Инновационные формы воспитания патриотизма у молодежи. Из опыта работы педагога дополнительного образования
Одним из приоритетных направлений развития гражданского общества в каждой стране является воспитание молодого поколения. В связи с этим особую значимость приобретает проблема поиска новых форм реализации задач патриотического воспитания.
Патриотизм - ключевая составляющая идеологии государства, детерминанта развития его независимости, фундамент духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Молодежь - стратегический ресурс развития страны и важнейший объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения социально-экономического прогресса. Основной организационно-методической задачей воспитательной работы с современной молодежью является выбор адекватных форм воспитательной работы, соответствующих ее возрастным особенностям, возможностям и запросам, ее стремлению к самостоятельному выбору содержания деятельности.
Внедрение инновационных форм педагогического взаимодействия в образовательное пространство для решения задач гражданско-патриотического воспитания обогащает процесс развития личности с активной гражданской позицией, национальным самосознанием, патриотическим мировоззрением, личности, осознающей свою причастность к происходящим в современном обществе процессам, ответственность за будущее своей страны, с готовностью к продуктивному труду на благо Родины и защите ее интересов.
Современная парадигма образования ориентирует воспитательный процесс не на «формирование» личности, а на создание условий для ее развития. Это предполагает внедрение инновационных форм воспитательной работы в контексте взаимодействия. Воспитательное взаимодействие базируется на учете индивидуальных жизненных целей и ценностей молодых людей и признании отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и одновременно источника формирования личности. Инновационные формы воспитательной работы в аспекте патриотического воспитания - это интерактивные способы взаимодействия педагогических работников и молодых людей, активизирующие реализацию педагогического потенциала воспитательного пространства.
Виды и формы интерактивных технологий
Проектная технология - ориентированная на приобретение и применение новых знаний путем организации самостоятельной познавательной и практической деятельности студентов. Этапы проектной технологии: анализ проблемы - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт – презентация. Проектные технологии классифицируются по содержанию (информационные и исследовательские) и направлению (творческие, социальные и прикладные) в соответствии с областями знаний.
Формы реализации (презентации) проектов:
Митап – мероприятие для обсуждения определенной темы, проводимое в форматах вебинаров и off-line конференций, предполагающее доклады 1-3 спикеров с неформальным участием приглашенных.
Питч-сессия – мероприятие для презентации тематически различных проектов, проводимое в off-line и on-line форматах, с презентацией докладов, и возможностью задавать по ним вопросы и оценивать глубину поиска.
Виртуальная экскурсия – заочное путешествие патриотической направленности, проводимое в формате цифровой (мультимедийной) презентации, с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Тематические конкурсы компьютерных разработок – мероприятия, предполагающие презентацию электронных проектов, с элементами мультимедиа, компьютерной графики и анимации, раскрывающие исторические события героического прошлого белорусского народа, раскрывающие суть величайшего историко-культурного и духовного наследия народа, достижений в науке, космонавтике, медицине, спорте и других сферах жизнедеятельности.
Виды тематических конкурсов:
- конкурсы компьютерных игр;
- конкурсы электронных продуктов (презентаций, портфолио и пр.);
- конкурсы социальной рекламы (плакатов, видеороликов).
Создание информационно-прикладных источников: газет, плакатов, бюллетеней, выставок, видеороликов патриотической тематики.
Создание электронных образовательных ресурсов: тестов, квизов с гражданско-патриотическим содержанием на онлайн платформах.
Кейс-технология (Case method) — технология, использующая описание реальных социальных ситуаций. Участники должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Формы реализации:
Дебаты - состязания ума, предполагающие противостояние позиций по определенным пунктам относительно темы. Обычно участвуют двое или более человек, которые намерены доказать свои собственные утверждения и, таким образом, прибегают к аргументам, чтобы опровергнуть утверждения, сделанные другими людьми. Дебаты носят формальный характер. Даже если они не модерируются и не оцениваются, участники соглашаются с темой дебатов и допустимыми правилами аргументации. Ожидается, что участники спора будут придерживаться вопроса, подкреплять свои утверждения соответствующими ссылками и следовать обычным правилам логики в выводах. Спорщики теряют очки, если они нарушают эти правила, и получают очки, если они могут заставить своего противника пойти на уступки в рамках правил.
Дискуссии – обмен идеями (обсуждение разных аспектов) по определенной теме с утверждениями, сделанными двумя или более людьми, которые делают все возможное, чтобы установить достоверность темы.
Диалоговые площадки — это пространство коммуникаций, предназначенное для выработки решений по важным для населения проблемам с участием представителей местной вертикали власти и институтов гражданского общества.
ТРИЗ технология - технология решения исследовательских (изобретательских) задач.
Формы реализации:
Мозговой штурм (брейнстормин) — коллективный поиск решений конкретной задачи. Каждый высказывает свою идею, в результате чего и рождается наилучший вариант.
Экскурсионные мероприятия, где главным условием является рефлексия, заполнение «творческого рапорта об экскурсии», когда в задании используются приемы развития творческого воображения.
АРТ-педагогические технологии - основанные на интегративном применении различных видов искусства культурного наследия народа в воспитательном процессе с целью формирования патриотической культуры личности и национального самосознания.
Классификация:
арт-изо, арт-лепка, арт-песок, арт-сказка, арт-театр, арт-музыка, арт-ритмика, арт-коллажирование.
Направления:
• изучение и осмысление культурно-исторического наследия, исследование и популяризация народных обрядов, традиций декоративно-прикладного творчества, народного театра в различных регионах страны;
• изучение и популяризация традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства, исследование региональных особенностей, проявляющихся в его разнообразных подходах, техниках и технологиях;
• изучение и популяризация фольклорного искусства, исследование песенных, хореографических традиций, фольклорного движения Малой Родины, особенностей бытования календарных и семейных обрядов в различных регионах.
Игровые технологии:
Эдьютейнмент (edutainment) – технология, объединяющая обучение (англ. education) и интересное участникам развлечение (англ. entertainment). Включение молодежи в эдьютейнмент-мероприятия в рамках патриотического воспитания активизируют процессы самоактуализации, перехода от заинтересованности и вовлеченности к самонаправленности. Формы реализации: квизы (викторины в социальных сетях), ролевые и интеллектуальные игры.
Шоу-технологии – постановочные зрелищные мероприятия патриотической тематики, предполагающие деление участников на выступающих и зрителей.
Формы реализации:
Акции (лат. actio) — действие, направленное на достижение какой-либо цели. Акции делятся на локальные и масштабные, краткосрочные и продолжительные. Направлены на привлечение внимание к проблеме или совершение действий по решению проблемы.
В зависимости от поставленных целей акции, можно условно выделить несколько видов.
Благотворительные акции - по сбору средств на сохранение историко-культурного наследия.
Театрализованные акции - заявление своей позиции в творческой форме:
-
перфомансы – театрализованные представления, в котором участники пытаются донести до зрителей определенную мысль, идею.
-
хэппенинги - своеобразные микроспектакли с элементами сюжетности и наличием театрального реквизита, в них неизменно акцентируется свободное «пространство игры», которое должен прочувствовать зритель-соучастник.
Флешмобы (англ. flash-mob - мгновенная толпа) – сбор группы людей для выражения отношения к какому-либо информационному поводу: значимой (юбилейной) календарной дате (в масштабах страны, региона, города и т.п.); значимому событию в стране, мире; актуальной теме года; проблеме, волнующей всех.
Челленджи (англ. challenge) - совершение определенных действий с фиксацией их в формате фото или видео для публикации в социальных сетях: ВКонтакте, TikTok, Telegram и пр.
Ток-шоу – мероприятия, в которых несколько приглашенных участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы.
Паблик-ток – формат публичных встреч и интервью с известными людьми или с специалистами в какой-либо отдельной области.
Публичные конкурсы – мероприятия с публичным объявлением о выдаче награды за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов, порождающее обязанность выплатить обусловленную награду лицу, признанному победителем.
Культурные события - выставки, ярмарки, праздники, концерты, фестивали.
Здоровьесберегающая технология – система физкультурно-оздоровительных мероприятий гражданско-патриотической направленности, создающая условия для сохранения и укрепления физического, духовного, эмоционального, интеллектуального здоровья учащейся молодежи. Формы реализации: подвижные и спортивные соревнования и игры, спортивные секции и кружки, субботники.
Надо отметить, что интерактивные технологии – мобильны, восприимчивы ко всему новому, взаимопроникают друг в друга. Что определяет совершенствование содержания имеющихся технологий и появление их новых форм реализации.
Квест-технология – это синтез форм игровых, здоровьесберегающих, триз и проектных технологий. По правилам квеста участники игры проходят указанные организаторами станции, выполняя заранее подготовленные задания. В содержание квестов могут включаться виртуальные экскурсии, интеллектуальные игры, спортивные конкурсы, перфомансы, творческие проектные задания.
Рекомендуем посмотреть:
Русская матрешка - символ России
Воспитание патриота и гражданина России
Патриотическое воспитание в дополнительном образовании. Из опыта работы
Формирование гражданских и патриотических качеств у учащихся на основе знакомства с героями Великой