижение образовательных результатов:
У детей развивается познавательный интерес, чувство эмпатии. Дети знают характеристику повторяемых звуков, дифференцируют звуки [л], [ль] на слух и в произношении в слогах, словах. Выполняют звуковой анализ слов с дифференцируемыми звуками.
Задачи:
1. Обучающие:
- закреплять знания о звуках [л], [ль];
- учить дифференцировать [л] - [ль] по твердости-мягкости в слогах, словах на слух и в произношении;
- знакомить с графическим обозначением звуков [л] и [ль].
2. Развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление, слухоречевую память, воображение;
- совершенствовать навык звукового анализа.
3. Воспитательные.
- воспитывать интерес к образовательной деятельности, чувство эмпатии.
Предварительная работа:
с детьми:
- знакомство со звуками [л], [ль];
- уточнение произношения звуков [л], [ль];
- выделение звуков [л], [ль] из состава слова;
- определение местоположения [л] и [ль] в слове (начало, середина, конец);
- выполнение звукового анализа слов со звуками [л] и [ль];
педагога:
- подготовка дидактического материала;
- обновление звуковых пеналов;
- подбор текстового материала (художественного слова);
- создание дидактических игр для интерактивной доски по теме;
- оформление космического маршрута;
- запись голоса героя для создания сказочной ситуации.
Ход образовательной деятельности
Целевой этап
1.1 Организационный этап
Логопед:
Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло посмотреть, как мы занимаемся. Давайте дружно поздороваемся.
1.2. Мотивационный этап (обеспечение мотивации)
Логопед:
К нам в группу пришло сообщение. Я вам предлагаю его прослушать.

На экране появляется Юпик, звучит голос (запись): Ребята, мы изучили звуки [л] и [ль]. Но я нигде не могу найти букву, которая обозначает эти звуки! Я искал везде, осталось неизведанным только космическое пространство. Вы готовы мне помочь в поисках буквы Л? (Ответ детей: Да!)
1.3.Этап создания проблемной ситуации
Логопед:
Поможем Юпику найти букву Л? Что для этого нужно? (Ответы детей: Поможем! Юпик не искал букву в космосе. Можно полететь в космос и там ее поискать)
1.4. Принятие решения проблемной ситуации
Логопед:
Что бы нам отправимся в космос, нам необходимо надеть наши воображаемые скафандры:
Вы сегодня космонавты,
Попрошу надеть скафандры,
(имитируют застегивание молнии снизу вверх)
И про шлемы не забудьте
В них есть воздух, очень нужный!
(имитируют надевание шлема)
Приготовимся на взлет –
Будет трудным наш полёт.
(руки вверх, подняться на носочки, потянуться)
В космосе полно планет,
(опускают руки через стороны, описывая круг)
Звезд, созвездий и комет.
(на каждое название хлопают в ладоши)
На планетах есть народ –
Он нам всем заданья шлет.
Вы заданья выполняйте -
Букву «Л» найти, дерзайте!
Усачева Ю.О.
Логопед приглашает детей за столы: занять места в космическом пространстве
Основной этап
2.1. Повторение пройденного
Логопед (достает задание от жителей, к заданию прикреплены нити): Мы прилетели на планету «Повторяй-ка». Жители этой планеты просят нас вспомнить характеристику звука [л] ([ль]) (Дети: Звук [л] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета с колокольчиком. Звук [ль] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком).
2.2. Дифференциация [л] – [ль] на слух. Игра «Зажги фонарик».
Логопед
: Перед вами «звуковые фонарики». Сообщим жителям других планет, что мы находимся в космосе. Зажгите зеленый фонарик, если услышите звук [ль] в словах, синий – если услышите звук [л].
Слова: ласточка, лето, лейка, лось, малина, палатка, полет, Полина, стул, самолет, лягушка, лампа, поплавок, полено.
2.3. Дифференциация звуков [л] – [ль] в произношении. Упражнение «Повтори за Юпиком»
На доске появляется изображение Юпика.

Юпик: Ребята, жители планет говорят на различных языках. Чтобы с ними поздороваться- повторите за мной:
Ла-ла-ля-ля ------ сла-сля-сла-сля
Лю-лю-лу-лу ------ плё-пло-плё-пло
Ли-ли-лы-ли ------ мла-мле-млу-мли
2.4. Выделение звуков [л] – [ль] из состава слова. Игра «Загрузи корабли»
Логопед: С планеты «Помогай-ка» нас просят о помощи. Корабль, перевозивший продукты питания, потерпел крушение и все продукты теперь в космосе в невесомости. Давайте загрузим все предметы, где есть звук [л] в синий корабль, а где есть звук [ль] в зеленый корабль.

На доске изображение космоса, продуктов питания «в невесомости» и два космических корабля: синий и зеленый. Продукты: лимон, картофель, слива, яблоко, клюква, лук, малина, баклажан, молоко, колбаса, хлеб. Дети строятся в две команды: одна к зеленому кораблю, другая к синему. Каждый по очереди выполняет задание, комментируя свои действия. Например, «В слове «лимон» есть звук [ль], он мягкий, поэтому загрузим лимоны в зеленый корабль». Остальные дети контролируют выполнение, потом проверяют, исправляют ошибки, объясняя свой выбор.
Логопед: В знак благодарности жители планеты дарят детям веревочку. Но для чего же нам эта веревочка? Как вы думаете? Давайте оставим из на всякий случай, вдруг пригодятся.
2.5. Физминутка «Созвездия»
Логопед:
Полетим теперь с вами на следующую планету. Повторяйте за мной:
В темной вечной тьме могучей
(руки вверх, опускаем вниз через стороны)
Только руку протяни,
(потянулись, руки вверх)
Ты ухватишься за звезды:
(руки в кулачки, сжимаем кулаки)
Рядом кажутся они.
(руки перед глазами)
Можно взять перо павлина,
(ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на часах,
(наклон вниз, руками машут тик-так)
Покататься на дельфине,
(присели, руки вперед)
Покачаться на весах
(ноги на ширине плеч, руки в стороны, покачаться)
В темной вечной тьме могучей
(руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросишь в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья
(потянулись вверх, руки вверх)
Там созвездия висят.
(руками «берем» созвездия)
Хайт А.

После физминутки логопед приглашает ребят за столы.
2.6. Звуковой анализ. Игра «Превращения»
Логопед: Мы прилетели на планету под названием «Превращай-ка». Она так называется, потому что жители этой планеты одни слова могут превращать в другие. Попробуем и мы это сделать.

На доске изображены: полка, галка, мел.
Логопед: Назовите эти слова. Какой одинаковый звук мы слышим в этих словах? Замените звук [л] на звук [ль].

На доске картинки полка, галка и мел превращаются в польку, гальку и мель.
Логопед: А теперь назовите эти картинки. Какой одинаковый звук в этих словах?

На доске изображения люка, ели и фляг.
Логопед: Замените в этих словах звук [ль] на звук [л].

На доске появляются изображения лук, ел, флаги.
2.7. Звуковой анализ. Игра «Шифровальщики».
Логопед:
Ребята, а с планеты «Зашифруй-ка» нам пришла телеграмма. Давайте посмотрим.

На доске изображение «лапа» + звуковая схема под изображением.
Логопед: Нам знакома такая шифровка? Что здесь зашифровано? Назовите каждый звук слова?
Логопед: Замените второй звук в слове «лапа» на звук [и]. Какое слово должно получиться?

На доске исчезает картинка и схема «лапа», появляется изображение «липа» и фишки для звукового анализа.
Логопед: Зашифруйте слово «липа» с помощью фишек (Дети выполняют звуковой анализ слова «липа» за столами, один ребенок у доски с комментированием).
Итог деятельности
Логопед: Ребята, мы с вами побывали на всех планетах, выполнили все задания их жителей, но букву, которая обозначает звуки [л] и [ль] мы так и не нашли!? Давайте внимательно посмотрим вокруг нас, может быть мы, эту букву где-то упустили? (Дети смотрят вокруг. Замечают маршрут (если не замечают, обратить внимание детей на него))

Логопед: Посмотрите! Если соединить весь наш маршрут с помощью линий…что же получится?! Чем мы можем соединить? (Дети соединяют маршрут движения от планеты к планете с помощью веревочки, которую им подарили жители одной из планет, таким образом, получается буква Л)

Логопед: Ура! Мы нашли букву Л! Нам пора отправляться ребята! Итак, готовимся прибыть в детский сад! Закройте глаза и скажите такую фразу: «Раз, два, три – в садик попади!»
Логопед: Вот мы с вами снова в детском саду!
Воспитатель группы подходит к ребятам: Дети, где же вы были? Я вас совсем заждалась!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с презентацией Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Подготовка к обучению грамоте Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква Ю Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква У

Похожие статьи:

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте

Опубликовано: 390 дней назад (14 октября 2023)
Просмотров: 367
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!