Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание патриотизма у молодежи в современных условиях

Инновационные формы воспитания патриотизма у молодежи. Из опыта работы педагога дополнительного образования
Одним из приоритетных направлений развития гражданского общества в каждой стране является воспитание молодого поколения. В связи с этим особую значимость приобретает проблема поиска новых форм реализации задач патриотического воспитания.
Патриотизм - ключевая составляющая идеологии государства, детерминанта развития его независимости, фундамент духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Молодежь - стратегический ресурс развития страны и важнейший объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения социально-экономического прогресса. Основной организационно-методической задачей воспитательной работы с современной молодежью является выбор адекватных форм воспитательной работы, соответствующих ее возрастным особенностям, возможностям и запросам, ее стремлению к самостоятельному выбору содержания деятельности.
Внедрение инновационных форм педагогического взаимодействия в образовательное пространство для решения задач гражданско-патриотического воспитания обогащает процесс развития личности с активной гражданской позицией, национальным самосознанием, патриотическим мировоззрением, личности, осознающей свою причастность к происходящим в современном обществе процессам, ответственность за будущее своей страны, с готовностью к продуктивному труду на благо Родины и защите ее интересов.
Современная парадигма образования ориентирует воспитательный процесс не на «формирование» личности, а на создание условий для ее развития. Это предполагает внедрение инновационных форм воспитательной работы в контексте взаимодействия. Воспитательное взаимодействие базируется на учете индивидуальных жизненных целей и ценностей молодых людей и признании отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и одновременно источника формирования личности. Инновационные формы воспитательной работы в аспекте патриотического воспитания - это интерактивные способы взаимодействия педагогических работников и молодых людей, активизирующие реализацию педагогического потенциала воспитательного пространства.
Виды и формы интерактивных технологий
Проектная технология - ориентированная на приобретение и применение новых знаний путем организации самостоятельной познавательной и практической деятельности студентов. Этапы проектной технологии: анализ проблемы - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт – презентация. Проектные технологии классифицируются по содержанию (информационные и исследовательские) и направлению (творческие, социальные и прикладные) в соответствии с областями знаний.
Формы реализации (презентации) проектов:
Митап – мероприятие для обсуждения определенной темы, проводимое в форматах вебинаров и off-line конференций, предполагающее доклады 1-3 спикеров с неформальным участием приглашенных.
Питч-сессия – мероприятие для презентации тематически различных проектов, проводимое в off-line и on-line форматах, с презентацией докладов, и возможностью задавать по ним вопросы и оценивать глубину поиска.
Виртуальная экскурсия – заочное путешествие патриотической направленности, проводимое в формате цифровой (мультимедийной) презентации, с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Тематические конкурсы компьютерных разработок – мероприятия, предполагающие презентацию электронных проектов, с элементами мультимедиа, компьютерной графики и анимации, раскрывающие исторические события героического прошлого белорусского народа, раскрывающие суть величайшего историко-культурного и духовного наследия народа, достижений в науке, космонавтике, медицине, спорте и других сферах жизнедеятельности.
Виды тематических конкурсов:
- конкурсы компьютерных игр;
- конкурсы электронных продуктов (презентаций, портфолио и пр.);
- конкурсы социальной рекламы (плакатов, видеороликов).
Создание информационно-прикладных источников: газет, плакатов, бюллетеней, выставок, видеороликов патриотической тематики.
Создание электронных образовательных ресурсов: тестов, квизов с гражданско-патриотическим содержанием на онлайн платформах.

Кейс-технология (Case method) — технология, использующая описание реальных социальных ситуаций. Участники должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Формы реализации:
Дебаты - состязания ума, предполагающие противостояние позиций по определенным пунктам относительно темы. Обычно участвуют двое или более человек, которые намерены доказать свои собственные утверждения и, таким образом, прибегают к аргументам, чтобы опровергнуть утверждения, сделанные другими людьми. Дебаты носят формальный характер. Даже если они не модерируются и не оцениваются, участники соглашаются с темой дебатов и допустимыми правилами аргументации. Ожидается, что участники спора будут придерживаться вопроса, подкреплять свои утверждения соответствующими ссылками и следовать обычным правилам логики в выводах. Спорщики теряют очки, если они нарушают эти правила, и получают очки, если они могут заставить своего противника пойти на уступки в рамках правил.
Дискуссии – обмен идеями (обсуждение разных аспектов) по определенной теме с утверждениями, сделанными двумя или более людьми, которые делают все возможное, чтобы установить достоверность темы.
Диалоговые площадки — это пространство коммуникаций, предназначенное для выработки решений по важным для населения проблемам с участием представителей местной вертикали власти и институтов гражданского общества.

ТРИЗ технология - технология решения исследовательских (изобретательских) задач.
Формы реализации:
Мозговой штурм (брейнстормин) — коллективный поиск решений конкретной задачи. Каждый высказывает свою идею, в результате чего и рождается наилучший вариант.
Экскурсионные мероприятия, где главным условием является рефлексия, заполнение «творческого рапорта об экскурсии», когда в задании используются приемы развития творческого воображения.

АРТ-педагогические технологии - основанные на интегративном применении различных видов искусства культурного наследия народа в воспитательном процессе с целью формирования патриотической культуры личности и национального самосознания.
Классификация: арт-изо, арт-лепка, арт-песок, арт-сказка, арт-театр, арт-музыка, арт-ритмика, арт-коллажирование.
Направления:
• изучение и осмысление культурно-исторического наследия, исследование и популяризация народных обрядов, традиций декоративно-прикладного творчества, народного театра в различных регионах страны;
• изучение и популяризация традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства, исследование региональных особенностей, проявляющихся в его разнообразных подходах, техниках и технологиях;
• изучение и популяризация фольклорного искусства, исследование песенных, хореографических традиций, фольклорного движения Малой Родины, особенностей бытования календарных и семейных обрядов в различных регионах.
Игровые технологии:
Эдьютейнмент (edutainment) – технология, объединяющая обучение (англ. education) и интересное участникам развлечение (англ. entertainment). Включение молодежи в эдьютейнмент-мероприятия в рамках патриотического воспитания активизируют процессы самоактуализации, перехода от заинтересованности и вовлеченности к самонаправленности. Формы реализации: квизы (викторины в социальных сетях), ролевые и интеллектуальные игры.
Шоу-технологии – постановочные зрелищные мероприятия патриотической тематики, предполагающие деление участников на выступающих и зрителей.
Формы реализации:
Акции (лат. actio) — действие, направленное на достижение какой-либо цели. Акции делятся на локальные и масштабные, краткосрочные и продолжительные. Направлены на привлечение внимание к проблеме или совершение действий по решению проблемы.
В зависимости от поставленных целей акции, можно условно выделить несколько видов.
Благотворительные акции - по сбору средств на сохранение историко-культурного наследия.
Театрализованные акции - заявление своей позиции в творческой форме:
- перфомансы – театрализованные представления, в котором участники пытаются донести до зрителей определенную мысль, идею.
- хэппенинги - своеобразные микроспектакли с элементами сюжетности и наличием театрального реквизита, в них неизменно акцентируется свободное «пространство игры», которое должен прочувствовать зритель-соучастник.
Флешмобы (англ. flash-mob - мгновенная толпа) – сбор группы людей для выражения отношения к какому-либо информационному поводу: значимой (юбилейной) календарной дате (в масштабах страны, региона, города и т.п.); значимому событию в стране, мире; актуальной теме года; проблеме, волнующей всех.
Челленджи (англ. challenge) - совершение определенных действий с фиксацией их в формате фото или видео для публикации в социальных сетях: ВКонтакте, TikTok, Telegram и пр.
Ток-шоу – мероприятия, в которых несколько приглашенных участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы.
Паблик-ток – формат публичных встреч и интервью с известными людьми или с специалистами в какой-либо отдельной области.
Публичные конкурсы – мероприятия с публичным объявлением о выдаче награды за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов, порождающее обязанность выплатить обусловленную награду лицу, признанному победителем.
Культурные события - выставки, ярмарки, праздники, концерты, фестивали.

Здоровьесберегающая технология – система физкультурно-оздоровительных мероприятий гражданско-патриотической направленности, создающая условия для сохранения и укрепления физического, духовного, эмоционального, интеллектуального здоровья учащейся молодежи. Формы реализации: подвижные и спортивные соревнования и игры, спортивные секции и кружки, субботники.
Надо отметить, что интерактивные технологии – мобильны, восприимчивы ко всему новому, взаимопроникают друг в друга. Что определяет совершенствование содержания имеющихся технологий и появление их новых форм реализации.

Квест-технология – это синтез форм игровых, здоровьесберегающих, триз и проектных технологий. По правилам квеста участники игры проходят указанные организаторами станции, выполняя заранее подготовленные задания. В содержание квестов могут включаться виртуальные экскурсии, интеллектуальные игры, спортивные конкурсы, перфомансы, творческие проектные задания.

Рекомендуем посмотреть:

Русская матрешка - символ России Воспитание патриота и гражданина России Патриотическое воспитание в дополнительном образовании. Из опыта работы Формирование гражданских и патриотических качеств у учащихся на основе знакомства с героями Великой
Функции и компетенции методиста в образовательном учреждении
Опубликовано: 324 дня назад (7 февраля 2024)
Просмотров: 1577
0
Голосов: 0
Данильченко Светлана Михайловна # 7 февраля 2024 в 13:03 0

Уважаемый автор! Спасибо за отлично подобранный и структурированный материал по теме. Особенно благодарны Вам за то, что увидели серьезный ресурс для работы с детьми с ОВЗ. Воспитывая у детей с интеллектуальными нарушениями нравственные, в том числе патриотические, чувства, мы уже используем часть перечисленного и конечно добавим в свой кейс технологии из статьи. Например, обязательно разработаем серию патриотических квестов и социо-мобов (арт-мобы уже зарекомендовали себя как эффективные), воспользуемся потенциалом арт-технологий: анимационной терапией, музейной терапией и фототерапией. Мы широко используем технологию case-study, правда, работаем больше с кейс-иллюстрациями и фото-кейсами в силу особых образовательных потребностей наших детей. Но и сами сочиняем короткие кейсы.

Спасибо за идею с челленджами: действительно пора выходить за рамки сайта образовательной организации. Мы оценили подборку дискуссионных технологий и будем продвигать их элементы в коррекционной образовательной среде.

Данильченко С.М., педагог-психолог ГКОУ "Волгоградская школа-интернат№1"

Наталья Михайловна Григорьева # 7 февраля 2024 в 14:24 0
Уважаемая Светлана Михайловна, благодарю за ваш отзыв и высокую оценку публикации. Радует, что рекомендации приложимы и для практики работы с детьми с ОВЗ.
Долгая Екатерина Николаевна # 8 февраля 2024 в 05:54 0
Выражаю благодарность автору за статью, актуальность которой не вызывает сомнения, поскольку сегодня статьи о формировании патриотизма носят лозунговый характер и не указывают на механизмы, благодаря которым задачи патриотического воспитания реализуются в реальной образовательной системе, к тому же сегодня многие считают патриотизм пережитком Советской эпохи. Методические службы, работающие с молодежью, остро нуждаются в подобных материалах. Автором проведена серьезная работа по дифференциации и категоризации мероприятий патриотического характера в рамках технологического подхода. Особенно ценным является описание игровых технологий. Несомненно, включение современных событий, отвечающих запросам молодежи, в воспитательный процесс оптимизирует формирование гражданственности и национального самосознания. В основном автором рассмотрены оффлайн-мероприятия патриотического характера, а хотелось бы еще увидеть статью про онлайн-события, которые можно бы было включить в работу с социальными сетями, т.к. именно они сегодня являются платформой для коммуникативного взаимодействия всех участников образовательного процесса. В настоящее время система образования очевидно проигрывает в борьбе за умы молодежи именно на коммуникационных площадках. Долгая Екатерина Николаевна, специалист по работе с молодежью, Минск
Наталья Михайловна Григорьева # 8 февраля 2024 в 09:06 0
Уважаемая Екатерина Николаевна, благодарю за ваш отзыв и высокую оценку публикации.
Степанова-Дубинская Ольга Николаевна # 9 февраля 2024 в 10:41 0
Авторская разработка представляет несомненный интерес как для методистов, так и для педагогов-практиков, работающих с молодежью. Актуальность рекомендаций заключается в предложенной классификации технологий и обозначении конкретных форм воспитательной работы. Традиционные формы, как-то «беседа», «лекция» и пр. уже не отвечают духу времени и мотивационному полю молодых людей, поэтому особую ценность приобретает триггерный характер материалов, который может стать стартовым для ищущих и активных педагогов, которые, возможно, впервые встретили некоторые обозначения форматов мероприятий, и примут их на вооружение, обогащая свой профессиональный арсенал. Особо хочется отметить универсальный характер обоснования необходимости и путей формирования патриотизма в структуре личности молодых людей. Вне зависимости от региона, эти вопросы лежат на повестке дня в каждой стране.А наиболее важной темы в воспитательной работе с подрастающим поколением нет.
Наталья Михайловна Григорьева # 9 февраля 2024 в 16:48 0
Уважаемая Ольга Николаевна, благодарю за ваш отзыв и высокую оценку публикации.