Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы на тему «Насекомые»
Автор конспекта: Берсенева Екатерина Дмитриевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №48» г. Северска.
Задачи приоритетной образовательной области:
• речевое развитие - развитие звуковой и интонационной выразительности речи, обогащение активного словаря (по теме «Насекомые»), развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи ОО в интеграции:
• познавательное развитие – развитие любознательности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (мир насекомых).
• физическое развитие – развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.
• социально-коммуникативное развитие – развитие эмоционального интеллекта.
Предпосылки учебной деятельности: личностные УУД (формирование умения оценивать себя), регулятивные УУД (планирование – определение последовательности действий, формирование умения придерживаться заданного плана), познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения существенных признаков), коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении).
Оборудование для педагога: предметные картинки с изображением насекомых и их жилищ, магнитная доска, схема для составления описательного рассказа о насекомом.
Оборудование для детей: мяч.
Ход занятия
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).
В разных местах группы расположены картинки с изображением насекомых.
- Посмотрите внимательно, вы ничего не замечаете?
(картинки с изображением насекомых)
- Давайте найдем всех насекомых, которые пришли к нам в гости.
(Дети ищут все картинки и садятся с ними на ковёр в круг.)
Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
Уточнение глаголов движения и пространственных предлогов.
- Вот сколько гостей оказалось у нас сегодня. Скажите, а все насекомые передвигаются одинаково?
(Нет, насекомые передвигаются по-разному – ползают, летают..)
- Тогда ответьте на 2 вопроса: Как насекомое оказалось в группе? и где оно спряталось?
Муравей приполз в нашу группу и спрятался под стулом.
Стрекоза прилетела в группу и спряталась на шторе.
Муха прилетела в группу и спряталась над шкафом.
Кузнечик прискакал в группу и спрятался около стола.
Жук приполз/прилетел в группу и спрятался между цветами.
Бабочка прилетела в группу и спряталась за мольбертом.
Водомерка прискакала в группу и спряталась на столе.
Гусеница приползла в группу и спряталась на стене.
Комар прилетел в группу и спрятался рядом с машиной.
Пчела прилетела в группу и спряталась на подоконнике.
Картинки с изображением насекомых выкладываются перед детьми.
- Какие разные насекомые к нам приползли, прискакали, прилетели. Посмотрите внимательно, а что у них общего?
(У всех есть голова, глаза, брюшко, грудка, 6 лапок, усики). Чем они отличаются?
(У некоторых есть крылья, у комара длинный прямой хоботок, а у бабочки хоботок сворачивается, у пчёл и ос есть жало)
- Давайте поиграем с нашими гостями с мячом в игру
«Наоборот».
Игра «Наоборот»
Логопед кидает мяч и произносит начало предложения, ребенок договаривает антоним и возвращает мяч взрослому.
Жук большой, а мошка
(маленькая).
У мухи крылья короткие, а у стрекозы
(длинные).
У комара лапки тонкие, а у шмеля
(толстые).
Бабочка летает, а муравей
(ползает).
Пчелы полезные насекомые, а мухи
(вредные).
У божьей коровки окраска яркая, а у комара
(бледная).
У шмеля спина широкая, а у водомерки
(узкая).
- Насекомые хотят пригласить нас в гости и угостить тем, что любят кушать сами. Давайте вспомним,
где живут и чем питаются насекомые. (Каждый ребенок выбирает одно насекомое, подходит к мольберту, находит картинку с изображением жилища, и говорит, где живёт насекомое и чем питается):
Пчела живёт в улье, она угощает нас нектаром и пыльцой.
Гусеница живёт на листике, она угощает нас листьями и травой.
Бабочка живёт на цветочной полянке, она угощает нас нектаром.
Стрекоза живёт на болоте, она хочет угостить нас мошками и комарами.
Водомерки тоже живут на болоте или пруду, они питаются мошками и комарами.
Жук живёт в траве, он угощает нас листиками, корешками и травой.
Муравей живёт в муравейнике, он угощает нас соком растений и другими насекомыми.
Муха живёт в комнате, она угощает нас сладким вареньем.
Комары живут на болоте, они питаются соком растений и кровью разных животных.
- Нравится вам такое угощение, ребята? Почему?
(рассуждения детей)
- Отправляемся
на прогулку с насекомыми.
Я шагаю по лужайке,
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка – добрый гномик-
На себе таскает домик.
Вот стоит высотный дом,
Муравьи хлопочут в нём.
(Е. Серова)
(Дети выполняют движения по тексту стихотворения.)
Составление рассказа по схеме по очереди
- Чтобы еще больше узнать о наших гостях, давайте составим о них рассказ.
- О каком насекомом вам хотелось бы рассказать?
Логопед предъявляет схему и подробно рассказывает о том, как нужно строить свой будущий рассказ согласно схеме.
- Сначала нужно назвать насекомое. Назвать, какие части тела у него есть. Рассказать, где оно живёт и чем питается. Как передвигается. Какую пользу или вред приносит окружающей среде и человеку.
(Дети составляют совместный рассказ, по очереди добавляя по одному предложению. Один ребенок повторяет полностью.)
Бабочка.
- Жучок что-то заскучал на лужайке, давайте поиграем с ним и придумаем про него рассказ.
(Дети берут в каждую руку прищепки, на которые наклеены маленькие жучки, и произносят текст, нажимая на каждое слово на прищепки).
Жук-жучок!
Жёлтый бочок.
На лужайке не лежи.
Полетай и пожужжи!
Жжжжжжжжжжжжж!
Заключительная часть (рефлексивный этап).
- Как вы думаете, нужны ли в природе насекомые?
- Представьте, как бы было хорошо, если бы не было ни назойливых мух, ни кусающих мошек и комаров, ни жалящих ос и пчёл, ни противных тараканов и гусениц.
(Рассуждения о многообразии живых существ на Земле, в т.ч. и насекомых, их роли в жизнедеятельности флоры и фауны.)
- Как вы думаете, понравилось ли нашим гостям – насекомым на занятии?
- Что понравилось вам?
- Что у вас получалось делать лучше всего?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»