Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сочинение сказок детьми дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии

Обучение детей дошкольного возраста составлению сказок с использованием ТРИЗ-технологии
Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце...
Сергей Павлович Королев

Любимое занятие каждого ребенка – это чтение сказок. Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел или фантазия, это особая реальность, в которую он попадает. Сказки имеют огромную социальную, художественную и педагогическую ценность. Они позволяют приобщить детей к культуре своего народа, зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение и разбой.

В.А. Сухомлинский говорил, что есть нечто близкое между игрой и сказкой, что только человек умеет создавать сказки; и, может быть, он больше всего человек, когда слушает сказку, сочиняет или вспоминает её.

Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текста сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных. При этом дети испытывают огромный интерес к сочинению собственных сказок.

Разработчиками ТРИЗ предлагается специальная методика обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания. По их мнению, для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Модель сказки – это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.

Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:
1. Подготовительный этап - это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).

2. Основной этап - создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок, обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

«Метод каталога» («Коллаж из сказок»).
Этот метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932г. Его суть заключается в придумывании новой сказки с помощью героев, волшебных предметов и действий из различных известных сказок.
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

Можно использовать различные приемы выбора объектов сказки:
Воспитатель сам моделирует начало сказки: «Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение…» Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Чудесный мешочек – дети находят сказочные объекты (игрушки или картинки) и сочиняют сказку.
Поиск в книге – ведущий задает детям вопрос, а ребенок наугад открывает книгу и показывает любое слово на странице.

Например, сказка «Гуси-лебеди». Воспитатель: «Кого встретила девочка на своем пути?» Ребенок находит в книге героя – Серого волка – и сочиняет, как могли развиваться события.

«Перевирание сказки»
Д. Родари предлагает еще один очень интересный и увлекательный метод - перевирание сказки. Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера талантливый сказочник приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», - начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», - спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно, Красная… Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». - «Нет, не к тете, а к бабушке!» - сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше. В то же самое время дети охотно принимают правила новой игры.

Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Кроме того, условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером - удивиться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхититься находчивостью своих детей.

"Сказки наизнанку»
Это один из вариантов игры в «перевирание» сказок. Он состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Например, Красная шапочка злая, а волк добрый. Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов. Золушка стала вредная, ленивая и злая, а её сводные сестры добрыми и трудолюбивыми. Выросла репка маленькая-премаленькая…

«Знакомые герои в новых обстоятельствах»
Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Например, нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Идёт медвежонок и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет...
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые, невероятные обстоятельства.

«А что было потом?»
- А что было потом? – часто спрашивает ребенок, когда рассказчик умолкает. Сказка кончилась, и тем не менее место для того, что было потом, всегда найдется. Действующие лица потому и называются действующими: мы знаем, как они себя ведут, в каких они отношениях друг с другом. Поэтому можно проявить фантазию и посочинять, как могли развиваться события после окончания сказки.

Например, подумать, что было после того, как репку вытянули? Или как жили три поросенка после того, как выгнали волка, не возвращался ли он? С какими еще опасностями могли столкнуться семеро козлят и как жили бабушка с Красной Шапочкой?

Таким образом, применение ТРИЗ-технологии для составления текстов сказочного содержания раскрепощает детей, способствует преодолению у них стереотипов, стандартности мышления; развивает их творческое мышление и воображение, образное видение, изобретательность, а также способствует формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативность.

Кроме того, использование методов ТРИЗ в работе со сказкой оказывает значительное влияние на развитие всех сторон речи детей дошкольного возраста.

Рекомендуем посмотреть:

Особенности внедрения технологии ТРИЗ в старшей группе детского сада Конспект занятия по ТРИЗ в детском саду. Средняя группа Конспект занятия по развитию речи с применением ТРИЗ в подготовительной группе детского сада ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста. Консультация для родителей | Конспект логопедического занятия по развитию речи "Насекомые". Старшая группа
Опубликовано: 341 день назад (17 января 2024)
Просмотров: 719
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!